«Дореволюцiонный Совѣтчикъ» из мема вырос в музыкальный коллектив

РБКIshlanmalar

Тема номера — Мемы

Ажiотажъ

«Дореволюцiонный Совѣтчикъ» из мема вырос в музыкальный коллектив

Интернет перерабатывает реальность для собственного развлечения. Популярным мемом может стать что угодно — фото, кадр из фильма, высказывание политика, новость, музыкальная композиция. «Дореволюцiонный Совѣтчикъ» прошел этот путь в обратную сторону: сначала картинка господина с усами стала интернет-мемом, затем превратилась в СМИ с совокупной аудиторией около 200 тыс. человек, потом «ожила», стала петь песни, записывать альбомы и выступать с концертами

Текст Анна Кожухарь
Фото Иван Кайдаш для РБК

Небольшой зал московского клуба «Гластонберри» забит до отказа: 600 человек в основной части, заняты все столики, что на концертах молодых и неизвестных групп бывает редко. Стоимость билета — от 800 до 2500 руб. В зале очень разношерстная и разновозрастная публика: молодежь, офисные служащие, за столиком прямо напротив сцены сидит супружеская пара в годах. 

Прежде чем «потѣшить и усладить слухъ изысканной музыкой», зрителям сначала предлагают «мавританскій верлибръ». На сцену выходят двое мужчин во фраках и цилиндрах и начинают читать «Мой удъ», нечто среднее между рэпом и стихотворением. Дама за первым столиком поворачивается к спутнику и довольно громко спрашивает: «Прости, мне кажется, что удъ — это… член?» Вопрос повисает в воздухе. Открывается занавес, на сцену выходит небольшой ансамбль, и под знакомую аранжировку «Лабутенов» Ленинграда девушка с оперным вокалом поет: «Въ штиблетахъ алыхъ, ахъ, и въ фильдеперсовыхъ чулкахъ!» Публика приходит в восторг.

Авторы и исполнители поэтического действа — «князь» Вячеслав Малахов, креативный директор рекламного агентства Dr.JUNG, и «граф» Константин Новиков, выпускающий редактор портала «Открытая Россия». Вместе с еще пятью музыкантами, включая меццо-сопрано Анну Бах, они составляют ансамбль-варьете «Дореволюцiонный Совѣтчикъ». 

Господин с усами

«Если хотите, присылайте мне потом весь ваш текст, я его в стиле «Совѣтчика» перепишу», — предлагает в конце беседы с корреспондентом журнала РБК Вячеслав Малахов, художественный руководитель ансамбля «Дореволюцiонный Совѣтчикъ» и автор популярного мема. Сначала Малахов не употребляет слова «продюсер» или «группа», оставаясь немного в образе, но затем увлекается и высокий слог перебивают «лонгриды», «пикчеры», «анализ контента», «сегменты аудитории» и «хрень какая-то». 

Интернет для 32-летнего Малахова — часть жизненной среды, а еще и хобби, и работа. Вячеслав окончил Таджикский государственный университет права, бизнеса и политики по специальности «дипломатия и международное право». В 2007 году переехал в Москву, где, по собственным словам, занимался «креативом всех мастей»: писал тексты и делал сценарии к видео, придумывал плакаты и рекламные ролики, рисовал и сочинял слоганы. Приблизительно в 2008–2009 годах родился и сам «Совѣтчик», сначала в виде картинки со смешными подписями. 

«Есть такие квадраты, где фон с полосочками, а посреди апатичный пингвин или раптор-философ, — рассказывает Малахов. — Вот «Совѣтчик» из этого сегмента мемасов». Все начиналось с переделки популярных в интернете фраз на «дореволюционный русский», в результате сленговые выражения звучат по-новому, с претензией на литературность. Язык «Дореволюцiонного Совѣтчика» — это переосмысление и, как считает сам Малахов, «более куртуазное воплощение» интернет-тренда под названием «боярский язык». 

Усатого господина, персонажа мема, Малахов и первый администратор сообщества «ВКонтакте» Дмитрий Парфирьев взяли со старой рекламы средства для роста волос 1902 года. «Впоследствии портал «Батенька, да вы трансформер» сделал из него же своего героя Теодора Глаголева, но админ «Совѣтчика» во «ВКонтакте» Дмитрий свет очей Парфирьев, ныне отошедший от дел, делал это до того, как оно стало мейнстримом», — рассказывает Малахов.

