Золотой эпилог
Сколько «Спартак» заработал на чемпионстве.
В 2018-м «Спартак» первым в российском футболе решился опубликовать данные о своей коммерческой деятельности. Летом вышел увесистый буклет «Путь к чемпионству» по итогам трех сезонов (до 2016/2017) с небольшим разделом «Финансы». В декабре 2018-го клуб представил полноценный отчет за сезон 2017/2018. 16 страниц финансовых диаграмм убеждают, что чемпионство пошло на пользу экономике «Спартака». Forbes выбрал самые показательные цифры и попросил коммерческого директора клуба Александра Атаманенко их прокомментировать.
Билетная выручка, млн руб.
32% совокупного дохода всех команд российской футбольной премьер-лиги от продажи билетов и абонементов на матчи чемпионата страны, Кубка России и Еврокубков в сезоне 2017/2018 обеспечил московский «Спартак»
Доходы «Спартака» в сезонах 2016/2017 и 2017/2018, млн руб.
Лицензионные соглашения
В опубликованном отчете не отражены расходы клуба, а также совокупный доход и вклад спонсоров, хотя у «Спартака» едва ли не лучшее партнерское портфолио в российском футболе. «В сезоне 2017/2018 спонсорство принесло 51,6% коммерческих доходов, — добавляет Атаманенко. — Доля немного сократилась по сравнению с чемпионским сезоном, так как серьезно выросли цифры по некоторым другим направлениям. По абсолютным показателям есть рост, сопоставимый с ростом выручки по билетам. Кроме того, большой потенциал мы видим в лицензионной программе».
Сдача помещений в аренду
«Спартак» принимает на стадионе около 120 нефутбольных событий в год, что позволяет клубу солидно зарабатывать на аренде. Выручка от мероприятий, связанных с использованием арены во время Кубка конфедераций, учтена в статье «проектная деятельность». «Нам очень интересны концерты, — говорит Атаманенко. — Мы можем просто сдать в аренду площадку с базовым набором услуг, но обычно выстраиваем комплексные отношения с организаторами: подписываем агентский договор на продажу билетов и получаем процент от их реализации».