«Дореволюцiонный Совѣтчикъ» из мема вырос в музыкальный коллектив

РБКIshlanmalar

Тема номера — Мемы

Ажiотажъ

«Дореволюцiонный Совѣтчикъ» из мема вырос в музыкальный коллектив

Интернет перерабатывает реальность для собственного развлечения. Популярным мемом может стать что угодно — фото, кадр из фильма, высказывание политика, новость, музыкальная композиция. «Дореволюцiонный Совѣтчикъ» прошел этот путь в обратную сторону: сначала картинка господина с усами стала интернет-мемом, затем превратилась в СМИ с совокупной аудиторией около 200 тыс. человек, потом «ожила», стала петь песни, записывать альбомы и выступать с концертами

Текст Анна Кожухарь
Фото Иван Кайдаш для РБК

Небольшой зал московского клуба «Гластонберри» забит до отказа: 600 человек в основной части, заняты все столики, что на концертах молодых и неизвестных групп бывает редко. Стоимость билета — от 800 до 2500 руб. В зале очень разношерстная и разновозрастная публика: молодежь, офисные служащие, за столиком прямо напротив сцены сидит супружеская пара в годах. 

Прежде чем «потѣшить и усладить слухъ изысканной музыкой», зрителям сначала предлагают «мавританскій верлибръ». На сцену выходят двое мужчин во фраках и цилиндрах и начинают читать «Мой удъ», нечто среднее между рэпом и стихотворением. Дама за первым столиком поворачивается к спутнику и довольно громко спрашивает: «Прости, мне кажется, что удъ — это… член?» Вопрос повисает в воздухе. Открывается занавес, на сцену выходит небольшой ансамбль, и под знакомую аранжировку «Лабутенов» Ленинграда девушка с оперным вокалом поет: «Въ штиблетахъ алыхъ, ахъ, и въ фильдеперсовыхъ чулкахъ!» Публика приходит в восторг.

Авторы и исполнители поэтического действа — «князь» Вячеслав Малахов, креативный директор рекламного агентства Dr.JUNG, и «граф» Константин Новиков, выпускающий редактор портала «Открытая Россия». Вместе с еще пятью музыкантами, включая меццо-сопрано Анну Бах, они составляют ансамбль-варьете «Дореволюцiонный Совѣтчикъ». 

Господин с усами

«Если хотите, присылайте мне потом весь ваш текст, я его в стиле «Совѣтчика» перепишу», — предлагает в конце беседы с корреспондентом журнала РБК Вячеслав Малахов, художественный руководитель ансамбля «Дореволюцiонный Совѣтчикъ» и автор популярного мема. Сначала Малахов не употребляет слова «продюсер» или «группа», оставаясь немного в образе, но затем увлекается и высокий слог перебивают «лонгриды», «пикчеры», «анализ контента», «сегменты аудитории» и «хрень какая-то». 

Интернет для 32-летнего Малахова — часть жизненной среды, а еще и хобби, и работа. Вячеслав окончил Таджикский государственный университет права, бизнеса и политики по специальности «дипломатия и международное право». В 2007 году переехал в Москву, где, по собственным словам, занимался «креативом всех мастей»: писал тексты и делал сценарии к видео, придумывал плакаты и рекламные ролики, рисовал и сочинял слоганы. Приблизительно в 2008–2009 годах родился и сам «Совѣтчик», сначала в виде картинки со смешными подписями. 

«Есть такие квадраты, где фон с полосочками, а посреди апатичный пингвин или раптор-философ, — рассказывает Малахов. — Вот «Совѣтчик» из этого сегмента мемасов». Все начиналось с переделки популярных в интернете фраз на «дореволюционный русский», в результате сленговые выражения звучат по-новому, с претензией на литературность. Язык «Дореволюцiонного Совѣтчика» — это переосмысление и, как считает сам Малахов, «более куртуазное воплощение» интернет-тренда под названием «боярский язык». 

Усатого господина, персонажа мема, Малахов и первый администратор сообщества «ВКонтакте» Дмитрий Парфирьев взяли со старой рекламы средства для роста волос 1902 года. «Впоследствии портал «Батенька, да вы трансформер» сделал из него же своего героя Теодора Глаголева, но админ «Совѣтчика» во «ВКонтакте» Дмитрий свет очей Парфирьев, ныне отошедший от дел, делал это до того, как оно стало мейнстримом», — рассказывает Малахов.

