Роспись по металлу
Лимузин ЗИС-101 на крышке портсигара
Слово «портсигар» происходит от французского словосочетания porte-cigare, или дословно «носить сигары». Сначала, а именно в XVII веке, это была дорогая вещь – золото, серебро, бриллианты, драгоценные камни, перламутр, эмаль. потом все стало проще – сталь, алюминий, гравировка. Да и место дорогих сигар все чаще занимали сигареты или папиросы. Особую популярность портсигары приобрели во время мировых войн, поскольку не только хорошо сохраняли табак, но иногда и спасали если не от пуль, то от осколков. Да и в оформлении фронтовых портсигаров были свои особенности.
Однажды во время Великой Отечественной на Северном флоте один драматург решил поставить в местном Доме культуры пьесу о подводниках. С фактурой проблем не было никаких – кругом полно флотских друзей и знакомых, набросавших ситуаций и реплик для сценария. После спектакля радостный и счастливый автор решил было поинтересоваться мнением о постановке, но ответ одного из друзей оказался далеким от ожидаемого: «Да пошел ты со своим спектаклем! Я целый месяц был в походе, я горел, задыхался и тонул на подводной лодке! Я вернулся из похода и пошел в театр, чтобы культурно отдохнуть с девушкой, а ты мне два часа показывал на сцене, как я горел, задыхался и тонул».
С портсигарами времен войны примерно такая же история. Одна из традиций – украшение верхней крышки на самые разные сюжеты, но на фронте, как правило, предпочитали не фронтовые сцены, а что-то, напоминающее о счастливой мирной жизни.
Поэтому можно предположить, что этот простенький алюминиевый портсигар сделан во времена войны в какой-нибудь прифронтовой мастерской. Материал – обычный алюминий. Наверняка на портсигар пошла алюминиевая тарелка или кусок обшивки подбитого самолета. Рисунок на крышке чуть ли не нацарапан. Каждый тогда «царапал» по памяти что мог – портрет любимой девушки, родной дом в деревне, лошадей, собак, цветы… То, чего не хватало в окопах.