«Обывательщину на прицел!», или Как в эпоху НЭПа в СССР боролись с мещанством, но не преуспели
Уничижительное значение слова «мещанин» многим знакомо с детства. В среде советской интеллигенции так называли того, кто откровенно ставил личные интересы выше общественных, устраивал личную жизнь, ничего не стесняясь, без оглядки на идеологические стандарты.

«Скажите, почему все коммунисты говорят,
что надо жить для человечества?
По-моему, надо жить для себя»
(из пьесы эпохи НЭПа)
Прежде чем рассмотреть нашего героя — то есть мещанина — с разных сторон, вероятно, стоит задаться вопросом: а что же он есть такое? Знакомство с раннесоветской эпохой приводит к удивительным выводам: дело в том, что никто, в сущности, не может дать четкого определения, кроме того что это некто, не нравящийся идеологически активному населению.
«Гнусная прелесть старого мира», или Чего хотели мещане
Трудно бороться с недоумением, читая массив источников эпохи НЭПа. Впечатление от того, что маркируется как «мещанство», создается крайне противоречивое.
Девушка сделала аборт — мещанка. Не хочет его делать и настаивает на браке — тем паче мещанка.
Если парень, узнав о беременности, бросил девушку, предложив «по-товарищески» половину денег на аборт,— то это «мещанское хамство». Не бросил и женился, утратив пыл комсомольского активиста,— подвергся губительным мелкобуржуазным тенденциям.
Молодой рабочий тратит последние деньги на модный галстук и штиблеты, чтобы щегольнуть перед девушками, — мещанин, разумеется. Откладывает зарплату на свадьбу и будущую семейную жизнь — ну кто же он еще, как не мещанин.
Даже большевистские теоретики пишут о мещанстве как о таинственной зловещей силе:
«Мещанство — страшный и неуловимый враг. Трудно определить его лицо, но там, где мы улавливаем его черты, нужно бороться. Оно засасывает, оно делает человека неспособным на борьбу, на порыв…»