С ростом аудитории «Совѣтчик» становился больше и сложнее: концепция «картинка с подписью» быстро устарела морально, и Малахов стал искать новые формы — рисовать, делать коллажи, писать тексты и переделывать песни. «До недавнего времени я вообще не думал зарабатывать на «Совѣтчике»! Это же хобби. Первую композицию «Будущие маменьки» я записал под найденный в интернете минус, это было без претензии на космическое качество, ну а потом понеслось, — продолжает он. — Потом, три года назад, пришел друг сердца моего баритональный бас Костя Новиков. И мы стали записывать что-то у друзей в студиях — помню, на одну из первых аранжировок я потратил около 5 тыс. руб.».

Усатый господин был взят с рекламы средства для роста волос 1902 года

Кутежи и варьете

Основной репертуар «Совѣтчика» — пародии на известные музыкальные композиции. Если в начале аудитория формировалась благодаря собственным подписчикам (сейчас их более 45 тыс. в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), 60 тыс. во «ВКонтакте» и 4 тыс. на YouTube), то с появлением музыкального коллектива возросло качество записей, и группу стали слушать те, кто до этого никогда не интересовался сообществом. «Конечно, мы в некотором роде ловим ажiотажъ, — признается Малахов. — Мы и Цоя перепеваем красиво, но если появляется что-то очень популярное, как «Тает лед» или «Лабутены», то их обязательно нужно преображать. «Совѣтчикъ» как паблик — это вообще новостное агентство, вот это его музыкальное воплощение».

По мнению Малахова, у «Совѣтчика» «сложный юмор», для понимания которого требуется знать и политический, и музыкальный, и литературный контекст. Связь между популярностью оригинала и переработки есть, но далеко не всегда она является определяющей, добавляет он. Хотя именно с выходом «Натюрморта», пародии на «Экспонат», группа стала получать разнообразные предложения, например пели на «Дожде» в рамках эфира ко Дню России. 

На ресурсе Soundcloud именно пародия на «Лабутены» набрала около 105 тыс. прослушиваний. У «Грез Кисловодска», перепевки Californication Red Hot Chili Peppers,  — 55 тыс., у «Промежъ нами таетъ ледъ» — чуть больше 3,5 тыс., но зато у клипа на эту песню уже почти 240 тыс. просмотров на YouTube. В Soundcloud для начинающей группы это очень высокие показатели, учитывая, что это социальная сеть именно для исполнителей. А более скромные цифры просмотров на YouTube в  сравнении со многими не топовыми блогерами скорее связаны с тем, что видео группа еще до конца не освоила. Больше всего, по словам Малахова, их песни слушают во «ВКонтакте».

До недавнего времени у «Дореволюцiонного Совѣтчика» не было ни музыкантов, ни команды, а только солисты. Превратить мем в полноценную группу помогла организатор концертов Мария Морозова. Сейчас ансамбль состоит из 11 человек

«При первой встрече меня очень восхитило, что они в разговоре точно так же, как и поют, свободно общаются на дореволюционный манер. Это им не в тягость. И сразу стало само собой, что у них будет не группа, а варьете, и не концерт, а кутеж», — говорит Мария Морозова, в прошлом креативный директор клуба «Гренадин», а с недавнего времени организатор всех концертов группы — «концертный антрепренеръ, или муза кутежа».

Морозова говорит, что сама связалась с группой и попыталась договориться о первом выступлении. «Мне очень нравится их песня «Морфинистка» и контент в социальных сетях. Я с командой давно занимаюсь организацией концертной деятельности и мероприятий. Мне показалось, что этим можно привлечь зрителя, решили познакомиться с ребятами», — вспоминает Мария. Она помогла подобрать двоих виолончелистов — Дмитрия и Евгения, а также пианистку — Любовь Лагутову. У группы появились костюмы, график репетиций, а в марте состоялся первый полноценный концерт. 

С тех пор «Совѣтчикъ» провел четыре концерта в Москве и Санкт-Петербурге, а также ряд выступлений на частных вечеринках. «Наш ансамбль сейчас уже состоит из 11 человек: семи музыкантов, звукорежиссера и трех администраторов, и это еще без подтанцовки», — говорит Мария. По ее словам, на концерты приходит самая разная публика, не только завсегдатаи пабликов.

Сейчас, по словам Морозовой, группа ведет переговоры с клубом Yotaspace для организации большого зимнего концерта. В клубе это подтвердили. По словам представителя Yotaspace, площадка очень зантересована в выступлении «Совѣтчика», однако точные даты и условия пока не определены. В любом случае для группы это площадка уже совсем другого уровня.