С ростом аудитории «Совѣтчик» становился больше и сложнее: концепция «картинка с подписью» быстро устарела морально, и Малахов стал искать новые формы — рисовать, делать коллажи, писать тексты и переделывать песни. «До недавнего времени я вообще не думал зарабатывать на «Совѣтчике»! Это же хобби. Первую композицию «Будущие маменьки» я записал под найденный в интернете минус, это было без претензии на космическое качество, ну а потом понеслось, — продолжает он. — Потом, три года назад, пришел друг сердца моего баритональный бас Костя Новиков. И мы стали записывать что-то у друзей в студиях — помню, на одну из первых аранжировок я потратил около 5 тыс. руб.».

Усатый господин был взят с рекламы средства для роста волос 1902 года

Кутежи и варьете

Основной репертуар «Совѣтчика» — пародии на известные музыкальные композиции. Если в начале аудитория формировалась благодаря собственным подписчикам (сейчас их более 45 тыс. в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), 60 тыс. во «ВКонтакте» и 4 тыс. на YouTube), то с появлением музыкального коллектива возросло качество записей, и группу стали слушать те, кто до этого никогда не интересовался сообществом. «Конечно, мы в некотором роде ловим ажiотажъ, — признается Малахов. — Мы и Цоя перепеваем красиво, но если появляется что-то очень популярное, как «Тает лед» или «Лабутены», то их обязательно нужно преображать. «Совѣтчикъ» как паблик — это вообще новостное агентство, вот это его музыкальное воплощение».

По мнению Малахова, у «Совѣтчика» «сложный юмор», для понимания которого требуется знать и политический, и музыкальный, и литературный контекст. Связь между популярностью оригинала и переработки есть, но далеко не всегда она является определяющей, добавляет он. Хотя именно с выходом «Натюрморта», пародии на «Экспонат», группа стала получать разнообразные предложения, например пели на «Дожде» в рамках эфира ко Дню России. 

На ресурсе Soundcloud именно пародия на «Лабутены» набрала около 105 тыс. прослушиваний. У «Грез Кисловодска», перепевки Californication Red Hot Chili Peppers,  — 55 тыс., у «Промежъ нами таетъ ледъ» — чуть больше 3,5 тыс., но зато у клипа на эту песню уже почти 240 тыс. просмотров на YouTube. В Soundcloud для начинающей группы это очень высокие показатели, учитывая, что это социальная сеть именно для исполнителей. А более скромные цифры просмотров на YouTube в  сравнении со многими не топовыми блогерами скорее связаны с тем, что видео группа еще до конца не освоила. Больше всего, по словам Малахова, их песни слушают во «ВКонтакте».

До недавнего времени у «Дореволюцiонного Совѣтчика» не было ни музыкантов, ни команды, а только солисты. Превратить мем в полноценную группу помогла организатор концертов Мария Морозова. Сейчас ансамбль состоит из 11 человек

«При первой встрече меня очень восхитило, что они в разговоре точно так же, как и поют, свободно общаются на дореволюционный манер. Это им не в тягость. И сразу стало само собой, что у них будет не группа, а варьете, и не концерт, а кутеж», — говорит Мария Морозова, в прошлом креативный директор клуба «Гренадин», а с недавнего времени организатор всех концертов группы — «концертный антрепренеръ, или муза кутежа».

Морозова говорит, что сама связалась с группой и попыталась договориться о первом выступлении. «Мне очень нравится их песня «Морфинистка» и контент в социальных сетях. Я с командой давно занимаюсь организацией концертной деятельности и мероприятий. Мне показалось, что этим можно привлечь зрителя, решили познакомиться с ребятами», — вспоминает Мария. Она помогла подобрать двоих виолончелистов — Дмитрия и Евгения, а также пианистку — Любовь Лагутову. У группы появились костюмы, график репетиций, а в марте состоялся первый полноценный концерт. 

С тех пор «Совѣтчикъ» провел четыре концерта в Москве и Санкт-Петербурге, а также ряд выступлений на частных вечеринках. «Наш ансамбль сейчас уже состоит из 11 человек: семи музыкантов, звукорежиссера и трех администраторов, и это еще без подтанцовки», — говорит Мария. По ее словам, на концерты приходит самая разная публика, не только завсегдатаи пабликов.

