Бизнес получит экспортные кредиты в онлайне
Российский экспорт после 20-процентного падения в 2020-м показывает в текущем году уверенный рост. Не последнюю стимулирующую роль сыграло совершенствование механизмов экспортного кредитования.
При этом в последнее время растет степень диверсификации ВЭД за счет роста несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ). По данным Российского экспортного центра (РЭЦ), за первое полугодие 2021 года объем российского ННЭ составил $82,7 млрд, что на 32,5% выше показателя аналогичного периода 2020-го. «За первое полугодие текущего года ННЭ вырос почти на треть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а доля промышленности в общей структуре экспорта составила почти 40%», — констатирует первый заместитель министра промышленности и торговли РФ Василий Осьмаков. Он напоминает, что согласно планам нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» к 2030 году российский ННЭ в денежном выражении должен достичь отметки $233 млрд, из которых $185,9 млрд придется на промышленность. В целом рост должен составить не менее 70% по сравнению с показателем 2020 года в сопоставимых ценах.
Кредит как драйвер экспорта
По словам председателя правления Росэксимбанка Азера Талыбова, возможности присутствия российского бизнеса на зарубежных рынках существенно возрастают благодаря специальным кредитным продуктам, предоставляемым как экспортерам, так и импортерам российской продукции за рубежом. Естественно, эта мера поддержки широко востребована бизнесом, говорит Василий Осьмаков: «Общий кредитный портфель по всем инструментам в рамках национального проекта уже приближается к 1 трлн руб. С помощью кредитных средств развивают экспортные проекты 536 компаний».
В целом экспортное кредитование в России сегодня осуществляется по трем основным направлениям: поддержка экспортеров, реализующих корпоративные программы повышения конкурентоспособности (КППК) через пул банков, с которыми заключены соответствующие соглашения, а также кредитование — по линии Росэксимбанка и по линии группы ВЭБ.РФ.
Как говорит Азер Талыбов, чаще всего финансовыми продуктами Росэксимбанка пользуются машиностроители и производители оборудования, на них приходится почти 40% в общей структуре поддержанных проектов. Также в значительной мере востребована кредитная поддержка в металлургии (27%), химпроме (14%) и агропромышленном комплексе (свыше 8%). Меньшие доли приходятся на лесопромышленников, фармацевтов, экспортеров услуг.
В первую очередь бизнесом востребовано экспортное кредитование. В частности, в январе—сентябре 2021 года в структуре продуктов Росэксимбанка на его долю приходится более 66,5%. На втором месте по популярности — гарантийные продукты, более 24%. Еще около 9% забирает факторинг, остальное — аккредитивы.
Больше банков хороших и разных
В последнее время к сфере экспортного кредитования начинают проявлять интерес крупные коммерческие банки. Кредитные организации, как говорит Василий Осьмаков, предлагают различные финансовые инструменты для экспортеров: страхование валютных рисков, различные виды расчетного обслуживания, обеспечение конверсии валют, иногда банки предлагают осуществление контроля прохождения экспортного контракта. По словам Азера Талыбова, в целом сегодня в России достаточно развитая банковская инфраструктура, которая в состоянии обеспечивать задачи любых типов заемщиков, в том числе экспортеров. «Но нужно понимать, что экспортное кредитование имеет ярко выраженную специализацию, будь то торговое финансирование или реализация крупных инфраструктурных проектов за рубежом. И для этого требуются отдельные компетенции, особая инфраструктура. И в этом смысле далеко не все банки в России к этому готовы», — замечает банкир.
Группа РЭЦ (входит в ВЭБ.РФ), а также входящие в нее Росэксимбанк и Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР) сегодня являются ключевыми институтами поддержки в сфере экспортного кредитования, отмечает доцент кафедры финансового менеджмента Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова Мария Ермилова. «Да, отдельные российские банки включаются в экспортные процессы, но все же целесообразнее, чтобы такими операциями занимались специализированные банки. Это крупный пласт экспортно-импортных сделок, объемы которых влияют на показатели страны», — считает она. В пример эксперт приводит американскую практику, где Export-Import Bank of the United States является правительственным учреждением, предоставляющим специальные финансовые услуги, которые не входят в линейки частных финансовых структур, а также берет на себя риски, связанные с конкретной страной, и кредитные риски, которые не принимают коммерческие банки.
