Евразийский экономический союз преодолевает препятствия, возникшие на старте. Дорогу экономикам альянса прокладывают нефтяники и металлурги.

РБК

ЕАЭС: интеграция стратегия

Евразийское тяготение

Евразийский экономический союз преодолевает препятствия, возникшие на старте. Дорогу экономикам альянса прокладывают нефтяники и металлурги.

Текст: Игорь Нилин

Испытание кризисом

Евразийский экономический союз (ЕАЭС), созданный в 2014 году, столкнулся с серьезными трудностями. Предполагалось, что рождение новой организации простимулирует рост инвестиционной активности на постсоветском пространстве, но помешал кризис двух крупнейших экономик союза — российской и казахстанской.

По данным Центра интеграционных исследований Евразийского банка (ЦИИ ЕАБР), опубликованным несколько месяцев назад, в 2015 году объем накопленных прямых взаимных инвестиций (ПИИ) между странами ЕАЭС составил порядка $23,7 млрд. Это на 6,6% ниже, чем по итогам предыдущего года. При этом 2014-й также нельзя назвать успешным — тогда по отношению к 2013 году этот показатель вырос лишь на символический 1%. Для сравнения: в 2012 году объем ПИИ между странами, которые впоследствии стали членами — участниками ЕАЭС (Россия, Казахстан, Белоруссия, Армения и Киргизия), составил $27,6 млрд.

Если учесть, что два года назад ЕАЭС позиционировался как экономический альянс, который в перспективе сможет потягаться с Евросоюзом, то двухлетние итоги представляются весьма скромными. Организаторы провозгласили единый рынок услуг, единое таможенное пространство (введение единого таможенного тарифа), единую систему технического регулирования с унифицированными требованиями к товарам и услугам.

Кроме того, был создан целый ряд организаций, также призванных форсировать процесс экономической интеграции. Например, Евразийская экономическая комиссия, уполномоченная, в частности, на проведение антидопинговых расследований в ЕАЭС, Евразийский банк развития и др.

Несмотря на кризисные явления в экономиках стран – участниц ЕАЭС, российские компании активны на рынках других государств союза
Фото: пресс-служба

Основная причина не слишком резвого старта ЕАЭС, как уже сказано, в том, что с самого рождения ЕАЭС две крупнейшие экономики союза — российская и казахстанская — подвержены кризисным явлениям. Если Россия переживает сложности с 2014 года, то пик проблем Казахстана пришелся на 2015-й. Тогда была зафиксирована двукратная девальвация местной национальной валюты тенге. Неудивительно, что, по данным ЦИИ ЕАБР, больше всего российских инвестиций в 2015 году было направлено в третью по масштабу экономику ЕАЭС — Белоруссию ($8,3 млрд; это на $206 млн меньше, чем годом ранее). Для сравнения: в Казахстан за тот же период было инвестировано $7,1 млрд, что на $1,7 млрд меньше, чем в 2014 году.

Сказался и тот факт, что не все заявленные создателями союза решения получили полное воплощение. «Многие из задуманных союзных институтов в ЕАЭС находятся еще в процессе формирования», — подчеркивает председатель комитета «Деловой России» по делам СНГ и формированию единого экономического пространства Иван Поляков.

На текущий момент важнейшим проектом в рамках ЕАЭС является разработка договора о Таможенном кодексе, говорит Тимур Нигматуллин, аналитик (macro, IT & cons) группы компаний «Финам»: «Как обычно и бывает в случае установления наднациональных норм при экономической интеграции, страны-участницы стремятся выторговать для себя разного рода преференции, чтобы их экономика и их бизнес в меньшей степени пострадали от объединения и при этом они остались его бенефициарами. Наиболее заметные противоречия есть между РФ и Казахстаном как однотипными экспортно ориентированными экономиками. Насколько мне известно, в рамках последнего раунда согласований оставалось всего 11 разногласий. С такими темпами ТК может быть принят уже в 2017 году».

В скором времени начнут реализовываться и другие шаги в сторону интеграции. «В связи с этим можно отметить вопросы налогообложения. Например, сейчас подоходный налог с физического лица, работающего в другой стране ЕАЭС, взимается по той же ставке, что и доход резидентов данной страны. Чтобы достичь существенного прогресса для бизнеса в рамках унификации евразийского законодательства, необходимо принять пакет нормативных актов, направленных на создание общего финансового рынка союза, работа над которым уже ведется», — рассказывает Иван Поляков.

Вслед за лидерами

Пока получается так, что большая часть инвестиционных проектов, которые сейчас входят в статистику «активности в ЕАЭС», была начата еще до создания союза. И особого влияния на их реализацию и развитие новые правила регулирования на евразийском пространстве еще не оказали. Тем не менее на просторах ЕАЭС сегодня активно присутствуют многие российские корпорации.

