О том, есть ли затоваривание на элитном рынке, куда движутся цены и как меняются требования покупателей к элитному жилью, в интервью РБК+ рассказала генеральный директор компании «Донстрой» Алена Дерябина

РБК

Элитная недвижимость / От первого лица

«У элитного жилья свой покупатель будет всегда»

О том, есть ли затоваривание на элитном рынке, куда движутся цены и как меняются требования покупателей к элитному жилью, в интервью РБК+ рассказала генеральный директор компании «Донстрой» Алена Дерябина

— В конце прошлого года предрекали непростые времена для рынка недвижимости в целом и элитного жилья в частности. Каким в итоге оказался 2016 год для высокобюджетного жилья?

— Мы из года в год слышим пессимистичные прогнозы, но предпочитаем верить фактам и цифрам. А они однозначно говорят о том, что для первичного рынка недвижимости Москвы год стал успешным: продажи росли, и в высокобюджетном сегменте в том числе. По нашим объектам классов премиум и де-люкс число сделок выросло на 15% относительно показателей прошлого года.

В первую очередь мы связываем рост спроса со стабилизацией рубля и снижением ставок по депозитам. Те клиенты, кто держал деньги в валюте или на банковском счете, решили не ждать более благоприятного момента для конвертации средств в недвижимость и вышли на сделки.

Фото: пресс-служба

— Насколько выгодно и перспективно сегодня быть элитным девелопером? Что интереснее: проекты крупные и «недорогие» или небольшие элитные?

— Если мы говорим о девелопменте как о бизнесе, то я не советовала бы уходить только в элитный сегмент, так же как и только в доступное жилье. Я бы рекомендовала делать некий набор сегментов, локаций и стадий готовности — это наиболее устойчивая модель, поскольку максимально диверсифицирует риски. Именно этой стратегии мы и придерживаемся при формировании проектного портфеля компании.

Если говорить о перспективах рынка элитного жилья, то я уверена, что свой покупатель у него будет всегда. В Москве никогда не исчезнут люди, которые будут стремиться покупать «лучшее из лучшего». Количество таких клиентов в периоде может меняться, но они будут, это очевидно. А значит, будет и рынок. Вероятно, не такой объемный, как сегодня, — но элитного жилья и не должно быть много, иначе оно теряет свой статус штучного продукта. Хотя для покупателей и рынка в целом насыщенность и разнообразие — это хорошо, это создает конкурентную среду и заставляет девелоперов делать проекты еще более высокого уровня.

— Вернется ли к нам валютное ценообразование или рубль останется навсегда? Насколько вообще велика роль доллара на рынке недвижимости?

— Мы с 2010 года не привязываем цены к курсу доллара, потому что с тем же успехом можно привязывать их к стоимости нефти, хлопка и чего угодно другого. Мне кажется, тема зависимости рынка от доллара излишне драматизируется. Для девелопера, эффективно управляющего своими финансовыми потоками, валютная составляющая в себестоимости не является критичной. По нашим проектам она сегодня не превышает 20% — в основном это отделочные материалы и высокотехнологичное инженерное оборудование.

— То есть не все сегодня можно «импортозаместить»?

— К сожалению, пока заменить эти позиции продукцией российских производителей, сохранив при этом премиальный уровень, невозможно. А для нас приоритетным принципом является соблюдение заявленного высокого качества проекта. Это не просто красивые слова, это принцип нашего успеха: у «Донстроя» большая доля постоянных покупателей, и если мы их в какой-то момент обманем с продуктом, то просто потеряем их лояльность.

— Сейчас на рынке популярны высказывания, что покупательский спрос стремительно вымывается, происходит затоваривание рынка, цены снижаются или вот-вот начнут. Какие у вас есть контраргументы?

— Во-первых, если мы говорим о премиальном сегменте, то в нем затоваривания не наблюдается: на рынок выходят штучные проекты, цены в которых по мере строительства растут очень динамично. Например, мы в прошлом году стартовали с проектом «Суббота» на «Белорусской», и среднегодовой рост цен по нему составляет порядка 40%.