Между тем группа РЭЦ сегодня начинает активно сотрудничать с различными участниками финансового рынка. В этом году Росэксимбанк запустил партнерские программы с крупнейшими российскими банками: экспортер может воспользоваться его кредитными предложениями по привлекательным процентным ставкам, не меняя привычный формат обслуживания в своем банке, рассказывает Азер Талыбов. По его словам, это снижает нагрузку на экспортера в части сбора документов и ускоряет процесс получения кредита. В сентябре 2021 года был выдан первый партнерский кредит. «Мы планируем и дальше расширять каналы распространения финансовых инструментов поддержки, стремясь дотянуться до максимального количества экспортеров», — говорит генеральный директор РЭЦ Вероника Никишина. По словам Василия Осьмакова, важно, чтобы и кредитование, и другие востребованные продукты входили в единый комплекс поддержки экспортера на всем протяжении жизненного цикла, обеспеченного современной цифровой платформой.
Система превращается в экосистему
Запуск в ноябре прошлого года цифровой платформы «Мой экспорт» (информационная система «Одно окно») собеседники РБК+ называют прорывом в плане повышения неэнергетического экспортного потенциала. Это комплексная экосистема, которая предлагает бизнесу единый цифровой вход для получения государственных и других услуг, сопровождающих экспортный цикл, — от поиска информации и контрагентов до оформления сделки, напоминает Азер Талыбов.
Важно, чтобы экспортеры знали о всех доступных программах и могли воспользоваться именно той, которая подходит для развития конкретного бизнеса, говорит Вероника Никишина: «Здесь мы делаем ставку на цифровизацию, чтобы необходимую поддержку можно было получить быстро и эффективно из любой точки России». При этом, по ее словам, результаты опроса, проведенного группой РЭЦ в августе, показали, что доступ к банковским услугам, в том числе к кредитно-гарантийным продуктам Росэксимбанка, — это один из самых ожидаемых бизнесом сервисов. «Сейчас мы ведем разработку соответствующих сервисов для интеграции их в платформу «Мой экспорт», после чего банковские продукты для экспортеров станут доступны в «Одном окне» в режиме онлайн», — рассказывает глава группы РЭЦ. В первую очередь, по словам Азера Талыбова, цифровой трансформации подвергнутся наиболее востребованные экспортерами продукты, в том числе специализированные продукты для предприятий малого и среднего бизнеса (МСБ): «Экспортный стандарт» и «Гарантия в пользу налоговых органов для некрупных экспортеров».
Важным элементом экосистемы также является страхование при кредитовании экспортных проектов. Страховка от нашего агентства позволяет российским банкам и зарубежным финансовым организациям снижать риски, говорит генеральный директор ЭКСАР Никита Гусаков: «Бесспорным преимуществом заключенных с нами договоров страхования является то, что они относятся к обеспечению первой категории качества. Российские коммерческие банки получают возможность десятикратно сократить расходы на формирование резервов по кредитам и иным обязательствам кредитного характера, обеспеченным договорами страхования агентства, а также применять пониженные коэффициенты при расчете обязательных нормативов банков по подобным активам».
Также у российских банков-кредиторов есть возможность рефинансировать кредиты, обеспеченные страховкой ЭКСАР, в Банке России и снизить стоимость фондирования. В рамках других финансовых инструментов (экспортного факторинга, документарных аккредитивов) также происходит снижение конечной стоимости финансового продукта, говорит Никита Гусаков. По его словам, на сегодняшний день ЭКСАР и Росэксимбанком совместно поддержано более 200 проектов в объеме свыше $6 млрд.
