Академик Александра Бужилова: долгожители ценят уважение, сопереживание и доброту
Чем болели наши далекие предки? Как лечились и выхаживали больных? Как решали, кого надо лечить, а кого не обязательно? Как ученые об этом узнают? Кто здоровее — мы или они? Они выжили вопреки многим трудностям — а у нас есть шансы? Об этом разговор с академиком Александрой Бужиловой, директором института и Музея антропологии МГУ.
Александра Петровна, сейчас главными причинами смертности людей стали сердечно-сосудистые и онкологические заболевания. А что известно о болезнях, которыми страдали наши далекие предки? Каким самым ранним временем датирована эта информация?
— Для ответа на этот вопрос существует целая наука — палеопатология, изучающая болезни древних людей. Она занимается разными вопросами, связанными с заболеваниями в древности, и в том числе пытается обнаружить древнейшие примеры того или иного заболевания, но вовсе не из-за любопытства (или не только из-за него), а пытаясь реконструировать условия жизни людей в далекие эпохи.
Например, еще несколько лет назад ученым казалось, что одна из форм костного туберкулеза была характерна только для Homo sapiens. Древнейшие случаи были связаны с периодом перехода человечества к оседлому образу жизни несколько тысяч лет назад. Человек приручил животных, обзавелся постоянным жильем, научился выращивать культурные растения, но вместе с новыми преференциями получил и новые заболевания. Считалось, что туберкулез стал болезнью человека, потому что он заразился от больных животных, с которыми находился в тесном контакте, ухаживая за ними. Однако сегодня мы знаем пример возможного туберкулезного менингита, который был идентифицирован на останках Homo erectus, жившего на территории современной Турции примерно 500 тыс. лет назад. Генетики подтверждают, что человеческая форма возбудителя туберкулеза древнее, чем микобактерии зоонозной природы. Не исключено, что, приручая животных в эпоху неолита, человек заразил его туберкулезом.