Можно ли обуздать вирусную пандемию?
Болезни издавна настигали людей, и понятно, что будут настигать и в дальнейшем. Свидетельства пандемий обнаруживаются и в древних людских захоронениях, но там характер заболевания и его возбудитель совершенно неясны. Чем ближе к нашему времени, тем более развита наука, тем больше понятны болезни, тем успешнее способы их лечения (которых когда-то просто не было).
Если число погибших от так называемой Юстиниановой чумы в середине первого тысячелетия нашей эры оценивается в 90 млн человек и от «испанки» в начале ХХ века в 100 млн человек, то в ходе вызвавшей панику пандемии COVID-19 (2019–2023 гг.) умерло по всему миру около 7 млн человек, и распространение вируса было быстро остановлено.
В борьбе с ковидной пандемией и с другими массовыми вирусными инфекциями в ХХ и ХХI веке главную роль сыграла вакцинация, то есть иммунопрофилактика. Остановимся пока на ней, хотя на самом деле она может быть частью гораздо более интересного сюжета, как будет показано дальше.
Начало научной вакцинации связывают с именем английского врача Эдварда Дженнера, который разработал метод спасения людей от смерти, вызванной вирусом натуральной оспы, введением им менее опасного вируса коровьей оспы. Первая документированная вакцинация с демонстрацией последующей невосприимчивости к вирусу натуральной оспы была сделана им в 1796 году. Однако предшественники у Дженнера были, пусть и не столь квалифицированные. Уже в начале XVIII века в Англии в разных местах удавалось предотвратить или ослабить заболевание людей оспой введением им в кожу растертых с кровью пузырьков («пустул») заболевших оспой людей. Эта процедура называлась вариоляцией. Несколько большим успех был тогда, когда для вакцинации использовали материал от заболевших слабой формой оспы. А в октябре 1768 (!) года по настоянию императрицы Екатерины II впервые в России она и ее сын Павел Петрович были иммунизированы против оспы методом вариоляции. Конечно, слишком уж часты были случаи заболевания и гибели людей от такой «вакцинации». Дженнер же демонстрировал у привитых полную невосприимчивость к оспе при последующем введении им максимально опасного вируса.