Совершенная конкуренция
На рынке private banking нет новых идей.
Хрестоматийный пример рынка совершенной конкуренции — автомобильные заправки. Бензин у всех одинаковый, клиенту все равно, на какой именно АЗС заправляться, конкурировать они могут только по цене. Такая конкуренция толкает цены вниз, съедая всю маржу, в итоге прибыль на рынке совершенной конкуренции падает. Примерно в таком положении оказались крупнейшие российские частные банки, управляющие деньгами миллионеров.
Раньше рынок развивался за счет притока новых клиентов, ЦБ вел зачистку банковского сектора, и клиенты переходили из маленьких частных банков в крупные, желательно государственные. Этот процесс завершился, а вместе с ним остановился и поток клиентов, говорит генеральный директор Frank RG Юрий Грибанов. «У всех частных банков все одинаковое: аналогичные услуги и сервисы, клиенту совершенно не за что зацепиться, и у него нет ответа на вопрос: почему он должен держать свой капитал в том или ином банке. Ну разве что ему нравится красный цвет или не нравится Герман Греф. Какой-то большой идеи у рынка нет», — отмечает он.
По данным Forbes, число клиентов всех банков выросло с момента составления прошлого рейтинга на 6%, однако основной вклад в прирост внесли «Тинькофф» и Совкомбанк, которые в 2020 году не вошли в лонг-лист и не предоставили данных. Без их учета число клиентов не выросло. При этом число клиентов у лидеров рейтинга выросло в среднем на 10–15%. Самыми заметными событиями на рынке за последние 12 месяцев, пожалуй, стали намерение «Сити» продать розничный бизнес, включая private banking (переговоры идут, например, с Альфа-банком), и появление private banking у «Тинькофф». Это пока стартап, но за два-три года «Тинькофф» собирается войти в тройку крупнейших банков по этому бизнесу. Банк ориентируется на миллионеров новой экономики, которые предпочитают хранить деньги за рубежом, и, возможно, он найдет ту самую большую идею, от отсутствия которой страдает рынок. Пока же «Тинькофф» не попал и в число 15 лучших банков в private banking.