Глубоко берут
Выходец из «Реновы» Максим Сурнин привлек в инвесторы миллиардера Виктора Вексельберга, чтобы создать национальный бренд питьевой воды из озера Байкал.
Сооснователь компании «Байкалси» — производителя воды Baikal430 — Максим Сурнин берет в руки пол-литровую бутылку воды с квадратным дном, откручивает крышку и показывает специальный номер под ней, подтверждающий подлинность воды. «Нас спрашивают, откуда мы берем воду. Добывать байкальскую глубинную воду можно только на Байкале, больше нигде», — говорит он.
Для бренда воды Baikal430, которую добывают на знаменитом озере на глубине 430 м, придумали онлайн-идентификацию и сделали рекламу с участием известных актеров. В 2013 году в число акционеров вошел миллиардер Виктор Вексельберг (владеет 47% акций). С мая 2016 года флагманский бренд «Байкалси» Baikal430 продается в «Азбуке вкуса», сетях X5 Retail, «Гастрономе №1» в ГУМе. Выручка бренда с момента его выхода на рынок (чуть более года назад) составила 350 млн рублей.
Ненужная скважина
Активное освоение Байкала — крупнейшего природного резервуара пресной воды — пришлось на советские годы. С конца 1960-х одним из ведущих в этом направлении был «Иркутскпищепром». Предприятие, расположенное на левом берегу Ангары, прославилось на весь Союз благодаря тонизирующему напитку «Байкал» и минеральной воде «Иркутская». После приватизации образовалось ЗАО, куда вошло 15 предприятий пищевой промышленности вместе с флагманом — Иркутским пивобезалкогольным комбинатом. В 2002 году его долю на рынке Сибири оценивали в 7%, он занимал третье место по популярности в регионе, уступая BBH и «Пивоварням «Москва-Эфес». На развитие нужны были деньги, и гендиректор «Иркутскпищепрома» Андрей Даев предложил инвестиционной компании Виктора Вексельберга «Ренова» вложиться в производство. В 2003-м «Ренова» получила контроль над ЗАО, вместе с Даевым она консолидировала 64% акций. Сделку оценочной стоимостью $30 млн курировал директор иркутского филиала «Реновы» Максим Сурнин. Через несколько лет предприятие перепродали международной пивоваренной компании Heineken. «Вода тогда никого не интересовала, партнер отказался ее выкупать. Эта часть производства досталась нам, и с 2006 года мы начали его развивать», — рассказывает Сурнин, который стал сооснователем бизнеса с долей 53%.