Надо понимать, что квартиры в активно строящихся объектах во всех сегментах дорожают по мере роста готовности. Если средняя цена по рынку и снижается, то исключительно за счет вывода в продажу новых объектов или корпусов, по которым традиционно на старте продаж девелопер устанавливает более низкие цены. За последний год новые проекты выходят достаточно активно; как результат, рынок периодически фиксирует уменьшение «средней температуры по больнице». Но трактовать это как снижение цен ошибочно: невозможно купить конкретную квартиру завтра дешевле, чем она стоила вчера.

— Как вы подстраиваетесь под вкусы покупателя? Появились ли какие-то принципиально новые фишки? От чего отказались?

— Для нас как для девелопера одним из важных и интересных трендов стал рост внимания покупателей к концепции проекта — к тому, что они получают помимо четырех бетонных стен. Нам бы хотелось, чтобы в наших проектах людям было комфортно и интересно проводить время за пределами своей квартиры. Чтобы в наших домах складывались дружелюбные соседские комьюнити, сообщества единомышленников.

Поэтому мы так много работаем над общественными пространствами — ведь именно они становятся естественными «точками роста» для таких сообществ. В крупных проектах, таких как «Символ» и «Сердце столицы», отводим большие территории под парки и прогулочные пространства, площадки для спорта, игр и пикников, катки и роллердромы, студии, летние театры. И даже в камерных домах в историческом центре — Barrin House, «Жизнь на Плющихе» — выделяем очень просторные внутренние дворы, наполняем их зеленью, удобными местами для прогулок и отдыха. Люди это ценят — они понимают, что покупают не просто сколько-то квадратных метров, а новые возможности для приятного общения и в целом особый образ жизни.

— Чувствуете ли вы изменения своего клиента?

— На протяжении многих лет мы анализируем портрет покупателя, благодаря чему имеем вполне реалистичную картину. В системе ценностей покупателя элитной недвижимости каких-то кардинальных изменений не происходит: на первом месте по-прежнему стоит локация, затем класс недвижимости, репутация девелопера, архитектура. В более доступном бизнес-классе, например, несколько другая картина: первое место устойчиво занимает репутация застройщика. Это объяснимо: здесь люди зачастую рискуют всеми своими сбережениями, и им важно быть уверенными в компании, которой они эти деньги отдают.

— Почему покупатель элитной недвижимости должен переехать в ваш дом из своего, и так элитного?

— Покупатель нам точно ничего не должен. Это мы должны сделать такой продукт, чтобы человек, увидев его, захотел немедленно купить у нас квартиру. Мы стараемся — и видим результат: порядка 30% наших клиентов становятся постоянными и с периодичностью пять—семь лет возвращаются к нам за новой покупкой. Если не для себя, то для подросших детей. Почему? Надеюсь, потому, что нам удается угадать ожидания людей и даже немного их превзойти. Это крайне непросто, когда речь идет о такой взыскательной и прогрессивной аудитории. Чтобы завоевать их интерес, нужен правильный микс множества факторов: локации, архитектуры, дизайна, технологий. И неравнодушной профессиональной команды — без этого вообще ничего не построить.

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Какие условия нужны для комплексного развития территорий Какие условия нужны для комплексного развития территорий

Как региональные власти могут улучшить ситуацию в экономике?

РБК
Биология эльфов Биология эльфов

Чем эльфам пришлось бы «пожертвовать» в обмен на вечную жизнь?

Вокруг света
Атлас будущего Атлас будущего

Кто станет «человеческим паркетом» и кого ИИ оставит без работы?

Вокруг света
Есть ли жизнь на Марсе? Есть ли жизнь на Марсе?

Пройдемся по имеющимся фактам в вопросе о жизни на Марсе

Наука и техника
Устричный гриб, его собратья и однофамильцы Устричный гриб, его собратья и однофамильцы

Где растёт вёшенка и кто её лесные «однофамильцы»

Наука и жизнь
Полет Fram2 Полет Fram2

Командиром этого полета был Ван Чунь – миллионер, оплативший полет участников

Наука и техника
Греки на краю мира Греки на краю мира

Какие сокровища нашлись у северных берегов Чёрного моря, но не в Греции?

