Что значит успех
Общество уходит от вертикалей и доминант в общении между людьми, будь то бизнес или семья. Какие вызовы стоят перед современным человечеством?
«Кто ты?» — это вопрос, который мне, пожалуй, чаще всего задают. Еще 20 лет назад ответ был бы простым и понятным: инвестиционный банкир. Десять лет назад этот вопрос тоже не вызвал бы трудностей: бизнесмен и филантроп. Сейчас я представляюсь социальным предпринимателем. И это нередко вызывает недоумение: слова «социальный» и «предприниматель» как будто конфликтуют. Требует объяснения и другая моя роль — «человек, который объединяет людей вокруг интересных идей». Как эта профессия называется? Коннектор и катализатор? Такой пока нет в общепринятом понимании. Но запрос на объединение людей и идей есть. У меня более 60 проектов разного статуса — коммерческие, благотворительные, смешанные. И все эти проекты партнерские: где-то я старший партнер, а где-то младший. Единого доминирующего центра нет, как нет и жесткой иерархии. Вместо этого обширные горизонтальные связи и коллегиальное принятие решений.
Кардинальная смена парадигмы межличностных отношений (в бизнесе, семье или обществе), а именно уход от вертикалей и доминант — один из самых мощных вызовов современности. Он, в свою очередь, подпитывается чередой других серьезных вызовов. Какие-то из них меня беспокоят, какие-то вдохновляют, но они уже данность. И тут, помимо эмоциональной реакции, важна рефлексия. Я назову пять значимых вызовов. Надеюсь, через их объяснение придет и лучшее понимание моих нынешних ролей. Понимание, что они сформированы не прихотью, а новой реальностью.
1. Атака технологий. В январе 2021 года социальные сети дезактивировали аккаунты Дональда Трампа. Мы не обсуждаем, хороший он или плохой. Важен факт: частные компании отключили от возможности коммуницировать президента одной из могущественнейших мировых держав, решив, что он обманывает. На наших глазах произошла революция: вдруг выяснилось, что технологические компании обладают такой мощью и властью, что могут отключить любого из нас без всяких объяснений. Возникает фундаментальный вопрос: кто принимает решение?