«Дореволюцiонный Совѣтчикъ» из мема вырос в музыкальный коллектив

РБКIshlanmalar

Тема номера — Мемы

Ажiотажъ

«Дореволюцiонный Совѣтчикъ» из мема вырос в музыкальный коллектив

Интернет перерабатывает реальность для собственного развлечения. Популярным мемом может стать что угодно — фото, кадр из фильма, высказывание политика, новость, музыкальная композиция. «Дореволюцiонный Совѣтчикъ» прошел этот путь в обратную сторону: сначала картинка господина с усами стала интернет-мемом, затем превратилась в СМИ с совокупной аудиторией около 200 тыс. человек, потом «ожила», стала петь песни, записывать альбомы и выступать с концертами

Текст Анна Кожухарь
Фото Иван Кайдаш для РБК

Небольшой зал московского клуба «Гластонберри» забит до отказа: 600 человек в основной части, заняты все столики, что на концертах молодых и неизвестных групп бывает редко. Стоимость билета — от 800 до 2500 руб. В зале очень разношерстная и разновозрастная публика: молодежь, офисные служащие, за столиком прямо напротив сцены сидит супружеская пара в годах. 

Прежде чем «потѣшить и усладить слухъ изысканной музыкой», зрителям сначала предлагают «мавританскій верлибръ». На сцену выходят двое мужчин во фраках и цилиндрах и начинают читать «Мой удъ», нечто среднее между рэпом и стихотворением. Дама за первым столиком поворачивается к спутнику и довольно громко спрашивает: «Прости, мне кажется, что удъ — это… член?» Вопрос повисает в воздухе. Открывается занавес, на сцену выходит небольшой ансамбль, и под знакомую аранжировку «Лабутенов» Ленинграда девушка с оперным вокалом поет: «Въ штиблетахъ алыхъ, ахъ, и въ фильдеперсовыхъ чулкахъ!» Публика приходит в восторг.

Авторы и исполнители поэтического действа — «князь» Вячеслав Малахов, креативный директор рекламного агентства Dr.JUNG, и «граф» Константин Новиков, выпускающий редактор портала «Открытая Россия». Вместе с еще пятью музыкантами, включая меццо-сопрано Анну Бах, они составляют ансамбль-варьете «Дореволюцiонный Совѣтчикъ». 

Господин с усами

«Если хотите, присылайте мне потом весь ваш текст, я его в стиле «Совѣтчика» перепишу», — предлагает в конце беседы с корреспондентом журнала РБК Вячеслав Малахов, художественный руководитель ансамбля «Дореволюцiонный Совѣтчикъ» и автор популярного мема. Сначала Малахов не употребляет слова «продюсер» или «группа», оставаясь немного в образе, но затем увлекается и высокий слог перебивают «лонгриды», «пикчеры», «анализ контента», «сегменты аудитории» и «хрень какая-то». 

Интернет для 32-летнего Малахова — часть жизненной среды, а еще и хобби, и работа. Вячеслав окончил Таджикский государственный университет права, бизнеса и политики по специальности «дипломатия и международное право». В 2007 году переехал в Москву, где, по собственным словам, занимался «креативом всех мастей»: писал тексты и делал сценарии к видео, придумывал плакаты и рекламные ролики, рисовал и сочинял слоганы. Приблизительно в 2008–2009 годах родился и сам «Совѣтчик», сначала в виде картинки со смешными подписями. 

«Есть такие квадраты, где фон с полосочками, а посреди апатичный пингвин или раптор-философ, — рассказывает Малахов. — Вот «Совѣтчик» из этого сегмента мемасов». Все начиналось с переделки популярных в интернете фраз на «дореволюционный русский», в результате сленговые выражения звучат по-новому, с претензией на литературность. Язык «Дореволюцiонного Совѣтчика» — это переосмысление и, как считает сам Малахов, «более куртуазное воплощение» интернет-тренда под названием «боярский язык». 

Усатого господина, персонажа мема, Малахов и первый администратор сообщества «ВКонтакте» Дмитрий Парфирьев взяли со старой рекламы средства для роста волос 1902 года. «Впоследствии портал «Батенька, да вы трансформер» сделал из него же своего героя Теодора Глаголева, но админ «Совѣтчика» во «ВКонтакте» Дмитрий свет очей Парфирьев, ныне отошедший от дел, делал это до того, как оно стало мейнстримом», — рассказывает Малахов.

