Ручная сборка
Сервис доставки продуктов Instamart стал прибыльным, скопировав модель американского Instacart.
В конце декабря 2017 года бывший аналитик Goldman Sachs Петр Федченков возвращался со встречи выпускников Гарвардской школы бизнеса. Из окна такси он смотрел на предновогоднюю Москву и вспоминал украшенный к Рождеству Бостон, где он учился в 2012–2014 годах. Во время учебы в США Федченков заинтересовался бизнесом американского сервиса по доставке продуктов из супермаркетов Instacart. В 2013 году вместе с партнерами, тоже бывшими инвестиционными аналитиками, Андреем и Дмитрием Жулиными они запустили в Москве похожий сервис с созвучным названием Instamart.
Партнеры вложили в запуск сервиса 15 млн рублей собственных накоплений. Инвесторами сервиса также выступили гендиректор и основатель Qiwi Сергей Солонин, экс-президент «Дикси» Илья Якубсон, а также Mail.ru Group и Gazprom Media Partners. В 2018 году оборот Instamart достиг 1 млрд рублей (на такую сумму пользователи сервиса купили продуктов), а выручка — 200 млн рублей.
На старте Instamart, вдохновившись примером американского Instacart, работающего по модели Uber, сделал ставку на фрилансеров. Любой желающий мог взять онлайн-заказ, собрать продукты по списку в супермаркете и доставить их на дом или в офис. Эта модель позволяла экономить на штатных курьерах. Федченков решил не делать наценок на товары, а зарабатывать благодаря платной доставке и наличию партнерских скидок в магазинах. Но с первым партнером — гипермаркетом Metro на проспекте Мира — договориться о скидке не удалось. Поэтому поначалу Instamart закупал у Metro продукты на тех же условиях, что и любые другие b2b-покупатели, но брал со своего клиента 10% от стоимости заказа.