Пластмассовый дрейф в Арктику
Микропластик способствует таянию арктических льдов. К такому выводу пришли ученые биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Он уже в заметных количествах внедряется в структуру льда, что в долгосрочной перспективе может стать еще одной причиной повышения уровня Мирового океана, считают их коллеги океанологи.
Баренцево море — пластиковое горе
В докладе ученых МГУ «Оценка пластикового загрязнения прибрежных вод и береговой линии Кольского полуострова: количественные показатели, состав и происхождение» представлены результаты анализа загрязнения пластиком для 23 береговых участков на побережье Кольского полуострова и для двух станций в прибрежных водах Белого и Баренцева морей.
Анализы говорят о загрязнении Баренцева моря микропластиком намного большем, чем Белого. На береговой линии Баренцева моря максимальная концентрация берегового пластика составила 13,2–24,7 единицы на метр, а на станциях Белого моря — 0,1–4,8 единицы на метр. Концентрации микропластика в поверхностных водах составили 496 500 частиц на 1 кв. км (171 г на 1 кв. км) и 50 600 частиц на 1 кв. км (10,2 г/кв. км) для губы Опасова в Баренцевом море и морской части устья реки Поной в Белом море соответственно.
Предполагается, что Баренцево море подвержено внешнему поступлению пластика из североатлантических морских течений, а на Белом море пластиковое загрязнение происходит главным образом за счет внутренних источников. «Береговое загрязнение Кольского полуострова со стороны Белого моря на два-три порядка ниже, чем со стороны Баренцева,— говорит автор доклада Олеся Ильина.— На Белом отсутствует типичный "океанский" пластик — от промысловых тралов, канатов, буев и т. п. Основной источник загрязнения Белого моря — сток Двины и прибрежные населенные пункты, Белое море довольно многолюдное по сравнению с Восточной Арктикой. Загрязнения с прибрежной зоны в Арктике крайне мало: население практически отсутствует. Все, что на восток от Новой Земли, загрязнено на порядки меньше, чем Баренцево море. Баренцево море, по сути,— горячая точка пластикового загрязнения Арктики. По сравнению с ним Белое море пока остается чистым».