Беда у северного оленя
Этим летом в Якутии была зафиксирована эпизоотическая вспышка бабезиоза северных оленей. Предыдущая была 14 лет назад, в 2008 году. Обе удалось купировать. Но ситуация с бабезиозом оленей сложная, победить эту протозойную инвазию на современном этапе ветеринарной эпидемиологии не представляется возможным. Точно так же, как не удается пока справиться с внутриклеточным паразитом — малярийным плазмодием, тоже поражающим эритроциты, как и его дальние родственники, возбудители бабезиоза — пироплазмиды бабезии.
В оленеводческом стаде в поселке Хатыстыр Алданского улуса (района) Якутии в июле от паразитарной инвазии северного бабезиоза пало 54 оленя. Об этом сообщили не только местные, но и федеральные СМИ. Между тем, по данным территориальных органов Саха(Якутия)стата, в Алданском улусе на начало прошлого года (более поздних официальных данных пока нет) поголовье северных оленей составляло 7410 животных. Утрата полста оленей, то есть 0,7% от их общей численности, выглядит мизерным ущербом. Но, во-первых, оленеводам Хатыстыра так не кажется, для них это весьма значительная материальная потеря, а во-вторых, и это главное, из таких долей и процентов складывается общая картина ситуации с оленеводством в Якутии.
Не главная причина
По данным ученых из Арктического государственного агротехнологического университета (АГАТУ), за последние 30 лет во всех категориях хозяйств Республики Саха (Якутия) численность оленей сократилась с 361 556 животных в 1990 году до 152 068 в 2020-м, то есть за 30 лет минус почти 210 тыс. голов, или 58%. Основное поголовье оленей в республике сосредоточено в Арктической зоне Якутии. Здесь в последние несколько лет падеж оленей составлял от 16% до 22% (в 1990 году — 9,9%), а выход приплода (тугутов — оленят до года) на 100 маток снизился с 70 до 52.