Пора вытащить скелеты из бабушкиного шкафа
Однажды я зашла в тупик. В то время я не была ни главным редактором, ни даже просто редактором — я была совершенно потерянной, очень юной мамой особенного ребенка, без работы, посреди разваливающегося брака и без каких-либо надежд на карьеру, о которой мечтала с детства. Еще бы, меня наравне с родителями растили две мощные бабушки, образцы поистине комсомольского «труда и обороны». Одну из них как-то увезли с разорвавшимся аппендиксом прямо от школьной доски (она учитель химии), у другой случился навсегда парализовавший ее инсульт — после сложного месяца на работе (она хирург-гинеколог). Я выросла в мире, где Золушка просто неблагодарная лентяйка.
К моменту тупика я уже не первый год ходила на психотерапию, но лучше не становилось. И тогда мой терапевт вдруг сказала: «Я нашла для вас работу по профессии. Вам нужно сделать большие интервью с вашими бабушками — услышать во всех подробностях историю их жизни. А потом мы обсудим». Все в пыли, моли и затерявшихся воспоминаниях; мы вытаскивали скелет за скелетом из моего домашнего шкафа — и я с ужасом узнавала в них себя. Спустя несколько месяцев я начала новую жизнь.
В психологии есть феномен «семейных мифов» — это искаженные, не соответствующие реальности представления членов семьи о себе, друг о друге, о своих отношениях. Теорию семейных мифов использовали и Фрейд, и Юнг, но первым про нее заговорил психиатр Антонио Феррейра — он считал, что эти мифы включают определенные защитные механизмы, которые поддерживают единство в дисфункциональных семьях. Феррейра и его последователи считали, что семейная терапия заключается в разрушении вредных мифов и построении новых.