Большая часть взаимных инвестиций в рамках ЕАЭС приходится на топливно-энергетический комплекс, далее следует сектор цветной металлургии, за ним — транспорт и агропром

В целом по итогам 2015 года, согласно данным ЦИИ ЕАБР, большая часть вложений в рамках союза пришлась на топливно-энергетический комплекс (42,6% общего объема взаимных инвестиций в рамках ЕАЭС), далее следует сектор цветной металлургии (12%). На транспорт и агропром приходится 8,8 и 6,5% вложений соответственно. Причина в том, что экономика Казахстана остается второй после России экономикой ЕАЭС, а большинство масштабных проектов в этой стране связано с добычей природных ресурсов.

Один из крупнейших российских игроков региона — ЛУКОЙЛ, который участвует в освоении месторождений Тенгиз и Королевское в Атырауской области, Карачаганак в Западно-Казахстанской и Кумколь в Кызылординской области. Кроме этого есть несколько проектов, совместных с казахстанской госкомпанией «КазМунайГаз». ЛУКОЙЛу также принадлежат 25% Каспийского трубопроводного консорциума (КТК).

«Роснефть» совместно с «КазМунайГазом» участвует в освоении месторождения Курмангазы на шельфе Каспийского моря. В свою очередь, «Газпром» и «КазМунайГаз» разрабатывают Карачаганакское нефтегазоконденсатное месторождение.

«Русал» реализует в Казахстане проект по добыче каменного угля на разрезах «Богатырь» и «Северный». «Росатом» участвует в проектах по добыче природного урана на месторождениях Заречное (СП «Заречное») и Буденовское (СП «Акбастау»).

В развитие промышленной инфраструктуры на приграничной территории активно инвестирует Русская медная компания (РМК). В Казахстане действует дочерняя структура РМК — Актюбинская медная компания (АМК). Горно-обогатительный комбинат АМК был построен с нуля. В 2006 году была введена первая обогатительная фабрика АМК, а в 2010-м — вторая, которая увеличила общие производственные мощности комбината по переработке медной и медно-цинковой руд до 4,5 млн т в год.

Другим проектом стало освоение участка «Аралчинский» Весенне-Аралчинского месторождения. План отработки месторождения предусматривает строительство подземного рудника производительностью до 500 тыс. т руды в год.

Казахстанский дивизион РМК также включает предприятия «Коппер Текнолоджи» и «Казгеоруд», которое владеет право рождений Лиманное и Кундызды общей производительностью порядка 4 млн т руды в год.

«Мы видим заинтересованность в наших проектах и с российской, и с казахстанской стороны, поэтому планируем увеличение объемов инвестиций в развитие казахстанского дивизиона — в ближайшие 20 лет они составят порядка 40 млрд руб.», — сказал РБК+ вице-президент РМК Дмитрий Говоров. Понемногу закрепляются в Казахстане и российские автопроизводители. В Усть-Каменогорске реализуется проект по созданию автосборочного производства «Азия Авто Казахстан». С российской стороны в нем участвует АвтоВАЗ, а с казахстанской — ТОО «Бипэк Авто Казахстан». Завод будет с 2018 года выпускать такие модели, как Lada Granta и Lada Kalina, а в будущем — Lada Vesta и Lada XRay.

Группа ГАЗ совместно с казахстанским СемАЗом готовится наладить промышленную сборку своих моделей коммерческой техники. Поставка машинокомплектов для автомобилей «ГАЗель Next», «ГАЗель Бизнес», «ГАЗон Next», а также большегрузной техники «Урал Next» и автобусов начнется в 2017 году.

В Белоруссии российские корпорации более активно задействованы также в финансовых, IT и промышленных секторах. В ноябре 2013 года «Атомстройэкспорт» приступил к строительству Белорусской АЭС. Крупные проекты в стране реализуют российские банки, в том числе Альфа-банк и Сбербанк. С 2002 года в стране работает СП «МТС-Белоруссия» с участием российской телекоммуникационной компании МТС. Крупнейшими налогоплательщиками в Белоруссии являются компании с российским участием «Газпром трансгаз Беларусь» и «ЛУКОЙЛ Белоруссия».

Экономики Киргизии и Армении меньше, а потому и участие российского капитала здесь скромнее. Тем не менее армянские дочерние предприятия российских компаний — «Газпром Армения», «Электросети» («дочка» «Интер РАО») и «АрменТел» (дочернее предприятие «ВымпелКома») регулярно входят в топ крупнейших налогоплательщиков Армении. Планируются и новые проекты. Так, «Роснефть» участвует в СП по созданию производства бутадиен-стиролового каучука.

В Киргизии еще в 2014 году «Газпром» приобрел 100% акций «Кыргызгаза», владеющего газовой распределительной сетью в стране. В том же году «Роснефть» договорилась о приобретении аэропорта Манас.

Весьма вероятно, что через несколько лет, когда продекларированные планы по интеграции в рамках ЕАЭС будут в большей степени реализованы, а экономический кризис в России и других странах — участницах союза окажется хотя бы частично преодолен, статистические показатели инвестиционной активности на евразийском пространстве будут солиднее.