Сейчас, по словам Морозовой, группа ведет переговоры с клубом Yotaspace для организации большого зимнего концерта. В клубе это подтвердили. По словам представителя Yotaspace, площадка очень зантересована в выступлении «Совѣтчика», однако точные даты и условия пока не определены. В любом случае для группы это площадка уже совсем другого уровня.

Одновременно Малахов договаривается о написании песни к фильму и рисует для продюсерской компании «Среда» Александра Цекало афиши всех сериалов для тематического корпоративного праздника. Представитель «Среды» говорит, что их разыграли среди сотрудников, а результат «полностью соответствовал ожиданиям».

Ассигнации — не главное

Образование группы заставило задуматься о финансах: оплата реквизита, гонорары музыкантам, записи в студии, костюмы и т.д. В музыкальную деятельность за два года Малахов вложил суммарно около 250 тыс. руб. собственных средств. На первый гастрольный концерт в клубе «Бэкстейдж» в  Санкт-Петербурге потратили и вовсе больше, чем в итоге заработали. С каждого концерта в среднем удалось получить «20–30 тыс. руб. дополнительно к зарплате на основной работе». 

Участники коллектива получают оплату за каждый концерт: выручка делится поровну на всех, включая оплату гримера, костюмера, специалистов по звуку и свету. Малахов говорит, что его доля равна долям всех остальных музыкантов, но к ней он получает компенсацию личных расходов на различные нужды коллектива. 

Впрочем, «ассигнации — это не главное», добавляет он, сообществом он занимался и без денег, тратя на него свое личное время. «Люди по-разному отдыхают: кто-то любит музыку слушать, кто-то котика гладить, а я люблю писать прикольные тексты. Иногда случилось что-нибудь, и понимаешь, что нужно в паблике запилить пост. А как я его буду писать, если в теме не разбираюсь? Вот сидишь, читаешь, вникаешь, пишешь что-то. 45 тыс. человек, и все ждут и смешного, и важного», — довольно серьезно говорит о своем хобби Малахов.

По словам Малахова, предложения по монетизации «Совѣтчика» поступали еще до образования музыкального коллектива. Тогда еще 30-тысячный паблик «ВКонтакте» попытался продать один из его создателей Юрий Слепцов, но это не удалось: администрация социальной сети вернула права администрирования сообщества Малахову.

Когда сообщество на Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) набрало критическую массу подписчиков, Малахову написали из «Апостол медиа» с коммерческим предложением размещения «общественно-политического контента на злобу дня» (скрины переписки Малахов предоставил журналу РБК). Представитель агентства за вознаграждение предлагал переписывать привычным для сообщества языком информационные материалы и публиковать их, а также размещать перепосты с проектов «Апостола». Малахов говорит, что сначала хотел ответить «как-то остроумно, но потом просто закрыл чат, чтобы вообще не продолжать диалог».

«Еще предлагали водку сомнительную рекламировать, я отказался, конечно, потому что репутация дороже. А вот поздравительный текст для Сергея Горькова (председатель ВЭБа. — РБК) в нашем стиле написал с удовольствием, он большой поклонник этой эпохи», — говорит Малахов.

Через «Совѣтчика» Малахов не стесняется выражать политическую и гражданскую позицию, даже рискуя не понравиться аудитории. «Бывали случаи, что из-за некоторых постов десятками отписывались люди, недовольные «политотой», но это меня не останавливало. А на этот контент приходили новые подписчики», — говорит он. Те же принципы в отношении выступлений: недавно коллектив пригласили выступить на дне рождения крупного бизнесмена, попросив при этом «снизить накал политической лирики», рассказывает Малахов: «Я, естественно, уперся. Если бы не позволили все петь, мы бы не выступали».

В планах на ближайшее время — осенние гастроли по СНГ и Европе и запуск краудфандинговой кампании на выпуск альбома с концертной программой. «А еще мы хотим записать альбом дореволюционного рэпа. Это уже будет не переработка, а авторский контент. Ну, знаете, у каждого нормального человека в конце концов возникает желание читать рэп», — поясняет Малахов.