С ростом аудитории «Совѣтчик» становился больше и сложнее: концепция «картинка с подписью» быстро устарела морально, и Малахов стал искать новые формы — рисовать, делать коллажи, писать тексты и переделывать песни. «До недавнего времени я вообще не думал зарабатывать на «Совѣтчике»! Это же хобби. Первую композицию «Будущие маменьки» я записал под найденный в интернете минус, это было без претензии на космическое качество, ну а потом понеслось, — продолжает он. — Потом, три года назад, пришел друг сердца моего баритональный бас Костя Новиков. И мы стали записывать что-то у друзей в студиях — помню, на одну из первых аранжировок я потратил около 5 тыс. руб.».

Усатый господин был взят с рекламы средства для роста волос 1902 года

Кутежи и варьете

Основной репертуар «Совѣтчика» — пародии на известные музыкальные композиции. Если в начале аудитория формировалась благодаря собственным подписчикам (сейчас их более 45 тыс. в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), 60 тыс. во «ВКонтакте» и 4 тыс. на YouTube), то с появлением музыкального коллектива возросло качество записей, и группу стали слушать те, кто до этого никогда не интересовался сообществом. «Конечно, мы в некотором роде ловим ажiотажъ, — признается Малахов. — Мы и Цоя перепеваем красиво, но если появляется что-то очень популярное, как «Тает лед» или «Лабутены», то их обязательно нужно преображать. «Совѣтчикъ» как паблик — это вообще новостное агентство, вот это его музыкальное воплощение».

По мнению Малахова, у «Совѣтчика» «сложный юмор», для понимания которого требуется знать и политический, и музыкальный, и литературный контекст. Связь между популярностью оригинала и переработки есть, но далеко не всегда она является определяющей, добавляет он. Хотя именно с выходом «Натюрморта», пародии на «Экспонат», группа стала получать разнообразные предложения, например пели на «Дожде» в рамках эфира ко Дню России. 

На ресурсе Soundcloud именно пародия на «Лабутены» набрала около 105 тыс. прослушиваний. У «Грез Кисловодска», перепевки Californication Red Hot Chili Peppers,  — 55 тыс., у «Промежъ нами таетъ ледъ» — чуть больше 3,5 тыс., но зато у клипа на эту песню уже почти 240 тыс. просмотров на YouTube. В Soundcloud для начинающей группы это очень высокие показатели, учитывая, что это социальная сеть именно для исполнителей. А более скромные цифры просмотров на YouTube в  сравнении со многими не топовыми блогерами скорее связаны с тем, что видео группа еще до конца не освоила. Больше всего, по словам Малахова, их песни слушают во «ВКонтакте».

До недавнего времени у «Дореволюцiонного Совѣтчика» не было ни музыкантов, ни команды, а только солисты. Превратить мем в полноценную группу помогла организатор концертов Мария Морозова. Сейчас ансамбль состоит из 11 человек

«При первой встрече меня очень восхитило, что они в разговоре точно так же, как и поют, свободно общаются на дореволюционный манер. Это им не в тягость. И сразу стало само собой, что у них будет не группа, а варьете, и не концерт, а кутеж», — говорит Мария Морозова, в прошлом креативный директор клуба «Гренадин», а с недавнего времени организатор всех концертов группы — «концертный антрепренеръ, или муза кутежа».

Морозова говорит, что сама связалась с группой и попыталась договориться о первом выступлении. «Мне очень нравится их песня «Морфинистка» и контент в социальных сетях. Я с командой давно занимаюсь организацией концертной деятельности и мероприятий. Мне показалось, что этим можно привлечь зрителя, решили познакомиться с ребятами», — вспоминает Мария. Она помогла подобрать двоих виолончелистов — Дмитрия и Евгения, а также пианистку — Любовь Лагутову. У группы появились костюмы, график репетиций, а в марте состоялся первый полноценный концерт. 

С тех пор «Совѣтчикъ» провел четыре концерта в Москве и Санкт-Петербурге, а также ряд выступлений на частных вечеринках. «Наш ансамбль сейчас уже состоит из 11 человек: семи музыкантов, звукорежиссера и трех администраторов, и это еще без подтанцовки», — говорит Мария. По ее словам, на концерты приходит самая разная публика, не только завсегдатаи пабликов.

Сейчас, по словам Морозовой, группа ведет переговоры с клубом Yotaspace для организации большого зимнего концерта. В клубе это подтвердили. По словам представителя Yotaspace, площадка очень зантересована в выступлении «Совѣтчика», однако точные даты и условия пока не определены. В любом случае для группы это площадка уже совсем другого уровня.

