Эпоха сбережений
Снижения инфляции и укрепления рубля недостаточно для роста экономики.
Главным событием 2017 года в валютно-денежной сфере стало стремительное снижение инфляции — до 2,5%, что существенно ниже целевого уровня ЦБ 4%. Вместе с сильно сократившейся амплитудой колебаний курса это создало совершенно новую, невиданную ранее макроэкономическую реальность. Хотя инфляционные ожидания россиян сильно отличаются от результатов эконометрических измерений, скорее всего, уже довольно скоро придет осознание ими новой динамики цен, а вместе с ним — и значительно более низкие процентные ставки.
Такой порядок не случаен. Одной из главных преград на пути дальнейшего снижения процентных ставок считается отношение граждан к замедлению роста цен как к временному явлению. Большинство еще не поверило, что цены могут оставаться стабильными, и это вынуждает ЦБ медлить, удерживая реальные процентные ставки на рекордно высоком уровне по сравнению с другими странами.
Высокие ставки увеличивают привлекательность сбережений: на размещенные в банках рублевые депозиты их владельцы в будущем смогут купить больше товаров, чем сейчас, так как выплаты по ним сильно опережают инфляцию. Если бы ожидания населения по инфляции были закреплены на целевом уровне около 4%, то можно было бы не переплачивать за сбережения в рублях, понизив ключевую ставку до 1–2% в реальном выражении.
В условиях стабильных цен валютный курс теряет свою актуальность. Если и в самом деле можно долгосрочно сберегать, оставаясь в национальной валюте, то зачем принимать дополнительные риски иностранной? Меньший уровень перетока сбережений между валютами в момент ослабления рубля и укрепления доллара придает курсу больше стабильности. Минфин, добившись принятия бюджетного правила, заменил собой ЦБ с точки зрения валютных интервенций, которые смягчают колебания курса, связанные с ценами на нефть. Таким образом, стабильность наблюдается и на валютном, и на денежном рынке. Чем больше россиян поверят в возможность такой долгосрочной стабильности, тем вероятнее, что она сможет продержаться долго, поскольку от такой веры зависит поведение людей, которые и осуществляют самосбывающееся пророчество.