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Проводник к звездам Проводник к звездам

Когда появятся гиды для космических туристов и где получить эту профессию

РБК
Заполняя белые места на карте Заполняя белые места на карте

Некоторые ключевые вехи экспедиционной истории РГО

Вокруг света
Слово редактора Слово редактора

На самом деле, нет более открытых миру людей, чем яхтсмены

Y Magazine
Уютный аскетизм Уютный аскетизм

Интерьер в стиле софт-минимализм с органично вплетённой японской темой

Идеи Вашего Дома
Мальдивские мотивы Мальдивские мотивы

Отправной точкой интерьера стала фотография c отпуска на Мальдивских островах

Идеи Вашего Дома
Книга как искусство Книга как искусство

На протяжении долгих веков книга являлась главным хранителем информации

Знание – сила
Динозавры за Полярным кругом Динозавры за Полярным кругом

Как жили динозавры и их соседи в условиях крайнего Севера или Юга

Наука и техника
Искусство развлекать Искусство развлекать

Развлечения: относительно недавние изобретения, хотя и с древними корнями

Вокруг света
Эстетика минимализма Эстетика минимализма

Интерьер в минималистской эстетике, монохромный, но стилистически выразительный

Идеи Вашего Дома
A Vida Portuguesa A Vida Portuguesa

«А вы уже были в A Vida Portuguesa?»

Seasons of life
Красная машина Красная машина

Советский автопром глазами ЦРУ

Автопилот
Тайны фиванских гробниц Тайны фиванских гробниц

Что изображено на стенах египетских гробниц и как «читать» основные сюжеты

Вокруг света
Бизнес на энтузиазме Бизнес на энтузиазме

Перспективы мясного скотоводства в России неоднозначные

Агроинвестор
С акцентом на бохо С акцентом на бохо

Современное пространство с элементами бохо, отражающее тенденцию к эклектике

Идеи Вашего Дома
Скромные великаны Скромные великаны

В Португалии больше потерь и сожалений об утраченном величии, чем приобретений

Seasons of life
Лихие 900-е Лихие 900-е

Как выглядит тест-драйв автомобиля Lynk & Co 900 в Китае для иностранных граждан

Автопилот
На аллеях Аполлона На аллеях Аполлона

Остафьево: образ места, где всё буквально дышит поэзией

Знание – сила
Один + один Один + один

Как на улочках Байрру-Алту живет и принимает гостей арт-проект Oficina Marques

Seasons of life
Усадьбы Москвы Усадьбы Москвы

Русские имения хранят множество историй, повлиявших на судьбу страны

Вокруг света
«Мои счастливейшие дни…» «Мои счастливейшие дни…»

Понятие гения места, «genius loci» – к Остафьево применимо как нельзя более

Знание – сила
Самое древнее чувство Самое древнее чувство

Как у животных представлено чувства обоняния и вкуса

Наука и жизнь
Наука под знаком «Аненербе» Наука под знаком «Аненербе»

Наука может прекрасно себя чувствовать и в тиранических режимах

Знание – сила
У эволюции нет конкретной цели, но есть результат У эволюции нет конкретной цели, но есть результат

Как происходит видообразование, с чего начинается и через какие этапы проходит

Наука и жизнь
Место в топе Место в топе

Самый обсуждаемый дебют BMW на Concorso d’Eleganza — концепт-кар Speedtop

Автопилот
Любовь к животным и санкции Любовь к животным и санкции

Почему рынок кормов — перспективное направление для инвестиций

Агроинвестор
История продолжается История продолжается

В этом интерьере соединились элементы «родной» архитектуры дома и mid-century

Идеи Вашего Дома
Удивительный трубкозуб Удивительный трубкозуб

Ожившей химерой с прошедших веков трубкозуба, шутя, обзывают

Знание – сила
Болотные семафоры Болотные семафоры

Дупеля летят к нам из жарких поясов экваториальной Африки...

Наука и жизнь
Надеяться и делать Надеяться и делать

О стрит-арте: почему Португалия — не лучшая страна для современного художника

Seasons of life
Баланс под вуалью Баланс под вуалью

Для создания собственного оазиса уюта заказчица пригласила дизайнера

Идеи Вашего Дома
Открыть в приложении