Одновременно Малахов договаривается о написании песни к фильму и рисует для продюсерской компании «Среда» Александра Цекало афиши всех сериалов для тематического корпоративного праздника. Представитель «Среды» говорит, что их разыграли среди сотрудников, а результат «полностью соответствовал ожиданиям».

Ассигнации — не главное

Образование группы заставило задуматься о финансах: оплата реквизита, гонорары музыкантам, записи в студии, костюмы и т.д. В музыкальную деятельность за два года Малахов вложил суммарно около 250 тыс. руб. собственных средств. На первый гастрольный концерт в клубе «Бэкстейдж» в  Санкт-Петербурге потратили и вовсе больше, чем в итоге заработали. С каждого концерта в среднем удалось получить «20–30 тыс. руб. дополнительно к зарплате на основной работе». 

Участники коллектива получают оплату за каждый концерт: выручка делится поровну на всех, включая оплату гримера, костюмера, специалистов по звуку и свету. Малахов говорит, что его доля равна долям всех остальных музыкантов, но к ней он получает компенсацию личных расходов на различные нужды коллектива. 

Впрочем, «ассигнации — это не главное», добавляет он, сообществом он занимался и без денег, тратя на него свое личное время. «Люди по-разному отдыхают: кто-то любит музыку слушать, кто-то котика гладить, а я люблю писать прикольные тексты. Иногда случилось что-нибудь, и понимаешь, что нужно в паблике запилить пост. А как я его буду писать, если в теме не разбираюсь? Вот сидишь, читаешь, вникаешь, пишешь что-то. 45 тыс. человек, и все ждут и смешного, и важного», — довольно серьезно говорит о своем хобби Малахов.

По словам Малахова, предложения по монетизации «Совѣтчика» поступали еще до образования музыкального коллектива. Тогда еще 30-тысячный паблик «ВКонтакте» попытался продать один из его создателей Юрий Слепцов, но это не удалось: администрация социальной сети вернула права администрирования сообщества Малахову.

Когда сообщество на Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) набрало критическую массу подписчиков, Малахову написали из «Апостол медиа» с коммерческим предложением размещения «общественно-политического контента на злобу дня» (скрины переписки Малахов предоставил журналу РБК). Представитель агентства за вознаграждение предлагал переписывать привычным для сообщества языком информационные материалы и публиковать их, а также размещать перепосты с проектов «Апостола». Малахов говорит, что сначала хотел ответить «как-то остроумно, но потом просто закрыл чат, чтобы вообще не продолжать диалог».

«Еще предлагали водку сомнительную рекламировать, я отказался, конечно, потому что репутация дороже. А вот поздравительный текст для Сергея Горькова (председатель ВЭБа. — РБК) в нашем стиле написал с удовольствием, он большой поклонник этой эпохи», — говорит Малахов.

Через «Совѣтчика» Малахов не стесняется выражать политическую и гражданскую позицию, даже рискуя не понравиться аудитории. «Бывали случаи, что из-за некоторых постов десятками отписывались люди, недовольные «политотой», но это меня не останавливало. А на этот контент приходили новые подписчики», — говорит он. Те же принципы в отношении выступлений: недавно коллектив пригласили выступить на дне рождения крупного бизнесмена, попросив при этом «снизить накал политической лирики», рассказывает Малахов: «Я, естественно, уперся. Если бы не позволили все петь, мы бы не выступали».

В планах на ближайшее время — осенние гастроли по СНГ и Европе и запуск краудфандинговой кампании на выпуск альбома с концертной программой. «А еще мы хотим записать альбом дореволюционного рэпа. Это уже будет не переработка, а авторский контент. Ну, знаете, у каждого нормального человека в конце концов возникает желание читать рэп», — поясняет Малахов.

