О том, есть ли затоваривание на элитном рынке, куда движутся цены и как меняются требования покупателей к элитному жилью, в интервью РБК+ рассказала генеральный директор компании «Донстрой» Алена Дерябина

РБК

Элитная недвижимость / От первого лица

«У элитного жилья свой покупатель будет всегда»

О том, есть ли затоваривание на элитном рынке, куда движутся цены и как меняются требования покупателей к элитному жилью, в интервью РБК+ рассказала генеральный директор компании «Донстрой» Алена Дерябина

— В конце прошлого года предрекали непростые времена для рынка недвижимости в целом и элитного жилья в частности. Каким в итоге оказался 2016 год для высокобюджетного жилья?

— Мы из года в год слышим пессимистичные прогнозы, но предпочитаем верить фактам и цифрам. А они однозначно говорят о том, что для первичного рынка недвижимости Москвы год стал успешным: продажи росли, и в высокобюджетном сегменте в том числе. По нашим объектам классов премиум и де-люкс число сделок выросло на 15% относительно показателей прошлого года.

В первую очередь мы связываем рост спроса со стабилизацией рубля и снижением ставок по депозитам. Те клиенты, кто держал деньги в валюте или на банковском счете, решили не ждать более благоприятного момента для конвертации средств в недвижимость и вышли на сделки.

Фото: пресс-служба

— Насколько выгодно и перспективно сегодня быть элитным девелопером? Что интереснее: проекты крупные и «недорогие» или небольшие элитные?

— Если мы говорим о девелопменте как о бизнесе, то я не советовала бы уходить только в элитный сегмент, так же как и только в доступное жилье. Я бы рекомендовала делать некий набор сегментов, локаций и стадий готовности — это наиболее устойчивая модель, поскольку максимально диверсифицирует риски. Именно этой стратегии мы и придерживаемся при формировании проектного портфеля компании.

Если говорить о перспективах рынка элитного жилья, то я уверена, что свой покупатель у него будет всегда. В Москве никогда не исчезнут люди, которые будут стремиться покупать «лучшее из лучшего». Количество таких клиентов в периоде может меняться, но они будут, это очевидно. А значит, будет и рынок. Вероятно, не такой объемный, как сегодня, — но элитного жилья и не должно быть много, иначе оно теряет свой статус штучного продукта. Хотя для покупателей и рынка в целом насыщенность и разнообразие — это хорошо, это создает конкурентную среду и заставляет девелоперов делать проекты еще более высокого уровня.

— Вернется ли к нам валютное ценообразование или рубль останется навсегда? Насколько вообще велика роль доллара на рынке недвижимости?

— Мы с 2010 года не привязываем цены к курсу доллара, потому что с тем же успехом можно привязывать их к стоимости нефти, хлопка и чего угодно другого. Мне кажется, тема зависимости рынка от доллара излишне драматизируется. Для девелопера, эффективно управляющего своими финансовыми потоками, валютная составляющая в себестоимости не является критичной. По нашим проектам она сегодня не превышает 20% — в основном это отделочные материалы и высокотехнологичное инженерное оборудование.

— То есть не все сегодня можно «импортозаместить»?

— К сожалению, пока заменить эти позиции продукцией российских производителей, сохранив при этом премиальный уровень, невозможно. А для нас приоритетным принципом является соблюдение заявленного высокого качества проекта. Это не просто красивые слова, это принцип нашего успеха: у «Донстроя» большая доля постоянных покупателей, и если мы их в какой-то момент обманем с продуктом, то просто потеряем их лояльность.

— Сейчас на рынке популярны высказывания, что покупательский спрос стремительно вымывается, происходит затоваривание рынка, цены снижаются или вот-вот начнут. Какие у вас есть контраргументы?

— Во-первых, если мы говорим о премиальном сегменте, то в нем затоваривания не наблюдается: на рынок выходят штучные проекты, цены в которых по мере строительства растут очень динамично. Например, мы в прошлом году стартовали с проектом «Суббота» на «Белорусской», и среднегодовой рост цен по нему составляет порядка 40%.

