Латание дыр или дорога к росту
Президент поручил, а Минпромторг подготовил предложения о поддержке промышленности, которая должна будет производить технологически сложную продукцию взамен импортной. Но что такое импортозамещение с точки зрения экономистов?
Импортозамещение как стратегию экономического развития подвергали особенно активной критике в 1980-е и 1990-е годы. Победный марш глобализации после окончания холодной войны диктовал необходимость участия в международном разделении труда, а лучшим примером успеха в этом направлении стали экономики стран Восточной и Юго-Восточной Азии — «азиатские тигры», добившиеся тогда немалых успехов в условиях (и — как представлялось — благодаря!) открытости своих экономик и концентрации усилий на некоторых конкурентоспособных отраслях при импорте остальной продукции. В ту же копилку примеров, но уже негативных, отправлялись экономики государств Латинской Америки, которые, наоборот, нередко пытались использовать механизмы государственного перераспределения и внешнеторговые ограничения для поддержки новых для себя отраслей экономики.
Зачем заменять импорт
С тех пор экономические исследования продвинулись в направлении переоценки этих стратегий, хотя негативные коннотации импортозамещения сохранились, отчасти — обоснованно, отчасти — по инерции. Во-первых, стали очевидны и другие факторы, определяющие относительные успехи «азиатских тигров» и неудачи латиноамериканских стран, в частности — факторы институтов, то есть законов и иных правил, действующих в этих странах далеко за пределами норм промышленной или внешнеторговой политики и затрагивающих организацию государственной власти, защиту прав собственности и контрактных прав. Во-вторых, более пристальный взгляд на успехи азиатских экономик показал, что защита собственных новых отраслей (а это важнейшее направление импортозамещения) там тоже применялась, и государства ориентировались не только на освоение имеющихся конкурентных преимуществ, но и на формирование новых. Например, Дэни Родрик, турецкий экономист, крупный гарвардский специалист по развивающимся странам, на примере Южной Кореи и Тайваня показал, что государства ограничивали импорт для защиты своих новых отраслей, по крайней мере до середины 1980-х годов, но не ограничивались внутренним рынком, а активно стимулировали и экспорт продукции, в том числе с помощью экспортных субсидий. Но даже если согласиться с тем, что импортозамещение в формате ограничения импорта и поддержки собственного производителя позволяет запустить новые отрасли, возникает вопрос — зачем это нужно? Ведь импортозамещение все равно приносит издерж