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Ольга Бычкова: «Российская наука застряла между глобальным Югом и Севером» Ольга Бычкова: «Российская наука застряла между глобальным Югом и Севером»

С какими вызовами столкнулась российская наука и как они влияют на работу ученых

РБК
Евпатория Евпатория

Евпатория — город, существующий во многих измерениях

Знание – сила
Она вышивает мечты Она вышивает мечты

Самая яркая звезда на небосклоне высокой моды Поднебесной — талантливая Гуо Пей

Y Magazine
Чтобы изучать Вселенную, надо выходить в космос Чтобы изучать Вселенную, надо выходить в космос

Институт астрономии РАН запустит УФ-обсерваторию и создаст лунную базу

Наука и жизнь
Космическая пыль в междупланетном пространстве Космическая пыль в междупланетном пространстве

Наука в годы войны: астроном Фесенков об астероидах и космической пыли

Наука и жизнь
В зоне степей и полупустынь В зоне степей и полупустынь

Сергей Богун о проблемах защиты редких степных видов

Знание – сила
Причудливая лилия кардиокринум Причудливая лилия кардиокринум

Что помогает садоводам-любителям выращивать редкий кардиокринум?

Наука и жизнь
Мускулы крылатой машины – система управления Мускулы крылатой машины – система управления

Как пилот заставляет слушаться машину в десятки тонн, контролируя ее в воздухе?

Наука и техника
Жабрей и зябра, они же пикульники Жабрей и зябра, они же пикульники

Пикульники — настоящие джентльмены среди растения, хотя и каждый со своим нравом

Наука и жизнь
Когда ещё был лес… Когда ещё был лес…

Рассказ Саши Тэмлейн «Когда ещё был лес…»

Наука и жизнь
Убить Лумумбу Убить Лумумбу

Патрис Лумумба был одним из самых мужественных лидеров своего поколения

Знание – сила
Жизнь и открытия Степана Куторги: от классиков до звероящеров Жизнь и открытия Степана Куторги: от классиков до звероящеров

«Удивительные ошибки» гения: как российский ученый открыл звероящеров

Наука и техника
Мир экзопланет: что для космоса «норма»? Мир экзопланет: что для космоса «норма»?

Уже можно говорить о планетах необычных. Как выглядят «обычные» – установлено

Наука и техника
Масляное коварство Масляное коварство

Как масло для дерева может стать причиной пожара?

Наука и жизнь
Мост – это мир со своими законами Мост – это мир со своими законами

Наш сегодняшний разговор – не о фантастике, а о фантастических мостах

Знание – сила
Рассказ солдата Рассказ солдата

Воспоминания Георгия Немчинова о войне на передовой

Знание – сила
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Сказочная повесть — фантастика с просветительской задачей

Наука и жизнь
«Дом А. Ф. Лосева» «Дом А. Ф. Лосева»

О том, как создавалась уникальная структура Дома Лосева

Знание – сила
Социология утопии, или Почему у Стругацких в их «Мире Полудня» нет котиков и попугайчиков Социология утопии, или Почему у Стругацких в их «Мире Полудня» нет котиков и попугайчиков

Почему на Прекрасной Земле Будущего полностью отсутствуют домашние питомцы

Знание – сила
Мост в небесах Мост в небесах

Некоторые современные мосты сооружают только для того, чтобы заинтриговать

Знание – сила
Молодой Цезарь Молодой Цезарь

Карьера Цезаря могла бы оборваться, едва начавшись, равно как и его жизнь...

Знание – сила
Не всякая поганка — гриб Не всякая поганка — гриб

Почему красивых и изящных водоплавающих птиц назвали поганками?

Наука и жизнь
Дрофа – степной реликт Дрофа – степной реликт

Все ли знают о самой крупной птице России? Это дрофа

Знание – сила
Безмолвный пациент, или вакцинация в аквакультуре Безмолвный пациент, или вакцинация в аквакультуре

Кто, как и зачем вакцинирует рыб в аквахозяйствах?

Наука и жизнь
Устричный гриб, его собратья и однофамильцы Устричный гриб, его собратья и однофамильцы

Где растёт вёшенка и кто её лесные «однофамильцы»

Наука и жизнь
Мысль как вечное движение, – или «Что такое интеллигенция»… Мысль как вечное движение, – или «Что такое интеллигенция»…

Беседа с Константином Кедровым о немецком философе Гегеле

Знание – сила
Полет Fram2 Полет Fram2

Командиром этого полета был Ван Чунь – миллионер, оплативший полет участников

Наука и техника
Не только еда, но и впечатления Не только еда, но и впечатления

Как в России развивается гастрономический туризм

Агроинвестор
Банановые перспективы российских субтропиков Банановые перспективы российских субтропиков

Инвесторы хотят импортозаместить экзотические фрукты

Агроинвестор
Хлебно-гречишный край Южной Сибири Хлебно-гречишный край Южной Сибири

Обзор алтайского агропромышленного комплекса

Агроинвестор
Открыть в приложении