Одновременно Малахов договаривается о написании песни к фильму и рисует для продюсерской компании «Среда» Александра Цекало афиши всех сериалов для тематического корпоративного праздника. Представитель «Среды» говорит, что их разыграли среди сотрудников, а результат «полностью соответствовал ожиданиям».

Ассигнации — не главное

Образование группы заставило задуматься о финансах: оплата реквизита, гонорары музыкантам, записи в студии, костюмы и т.д. В музыкальную деятельность за два года Малахов вложил суммарно около 250 тыс. руб. собственных средств. На первый гастрольный концерт в клубе «Бэкстейдж» в  Санкт-Петербурге потратили и вовсе больше, чем в итоге заработали. С каждого концерта в среднем удалось получить «20–30 тыс. руб. дополнительно к зарплате на основной работе». 

Участники коллектива получают оплату за каждый концерт: выручка делится поровну на всех, включая оплату гримера, костюмера, специалистов по звуку и свету. Малахов говорит, что его доля равна долям всех остальных музыкантов, но к ней он получает компенсацию личных расходов на различные нужды коллектива. 

Впрочем, «ассигнации — это не главное», добавляет он, сообществом он занимался и без денег, тратя на него свое личное время. «Люди по-разному отдыхают: кто-то любит музыку слушать, кто-то котика гладить, а я люблю писать прикольные тексты. Иногда случилось что-нибудь, и понимаешь, что нужно в паблике запилить пост. А как я его буду писать, если в теме не разбираюсь? Вот сидишь, читаешь, вникаешь, пишешь что-то. 45 тыс. человек, и все ждут и смешного, и важного», — довольно серьезно говорит о своем хобби Малахов.

По словам Малахова, предложения по монетизации «Совѣтчика» поступали еще до образования музыкального коллектива. Тогда еще 30-тысячный паблик «ВКонтакте» попытался продать один из его создателей Юрий Слепцов, но это не удалось: администрация социальной сети вернула права администрирования сообщества Малахову.

Когда сообщество на Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) набрало критическую массу подписчиков, Малахову написали из «Апостол медиа» с коммерческим предложением размещения «общественно-политического контента на злобу дня» (скрины переписки Малахов предоставил журналу РБК). Представитель агентства за вознаграждение предлагал переписывать привычным для сообщества языком информационные материалы и публиковать их, а также размещать перепосты с проектов «Апостола». Малахов говорит, что сначала хотел ответить «как-то остроумно, но потом просто закрыл чат, чтобы вообще не продолжать диалог».

«Еще предлагали водку сомнительную рекламировать, я отказался, конечно, потому что репутация дороже. А вот поздравительный текст для Сергея Горькова (председатель ВЭБа. — РБК) в нашем стиле написал с удовольствием, он большой поклонник этой эпохи», — говорит Малахов.

Через «Совѣтчика» Малахов не стесняется выражать политическую и гражданскую позицию, даже рискуя не понравиться аудитории. «Бывали случаи, что из-за некоторых постов десятками отписывались люди, недовольные «политотой», но это меня не останавливало. А на этот контент приходили новые подписчики», — говорит он. Те же принципы в отношении выступлений: недавно коллектив пригласили выступить на дне рождения крупного бизнесмена, попросив при этом «снизить накал политической лирики», рассказывает Малахов: «Я, естественно, уперся. Если бы не позволили все петь, мы бы не выступали».

В планах на ближайшее время — осенние гастроли по СНГ и Европе и запуск краудфандинговой кампании на выпуск альбома с концертной программой. «А еще мы хотим записать альбом дореволюционного рэпа. Это уже будет не переработка, а авторский контент. Ну, знаете, у каждого нормального человека в конце концов возникает желание читать рэп», — поясняет Малахов.

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Едим вместе Едим вместе

Собраться за одним столом – действие конкретное, но и глубоко символичное

Psychologies
Светлана Миронюк: «Государство сильнее алгоритмов» Светлана Миронюк: «Государство сильнее алгоритмов»

Чему и как стоит учиться в ближайшем будущем

РБК
Типа Грибы Типа Грибы

Почему украинские рэперы так популярны в России

РБК
Скрытые активы игровой индустрии Скрытые активы игровой индустрии

Какие элементы компьютерных игр могут быть защищены авторским правом

Наука и техника
Возвращение из бездны Возвращение из бездны

Уникальная операция по возвращению АПЛ «Курск» из пучины

Наука и техника
Атмосфера из фтора и скалы из золота: возможное и невозможное на экзопланетах Атмосфера из фтора и скалы из золота: возможное и невозможное на экзопланетах

Могут ли где-то во Вселенной существовать планеты с атмосферой из азота и фтора?