«Благодаря интеграционным процессам в странах ЕАЭС значительно упрощено ведение бизнеса, даже несмотря на исторически сложившиеся высокие коррупционные и бюрократические риски. В ряде случаев ведение бизнеса с точки зрения отдельных подрейтингов Doing Business Report в некоторых странах ЕАЭС даже лучше, чем в развитых странах. Наибольших успехов в этом отношении достигли Россия и Казахстан. В целом принятие Таможенного кодекса должно положительно повлиять на динамику совокупного ВВП ЕАЭС, в том числе за счет оптимизации товародвижения, отмечает Тимур Нигматуллин.

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Ольга Пескова: «Человечеству не нужно бояться альтернативной реальности» Ольга Пескова: «Человечеству не нужно бояться альтернативной реальности»

Как не раствориться в цифровом мире и сохранить свою человеческую идентичность?

РБК
Элемент революции Элемент революции

Автомобильный спорт стоит на пороге революции. И имя ей – водород

ТехИнсайдер
Проект «Разработка поворотного колена с улучшенными параметрами течения» Проект «Разработка поворотного колена с улучшенными параметрами течения»

Что позволит сделать системы труб для подачи газа более удобными в использовании

Наука и Техника
В атмосфере отдыха В атмосфере отдыха

Эта маленькая, но уютная квартира находится в известном курортном месте

Идеи Вашего Дома
Гробницы первых Гробницы первых

В чем уникальность формации Джоггинса?

Наука и Техника
НИТКА, ведущая в небо НИТКА, ведущая в небо

Что скрывается за аббревиатурой НИТКА и какого ее предназначение?

Наука и Техника
Вперед, к гармонии Вперед, к гармонии

В чем отличие Seadeck 6 от лодок предыдущего поколения?

Y Magazine
Кошки, электричество, дороги Кошки, электричество, дороги

Как связаны дороги, электричество и кошки?

Наука и жизнь
Розовые горы Пенджикента Розовые горы Пенджикента

Личная и трогательная история Ани, основавшей бренд «Атлас мира»

Seasons of life
Зерновозы для страны Зерновозы для страны

Задача по увеличению объемов поставок сельхозпродукции за рубеж поставлена

Агроинвестор
Агрономы с пропеллером Агрономы с пропеллером

На полях и над полями уже вовсю работают дроны. Агродроны

ТехИнсайдер
Очевидные преимущества Очевидные преимущества

О яхтах Gulf Craft, оборудовании и технологиях, применяемых при их производстве

Y Magazine
Ярко и со вкусом Ярко и со вкусом

Необычная, очень солнечная по настроению квартира в ярком и цветном интерьере

Идеи Вашего Дома
В светлое будущее В светлое будущее

Квартира в Тюмени обустроена с перспективой, в стильном и комфортном интерьере

Идеи Вашего Дома
История развития морских беспилотников. Часть 2 История развития морских беспилотников. Часть 2

Для чего используются беспилотные подводные аппараты

Наука и Техника
Дом архитектора Дом архитектора

Линии судьбы наших героев пересеклись с линиями Васильевского острова

Seasons of life
Яхта особого назначения Яхта особого назначения

Давайте посмотрим, что такого особенного в суперъяхте Eternal Spark

Y Magazine
Легенда морей Легенда морей

«Легенда» уже нашего времени, в реальности которой нет никаких сомнений

Y Magazine
Битва за каждую яхту Битва за каждую яхту

Кирилл Шабалов о том, что происходит на российском брокеражном рынке

Y Magazine
Зачем нужна астробиология? Зачем нужна астробиология?

Чем занимается астробиология, когда и как она выделилась в отдельную науку?

Знание – сила
Вторая планета от Солнца Вторая планета от Солнца

Верфь Heesen в июле объявила о продаже 55‑метровой яхты своему давнему клиенту

Y Magazine
От древнеримских вилл до дальнего космоса От древнеримских вилл до дальнего космоса

Как умами ученых и политиков овладела перспектива создания ядерного оружия

Наука и Техника
А зима не за горами… А зима не за горами…

Для консервации яхты на зиму необходимо выполнить несколько важных действий

Y Magazine
Тайна Ивана Павлова Тайна Ивана Павлова

Аспекты научной биографии Ивана Павлова, которые обычно остаются за кадром

Знание – сила
Спрятаться от всего мира Спрятаться от всего мира

Один из самых захватывающих маршрутов стартует на Бали и ведет к Нуса‑Тенггара

Y Magazine
Быстрее поездá, выше напряжение – сильнее промышленность! Быстрее поездá, выше напряжение – сильнее промышленность!

Достоинства и недостатки двух основных систем тягового электроснабжения

Наука и Техника
О вкусах не спорят, или скованные одной цепью О вкусах не спорят, или скованные одной цепью

На любой органический ресурс обязательно найдётся свой потребитель

Наука и жизнь
Как заселяли Америку Как заселяли Америку

Когда именно и как шло расселение человека на американском континенте?

Наука и Техника
Два века перемен: перипетии исторической памяти об Отечественной войне 1812 года Два века перемен: перипетии исторической памяти об Отечественной войне 1812 года

Как Отечественная война 1812 года закрепилась в сознании людей?

Знание – сила
Создана удивлять Создана удивлять

Турецкая Numarine Yachts с новой моделью Numarine 30XP

Y Magazine
Открыть в приложении