Элементы — мессенджеры
$40 млрд за то, что живет 10 секунд?
Мессенджер Snapchat в 2017 году проведет IPO, в ходе которого привлечет около $4 млрд, сообщил 26 октября Bloomberg со ссылкой на собственные источники. Весь сервис может быть оценен в $25–35 млрд, а при высоком спросе на бумаги — в $40 млрд
Это существенно выше текущей стоимости Snapchat: по последнему раунду инвестиций в мае оценка составила $18 млрд. А всего год назад фонд Fidelity снижал оценку мессенджера на 25% из-за сомнений в перспективах монетизации. Snapchat в тот момент имел 100 млн пользователей, но не умел зарабатывать на аудитории.
Мессенджер был основан пять лет назад Эваном Шпигелем и его сокурсниками по Стэнфорду. Модель — обмен самоуничтожающимися через 10 секунд фото и видео — понравилась школьникам и студентам, которые составили ядро аудитории Snapchat. Но как обратить популярность в деньги? Другие мессенджеры — корейский Line, китайский WeChat и израильский Viber — зарабатывают на стикерах, играх и других встроенных функциях. Самый популярный мессенджер в мире, WhatsApp, отказался от платной подписки и не приносит ни цента Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), который в феврале 2014-го заплатил за сервис $19 млрд.
Snapchat, например, брал деньги за повторный просмотр сообщений, но как платная эта функция не прижилась. Переломный момент наступил в 2015 году, когда сервис купил российско-украинский стартап Looksery (по данным портала Ain.ua, за $150 млн). Технология Looksery распознает лица и накладывает виртуальные фильтры — «линзы». Именно «линзы», которые позволяют делать селфи с увеличенными глазами, нарисованной радугой и другими добавленными эффектами, оказались эффективным способом монетизации.
Команда Looksery разработала для Snapchat набор бесплатных фильтров и предложила создать спонсорские «линзы». Впервые этот рекламный продукт Snapchat запустил год назад для фильма «Снупи и мелочь пузатая в кино». Стоимость спонсорской «линзы», по данным Adweek.com, составляет $300– 700 тыс. за день. Цена высока: по данным портала Backchannel, «доставка» рекламы до сопоставимого числа пользователей в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) стоит вдвое дешевле. Но бренды охотно экспериментируют с новым продуктом Snapchat: за 2015 год мессенджер провел более 100 кампаний, среди заказчиков — киностудии, производители косметики и даже кандидаты в президенты. «Люди не обращают внимания, брендированные «линзы» или нет, если они классно сделаны», — рассказал РБК источник, близкий к Snapchat. Так, «линзу» напитка Gatorade, которую включили в день Супербоула, использовали около 165 млн раз, при том что матч посмотрели 115 млн зрителей. А запущенная в мае реклама фастфуда Taco Bell собрала более 224 млн просмотров за день.
Если в 2015-м, по данным агентства eMarketer, выручка Snapchat составила $60 млн, то по итогам 2016-го мессенджер может заработать $370 млн. В 2017-м сумма приблизится к $1 млрд, прогнозируют аналитики.
Оценка в $40 млрд выглядит завышенной: для сравнения, когда Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) провел IPO в 2012-м, капитализация в первый день торгов выросла до $104 млрд, что всего в 28 раз больше выручки ($3,7 млрд в 2011 году). Даже при том что в момент IPO соцсеть насчитывала 900 млн пользователей и уже была прибыльной, ее стоимость в следующие четыре месяца упала вдвое. Компании удалось вернуть доверие инвесторов через успешную монетизацию мобильного приложения — с августа 2012-го акции подорожали в семь раз, и сегодня Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) стоит более $370 млрд.