Надо понимать, что квартиры в активно строящихся объектах во всех сегментах дорожают по мере роста готовности. Если средняя цена по рынку и снижается, то исключительно за счет вывода в продажу новых объектов или корпусов, по которым традиционно на старте продаж девелопер устанавливает более низкие цены. За последний год новые проекты выходят достаточно активно; как результат, рынок периодически фиксирует уменьшение «средней температуры по больнице». Но трактовать это как снижение цен ошибочно: невозможно купить конкретную квартиру завтра дешевле, чем она стоила вчера.

— Как вы подстраиваетесь под вкусы покупателя? Появились ли какие-то принципиально новые фишки? От чего отказались?

— Для нас как для девелопера одним из важных и интересных трендов стал рост внимания покупателей к концепции проекта — к тому, что они получают помимо четырех бетонных стен. Нам бы хотелось, чтобы в наших проектах людям было комфортно и интересно проводить время за пределами своей квартиры. Чтобы в наших домах складывались дружелюбные соседские комьюнити, сообщества единомышленников.

Поэтому мы так много работаем над общественными пространствами — ведь именно они становятся естественными «точками роста» для таких сообществ. В крупных проектах, таких как «Символ» и «Сердце столицы», отводим большие территории под парки и прогулочные пространства, площадки для спорта, игр и пикников, катки и роллердромы, студии, летние театры. И даже в камерных домах в историческом центре — Barrin House, «Жизнь на Плющихе» — выделяем очень просторные внутренние дворы, наполняем их зеленью, удобными местами для прогулок и отдыха. Люди это ценят — они понимают, что покупают не просто сколько-то квадратных метров, а новые возможности для приятного общения и в целом особый образ жизни.

— Чувствуете ли вы изменения своего клиента?

— На протяжении многих лет мы анализируем портрет покупателя, благодаря чему имеем вполне реалистичную картину. В системе ценностей покупателя элитной недвижимости каких-то кардинальных изменений не происходит: на первом месте по-прежнему стоит локация, затем класс недвижимости, репутация девелопера, архитектура. В более доступном бизнес-классе, например, несколько другая картина: первое место устойчиво занимает репутация застройщика. Это объяснимо: здесь люди зачастую рискуют всеми своими сбережениями, и им важно быть уверенными в компании, которой они эти деньги отдают.

— Почему покупатель элитной недвижимости должен переехать в ваш дом из своего, и так элитного?

— Покупатель нам точно ничего не должен. Это мы должны сделать такой продукт, чтобы человек, увидев его, захотел немедленно купить у нас квартиру. Мы стараемся — и видим результат: порядка 30% наших клиентов становятся постоянными и с периодичностью пять—семь лет возвращаются к нам за новой покупкой. Если не для себя, то для подросших детей. Почему? Надеюсь, потому, что нам удается угадать ожидания людей и даже немного их превзойти. Это крайне непросто, когда речь идет о такой взыскательной и прогрессивной аудитории. Чтобы завоевать их интерес, нужен правильный микс множества факторов: локации, архитектуры, дизайна, технологий. И неравнодушной профессиональной команды — без этого вообще ничего не построить.

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

«Уже и китайские бренды заменяются отечественными» «Уже и китайские бренды заменяются отечественными»

О растущей локализации производств и госпрограммах поддержки промышленности

РБК
Звезды манящие Звезды манящие

Ослепительная вспышка, которой уже некого слепить, миг неуловимый

Знание – сила
Вместе с семьёй Вместе с семьёй

Этот дом можно назвать воплощением мечты любого горожанина

Идеи Вашего Дома
Лидеры немного замедлились Лидеры немного замедлились

Топ-25 игроков увеличили выпуск комбикормов на 2,8%

Агроинвестор
Искоренить фальсификат Искоренить фальсификат

Методики проверки, испытаний, идентификации продукции нужно совершенствовать

Агроинвестор
Островский – революция в русском театре Островский – революция в русском театре

Гончаров, известный трилогией на букву «О», был интересным и метким критиком

Знание – сила
Перовскитные солнечные элементы как перспективное направление зеленой энергетики Перовскитные солнечные элементы как перспективное направление зеленой энергетики

Как перовскитные солнечные элементы сделают энергетическую систему экологичнее?