Также немаловажно, что в составе группы РЭЦ работает «Школа экспорта», которая позволяет доносить до экспортеров информацию о новых возможностях, опциях государственной поддержки, учить их на конкретных бизнес-кейсах, ситуациях, через которые проходили другие компании, отмечает Азер Талыбов. «Благодаря школе и другим информационным продуктам группы РЭЦ бизнес получает необходимые компетенции, с помощью которых он может грамотно оценивать конкурентоспособность своей продукции, выстраивать свои экспортные стратегии, сопоставлять их с новациями в нормативно-законодательной базе, с информацией по конъюнктуре рынков, и, конечно, с возможностями получить необходимое финансирование», — говорит руководитель Росэксимбанка.
При этом Азер Талыбов признает, что в целом уровень экспортной грамотности отечественных предпринимателей пока недостаточно высок: «Сейчас наша задача — помочь как можно большему кругу отечественных компаний раскрыть их экспортный потенциал, осознать, что успешно зарабатывать можно не только в России, но и за ее пределами».
Значительная роль при реализации нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» отводится увеличению числа экспортеров в сегменте малого и среднего бизнеса, напоминает директор Института торговой политики Высшей школы экономики Александр Данильцев. Однако с этим, по его словам, в России пока есть определенные трудности, поскольку подавляющее большинство российских субъектов МСБ действует в «неэкспортных» сегментах услуг. Впрочем, эксперт уточняет, что похожая картина складывается во многих странах мира, за исключением Европы. «Ключевую роль в такой ситуации могут сыграть региональные власти, которые способны объединить и направить экспортную деятельность МСБ в рамках региональных проектов путем создания экспортных посреднических структур, которые, с одной стороны, доступны для МСБ, а с другой — располагают ресурсами для выхода на удаленные рынки. Это же касается и поддержки масштабного участия предпринимателей в электронной торговле». Азер Талыбов, в свою очередь, отмечает, что Российский экспортный центр уже сегодня активно помогает российским производителям выходить на мировые маркетплейсы — Amazon, eBay, Alibaba и др.
Государство не в стороне
Существенное значение в плане помощи экспортерам имеют государственные меры поддержки, отмечает Василий Осьмаков. Он напоминает, что с начала нынешнего года вступила в силу новая редакция национального проекта «Международная кооперация и экспорт», в которой более четко структурирована система мер господдержки экспортеров на всех этапах — от инвестиционной фазы до продвижения экспортной продукции за рубежом, а также предусмотрены новые инструменты для этого. В частности, стала возможной компенсация части затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, на омологацию продуктов для внешних рынков, послепродажное обслуживание поставленной за границу сложной техники. «Уже начат прием заявок бизнеса на получение поддержки. Все эти меры дополняют общую систему поддержки экспорта отечественной промышленной продукции и продвижения ее на внешние рынки», — сообщает Василий Осьмаков.
В качестве успешных примеров действия мер по поддержке экспортеров он приводит проекты нового завода «Русал Тайшет», новых цехов по производству аммиака и карбамида компании «Еврохим», расширение производства фосфорных минеральных удобрений компании «Апатит», строительство электростанции в Турции компанией «Тяжмаш». «Открыты долгосрочные мультивалютные кредитные линии для таких прогрессивных экспортных контрактов, как поставка фотоэлектрических модулей для солнечных электростанций в Казахстане или разработка Объединенной вагонной компанией уникальных грузовых платформ для польского логистического оператора, специализирующегося на интермодальных перевозках», — продолжает Василий Осьмаков. В идеале, по его словам, точная направленность мер государственной поддержки приводит к выстраиванию глобальных цепочек добавленной стоимости, развитию многосторонней кооперации и создает мультипликативные и вытягивающие эффекты.
Объем поддержанного экспорта, январь — сентябрь 2021 г.
% от общего объема
Источник: Росэксимбанк
Фото: Getty Images