Константин Дебликов: «Насколько ты будешь функциональным, зависит не от протеза, а от тебя»
В 2014 году Константин Дебликов лишился кистей рук — во время фаер-шоу взорвалась пиротехника. Сегодня он ведет самый популярный в России блог о биопротезировании и рассказывает, как жить с новыми и такими разными руками
«То, что биопротезирование придумали недавно, — это миф»
РБК: Константин, как работает большинство биопротезов сегодня?
К. Д.: Бионические протезы, или еще их называют миоэлектрическими, управляются с помощью двух мышц пользователя. Два внешних электрода от протеза подводятся к мышцам человека, и при напряжении мышц протез совершает движение. Это стандарт биоэлектрического протезирования уже на протяжении последних 60 лет. Протез с такой системой управления придумали еще в Советском Союзе, и с тех пор в этой области ничто существенно не изменилось. То, что биопротезирование придумали совсем недавно и что это какие-то суперпоследние разработки, — миф.
РБК: Какие, на ваш взгляд, фундаментальные проблемы есть в отрасли бионических протезов?
К. Д.: Первая — протезы управляются не интуитивно, а с помощью датчиков, поэтому жить с ними довольно тяжело. Обычно люди теряют одну руку, а не две, как в моем случае, и большинство бытовых манипуляций они совершают своей здоровой конечностью. Протез при этом выполняет крайне небольшой спектр задач. В моем же случае протезы — это реально то, на что я полагаюсь, что заменяет мне руки. Однако те возможности, которые мне дает нынешняя система управления через датчики, очень скромны. Нужно придумывать новые системы управления, например связанные с нейроинтерфейсами, с более продвинутым принципом взаимодействия с электроникой, чем просто поверхностное считывание мышечных сигналов. Один из таких прорывных проектов — Neuralink Илона Маска. Людям уже вживляют чипы в мозг, чтобы передавать его сигналы прямо на устройства. Возможно, подобные вещи помогут открыть новую главу в развитии протезирования.