«Я никогда не стремился быть богатым»
Герой первого номера российского Forbes Алексей Мордашов вспоминает вместе с нами прошедшие пятнадцать лет.
В апреле 2004 года вышел первый номер Forbes с вами на обложке. Вы помните свои эмоции?
Эмоции? Да нет, много лет прошло. Наверное, были какие-то эмоции. Все-таки Forbes — известный журнал...
Интервью у вас брал наш первый редактор — Пол Хлебников.
Он был очень энергичным, заинтересованным — задавал много вопросов, ему было интересно разобраться в том, что происходило.
А почему он выбрал именно вас героем первого номера?
Очень хороший вопрос. Самого Пола уже теперь не спросишь. Мне кажется, он хотел найти бизнесмена, который имел бы достаточно приличную биографию и какой-то потенциал в развитии, надежду стать кем-то значимым для общества, не знаю, как точнее сформулировать. Кроме того, приватизация «Северстали» не была связана с корпоративными конфликтами в отличие от ряда других предприятий в России. Он тогда написал, насколько я помню: «Это один из тех предпринимателей, в отношении которого мы все должны определиться: мы его любим или ненавидим, будем поддерживать или будем сдерживать». В нашей стране тогда не было консенсуса по поводу капитализма. Возможно, и до сих пор его нет.
Вы могли бы сравнить себя в 1990-е, когда вы создавали «Северсталь», в нулевые и сегодня?
Вы знаете, что-то поменялось, что-то осталось неизменным. Например, какие-то фундаментальные вещи: внимание к людям, понимание того, что именно люди — ключ к успеху и надо выращивать культуру в компании, чтобы бизнес был успешным, — это не изменилось. С годами пришла эмоциональная зрелость, я стал старше, больше стало понимания процессов, профессионализма, спокойствия, но и усталости больше.