Портрет миллионера
Как меняются инвестиционные настроения состоятельных русских
Отличительные черты российских состоятельных инвесторов —предпринимательский дух и большой интерес к риску. Выходцы из бывшего Советского Союза склонны к новым идеям, среди них очень популярны любые инновационные проекты, они рассчитывают на большую доходность. При этом поведение российских миллионеров постоянно меняется. Еще 10 лет назад многие из них не инвестировали свободные средства в ценные бумаги. Сегодня абсолютно все если еще не инвестируют, то по крайней мере задумываются о такой возможности. Влияют на поведение и новые внешние условия. Санкции, особое отношение иностранных банков к российским клиентам, да и в целом напряженная геополитическая обстановка — все это заставляет владельцев капитала правильно структурировать активы, декларировать доходы и счета, отказываться, несмотря на более высокие издержки, от использования ненадежных контрагентов.
Сейчас в России, по данным Global Wealth Report от Credit Suisse, 132 000 долларовых миллионеров. Julius Baer вместе с Центром управления благосостоянием и филантропии «Сколково» насчитали немного больше — 150 000, или 0,1% населения страны.
Условно всех состоятельных людей можно разделить на топ-менеджеров и собственников бизнеса. У них зачастую разные потребности, предпочтения и требования.
Управленцам высшего звена, работающим в крупных российских или международных структурах, чаще всего нужно помочь сформировать портфель, соответствующий их долгосрочным целям, их надо периодически снабжать уникальными, не похожими на предложения других домов идеями, а также решать вопросы защиты состояния и его наследования. По сути, это управление капиталом семьи с учетом интересов каждого ее представителя. Владельцев компаний интересуют не только личные инвестиции, чаще им нужна помощь с бизнесом: например, привлечение долгового финансирования, повышение инвестиционной привлекательности их компании, хеджирование валютных рисков и даже организация программы долгосрочной мотивации для сотрудников. Причем это не всегда реальное участие инвестдома в сделке — иногда нужно организовать контакт с правильными контрагентами, встречу с профильными аналитиками или экспертами из других отраслей, которые помогут принять то или иное решение.