Наука и техника
Беззубый театр. Беседа на спорные темы Беззубый театр. Беседа на спорные темы

Продолжение статьи худрука Марка Розовского о современном театре

Знание – сила
Возвращение гребного колеса Возвращение гребного колеса

Первые упоминания о гребном колесе относятся еще к древнейшим временам...

Наука и техника
«Сейчас период повышения внутренней эффективности» «Сейчас период повышения внутренней эффективности»

Дмитрий Фосман — о перспективах развития экспорта и работе по привлечению кадров

Агроинвестор
Керосиновая история Керосиновая история

Жизнь в послевоенном социализме делится на «время керосина» и «время газа»

Знание – сила
Система Юпитера: Ганимед и Каллисто Система Юпитера: Ганимед и Каллисто

Что делает Ганимед и Каллисто очень интересными космическими телами?

Наука и техника
Культура сбережений: зачем откладывать на завтра то, что можно потратить сегодня? Культура сбережений: зачем откладывать на завтра то, что можно потратить сегодня?

Зачем каждому гражданину нужно выработать у себя привычку делать сбережения?

Наука и техника
Аграрный PR как часть стратегии развития компании Аграрный PR как часть стратегии развития компании

Какие эффективные инструменты маркетинговых коммуникаций используют в 2025 году

Агроинвестор
Водяные козлы – аристократы саванн Водяные козлы – аристократы саванн

«Водяных козлов я часто встречал в восточноафриканской саванне»

Знание – сила
Вновь о темной материи Вновь о темной материи

Проблема темной материи всерьез привлекает ученых

Знание – сила
Индейка на взлете Индейка на взлете

Российское производство мяса индейки выросло почти на 4%

Агроинвестор
Растениеводы в поисках маржи Растениеводы в поисках маржи

На чем смогут заработать аграрии в 2025 году

Агроинвестор
«Галилея археологов» «Галилея археологов»

Археологи давно борются с искушением перекопать поглубже всю Святую Землю

Знание – сила
Созданы в России Созданы в России

Доля семян российской селекции в посевах приблизилась к 68%

Агроинвестор
Новый поход ветеранов Троянской войны Новый поход ветеранов Троянской войны

Филистимляне и троянцы против египетских фараонов

Знание – сила
Монеты в восточной пыли Монеты в восточной пыли

Важным источником наших знаний об античной истории являются монеты

Знание – сила
Революция со счастливым концом Революция со счастливым концом

Рубеж XIX и XX веков отмечен бурными событиями в целом ряде наук

Знание – сила
Неуместные следы и водоплавающий единорог: злоключения Карла Бау Неуместные следы и водоплавающий единорог: злоключения Карла Бау

«Научный» креационизм. Мифы и предубеждения

Наука и техника
Когда медицинские практики прошлого у нас в крови… Когда медицинские практики прошлого у нас в крови…

На протяжении почти 2000 лет для лечения болезней использовалось кровопускание

Знание – сила
Новости науки Новости науки

Обнаруженная в ранней Вселенной грандиозная галактика и другие новости науки

Знание – сила
Гладкая мускулатура самолета – электродвигатели Гладкая мускулатура самолета – электродвигатели

Как выглядят авиационные электродвигатели, где установлены и как управляются?

Наука и техника
Недоросли, скотинины, бригадиры и Стародум Недоросли, скотинины, бригадиры и Стародум

И спустя 200 лет пьесы Дениса Фонвизина остаются интересны и востребованы

Знание – сила
В тени новой биологии, или Вверх по лестнице, ведущей вниз В тени новой биологии, или Вверх по лестнице, ведущей вниз

Сравнительная анатомия – старая наука, интеллектуальный опыт которой очень богат

Знание – сила
Космический буксир: мирный атом или ненаучная фантастика? Космический буксир: мирный атом или ненаучная фантастика?

Чем интересна перспектива использования ядерного двигателя в космосе?

Наука и техника
Открыть в приложении