Философия университета: мышление, знания, навыки
Уже более ста лет пишется и говорится об экономике знания. Эта традиция идет от Карла Маркса, а в конце XX века концепцию знания как ключевой составляющей социально-экономического развития человеческой цивилизации представляют такие мыслители, как Юрген Хабермас, Пьер Бурдьё, Мануэль Кастельс, Поль Ромер и другие.
На фоне этой общепризнанной очевидности, как ни странно, требуется защищать университет как идею, как концепцию. Университеты, что кажется само собой разумеющимся, это то место, где делают науку. Университетские аудитории и лаборатории представляются одним из ключевых элементов технологического развития. Однако с 90‑х годов прошлого века появляются исследования о кризисе университетского образования. Например, показательно название одной из книг «Университет в руинах» Билла Ридингса, вышедшей еще в 1996 году.
Основной тезис книги заключается в том, что традиционная концепция университета как места академической свободы, исследований и образования подвергается значительным изменениям в результате процессов глобализации, коммерциализации и технологического развития. Ридингс анализирует, какие вызовы стоят перед современным университетом, включая тенденцию к утилитаризму, потерю автономии и исследовательской свободы, а также роль технологий в образовании.
Книга российского автора Сергея Зуева «Университет. Хранитель идеального», с одной стороны, посвящена пониманию места университета в современном мире, с другой — это попытка автора защитить университет. Фактически это изложение философии университета, хотя в книге много внимания уделено и актуальной управленческой практике, и истории университетского образования.
Модели университета
Классическая модель характеризуется универсальностью, единством и автономией университета, который стремится к постижению истины и культивированию человеческого духа.