Наука и техника
«Свободная страна» в колониальной Африке «Свободная страна» в колониальной Африке

Государство Либерия появилось на карте благодаря социальному эксперименту

Наука и техника
Они могут вернуться… Они могут вернуться…

Сегодня мы вспомним о видах, исчезнувших в дикой природе

Наука и техника
Восточное путешествие с Агатой Кристи Восточное путешествие с Агатой Кристи

Детективы, Восток и археология – всё это сошлось вместе в судьбе Агаты Кристи

Знание – сила
Переход на отечественный софт: комфорт превыше всего Переход на отечественный софт: комфорт превыше всего

Как осуществлялось импортозамещение в сфере кадастра и геодезии

Наука и техника
Ольга Пескова: «Молчание убивает репутацию компании быстрее, чем скандал» Ольга Пескова: «Молчание убивает репутацию компании быстрее, чем скандал»

Кризисы больше не рождаются в газетных колонках и эфире ТВ

РБК
Центр мира Центр мира

Чуй-Оозы, где мутные нефритовые воды Чуи смешиваются с прозрачной бирюзой Катуни

Вокруг света
Атом на ладони Атом на ладони

Нобелевская премия по физике: Джон Кларк, Мишель Деворе и Джон Мартинис

Наука
Зерно останется малодоходным Зерно останется малодоходным

Хороший урожай не позволит ценам сильно расти

Агроинвестор
Мы длинной вереницей идём за Синей птицей… Мы длинной вереницей идём за Синей птицей…

Синяя Птица — символ счастья, которое ищут все люди, но находят лишь немногие

Наука и жизнь
Рабочая схема Рабочая схема

Почему все больше молодых людей выбирают среднее профессиональное образование

РБК
Новости науки Новости науки

Самый яркий квазар, рекордный гамма-квант и другие новости науки

Знание – сила
Скифы Северного Причерноморья: легенды и реальность Скифы Северного Причерноморья: легенды и реальность

Как греки превратили скифов в символ воинской чести и простоты

Знание – сила
Сказочная жизнь Сказочная жизнь

Собирать сказки люди начали задолго до члена ИРГО Александра Афанасьева

Вокруг света
Спинной мозг самолета – автопилот Спинной мозг самолета – автопилот

Пока человек толком не понимал, что такое полет, автопилот был не нужен

Наука и техника
Лия Королева: « Машины возьмут на себя рутину, а смыслы останутся за людьми» Лия Королева: « Машины возьмут на себя рутину, а смыслы останутся за людьми»

Что происходит на рынке труда сегодня и как выстроить HR-бренд с нуля?

РБК
Боспор: царство греков и варваров Боспор: царство греков и варваров

Почему события, происходившие в Боспоре, имели для Афин большое значение?

Наука и жизнь
Окаменелости — у порога Окаменелости — у порога

Мы привыкли думать, что научные чудеса происходят где-то далеко...

Наука и жизнь
Терминатор и другие новые миллиардеры Терминатор и другие новые миллиардеры

С какой скоростью и кем создаются огромные состояния и почему этот бум опасен

РБК
Учимся понимать наши растения Учимся понимать наши растения

Кажется, чего уж проще: полить цветы. Но и здесь есть ряд тонкостей...

Наука и жизнь
Император железных дорог Император железных дорог

Двенадцать лет назад за этой железнодорожной историей следил весь мир

ТехИнсайдер
Рихард Зорге: Самый успешный разведчик по версии Эдгара Гувера Рихард Зорге: Самый успешный разведчик по версии Эдгара Гувера

Легендарный Рихард Зорге: «”Висбаден” всегда на связи»

Знание – сила
Достоевский и раненая самость Достоевский и раненая самость

Психологическая анатомия духовного напряжения

Знание – сила
Биосигнатуры и их разоблачение: жизненно важные улики Биосигнатуры и их разоблачение: жизненно важные улики

Судить о возможном существовании иной жизни приходится по косвенным признакам

ТехИнсайдер
По ту сторону порога По ту сторону порога

Что общего у бани, перекрестка и канализационного люка?

Вокруг света
Открыть в приложении