Бедный родственник
Микаил Шишханов лишился не только Бинбанка, но и своих долей в активах семьи Гуцериевых.
Двадцать первого сентября 2017 года произошло то, о чем на банковском рынке говорили уже пару месяцев: ЦБ объявил о санации банков, принадлежащих миллиардерам — Микаилу Шишханову и его дяде Михаилу Гуцериеву. Под принудительное оздоровление через Фонд консолидации банковского сектора (ФКБС) попали Бинбанк (12-е место по активам), Рост Банк, «Бинбанк диджитал» и Уралприватбанк. В результате Шишханов может потерять не только банки, но и промышленные активы и покинуть список самых богатых предпринимателей Forbes. Сам он от интервью для этой статьи отказался.
Предварительные расходы на докапитализацию Бинбанка зампред ЦБ Василий Поздышев оценил в 250–350 млрд рублей, позже планка была повышена до 350–370 млрд рублей. При этом одним из условий санации стала передача на баланс банка промышленных активов группы «Сафмар», принадлежащей семье миллиардера Михаила Гуцериева. Поздышев подчеркнул, что на протяжении нескольких месяцев ЦБ обсуждал с владельцами Бинбанка варианты спасения, но в итоге переговоры зашли в тупик, все предложения собственников банка сводились к просьбе дать им льготный кредит на срок до 10 лет.
В 1992 году 20-летний Микаил Шишханов, старший из племянников Гуцериева, начал работать у дяди в «Промышленно-финансовой компании БИН». В 1993 году Гуцериев зарегистрировал Бинбанк и назначил Шишханова банкиром, а в 1998 году он стал единственным владельцем банка. В 2016 году группу БИН переименовали в группу «Сафмар», хотя юридически она, как и предшественница, не зарегистрирована — под этим названием объединены самые разные компании клана Гуцериевых. Основное направление деятельности группы — нефтяное — курировал лично Михаил Гуцериев, недвижимостью занимался его брат Саит-Салам, а финансовый бизнес оставался за Шишхановым. В июне 2014 года Гуцериев снова вошел в капитал Бинбанка, а весной 2015-го увеличил свой пакет до 39,4% акций. В банк, по словам Гуцериева, он вложил всего $300 млн. В то же время брату и племяннику достались доли в его основных проектах. Саит-Салам и Шишханов получили по 15% в нефтяных активах «Сафмара» (доли в «Русснефти» и «Нефтисе») и по 24% в «Русском угле» (по словам Гуцериева).