Наука и жизнь
Жизнь и открытия Степана Куторги: от классиков до звероящеров Жизнь и открытия Степана Куторги: от классиков до звероящеров

«Удивительные ошибки» гения: как российский ученый открыл звероящеров

Наука и техника
Мысль как вечное движение, – или «Что такое интеллигенция»… Мысль как вечное движение, – или «Что такое интеллигенция»…

Беседа с Константином Кедровым о немецком философе Гегеле

Знание – сила
Земля тысячи королей Земля тысячи королей

Как в Камеруне реалии современности переплетаются с наследием древности

Вокруг света
Современные подводные лодки постройки Швеции и Нидерландов Современные подводные лодки постройки Швеции и Нидерландов

Швеция и Нидерланды: как изменилась отечественная школа подводного судостроения

Наука и техника
Евпатория Евпатория

Евпатория — город, существующий во многих измерениях

Знание – сила
В зоне степей и полупустынь В зоне степей и полупустынь

Сергей Богун о проблемах защиты редких степных видов

Знание – сила
Что скрывается за модным словом «роялти» ? Что скрывается за модным словом «роялти» ?

Пассивный доход на интеллектуальной собственности: как работает роялти?

Наука и техника
Безмолвный пациент, или вакцинация в аквакультуре Безмолвный пациент, или вакцинация в аквакультуре

Кто, как и зачем вакцинирует рыб в аквахозяйствах?

Наука и жизнь
Человек и мир агентов искусственного интеллекта Человек и мир агентов искусственного интеллекта

Три сценария для поддержания человеческой уникальности в мире ИИ

Наука
Молодой Цезарь Молодой Цезарь

Карьера Цезаря могла бы оборваться, едва начавшись, равно как и его жизнь...

Знание – сила
Убить Лумумбу Убить Лумумбу

Патрис Лумумба был одним из самых мужественных лидеров своего поколения

Знание – сила
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Сказочная повесть — фантастика с просветительской задачей

Наука и жизнь
«Прорыв» в будущее «Прорыв» в будущее

Ядерное топливо можно и нужно использовать многократно

Наука
Жабрей и зябра, они же пикульники Жабрей и зябра, они же пикульники

Пикульники — настоящие джентльмены среди растения, хотя и каждый со своим нравом

Наука и жизнь
Не всякая поганка — гриб Не всякая поганка — гриб

Почему красивых и изящных водоплавающих птиц назвали поганками?

Наука и жизнь
Теория поколений Теория поколений

Как появились люди X, Y, Z, альфа и чем они отличаются в разных странах?

Вокруг света
Дрофа – степной реликт Дрофа – степной реликт

Все ли знают о самой крупной птице России? Это дрофа

Знание – сила
По законам моды По законам моды

Почему предпочтения в одежде так сильно меняются из поколения в поколение?

Вокруг света
Чтобы изучать Вселенную, надо выходить в космос Чтобы изучать Вселенную, надо выходить в космос

Институт астрономии РАН запустит УФ-обсерваторию и создаст лунную базу

Наука и жизнь
Филология, история и богослужебная практика Филология, история и богослужебная практика

Работу по правкам богослужебных книг будут ругать: и за трусость, и за дерзость

Наука
Мускулы крылатой машины – система управления Мускулы крылатой машины – система управления

Как пилот заставляет слушаться машину в десятки тонн, контролируя ее в воздухе?

Наука и техника
Рельсы стратегического направления Рельсы стратегического направления

Байкало-Амурская магистраль — детище русско-японской и последующих войн

Наука
От него мы впервые узнали об антропогенном потеплении От него мы впервые узнали об антропогенном потеплении

Михаил Будыко понял, что льды Арктики будут стремительно таять, еще 55 лет назад

Наука
Открыть в приложении