Цифровое окно для бизнеса
В условиях санкционных ограничений растет спрос на электронные сервисы по поддержке бизнеса, ориентированного на работу с зарубежными рынками.
Экспортерам в России сегодня приходится отчасти перенастраивать свои бизнес-процессы, логистические цепочки, каналы сбыта и платежей. Значительную помощь при этом оказывают программы господдержки, в том числе реализуемые на базе цифровых технологий.
Проблемы разные, но есть у всех
Начиная с весны этого года российские экспортеры столкнулись с целым рядом трудностей, среди которых выделяются логистические. С рынка морских контейнерных перевозок, к примеру, ушло 66% компаний, комментирует директор по экспорту торгового дома «Черкизово» Елена Вольгушева: «Произошел резкий рост затрат на логистику. Он привел к снижению доходности экспорта, удлинению экспортных маршрутов, сделал нерентабельными некоторые направления. Не всегда есть возможность организовать логистический сервис по ряду направлений».
Екатерина Сафоненко, директор краснодарской торговой компании «Агроиндустрия», специализирующейся на контейнерном бизнесе и экспорте нишевой продукции — специй, бобовых, масляничных, — отмечает затруднения, которые возникли у бизнеса в связи с ограничениями в работе зарубежных банков-корреспондентов, проведением международных платежей, а также участившимися и ужесточившимися комплаенс-мероприятиями со стороны финансовых институтов.
Со сложностями в сфере контейнерной логистики и взаиморасчетов с зарубежными контрагентами столкнулась и вологодская компания «Агентство Сельхозкорма» (АСК), как говорит ее директор Татьяна Васькова. АСК — один из крупнейших поставщиков в стране рыбной и мясной муки, рыбного и животного жира, кукурузного глютена. Экспортными поставками компания начала заниматься в 2020 году. «Несмотря на трудности, нам удается адаптироваться к ситуации и постепенно увеличивать как объемы поставок за рубеж, так и количество зарубежных направлений», — говорит предприниматель. Если два года назад АСК экспортировала всего 1 тыс. т рыбной муки на сумму около 65 млн руб. — в основном в Белоруссию и Казахстан, то в 2021-м в список партнеров добавились китайские предприятия, а показатели выросли до 3 тыс. т и 375 млн руб. В планах на конец этого года — 5 тыс. т и 725 млн руб. выручки, фокус при этом будет сделан на развитие новых экспортных направлений и расширение экспортного ассортимента.
В более выгодной ситуации оказался бизнес, поставки которого не связаны со сложной логистикой, например из сферы ИТ. «Основные проблемы у нас были из-за ограничений в период пандемии, поскольку мы работаем в формате b2b с крупным бизнесом и нам всегда было важно лично встречаться с партнерами, в том числе для организации экспорта», — говорит Сергей Ожегов, генеральный директор компании «СерчИнформ», которая занимается разработкой средств информационной безопасности и имеет более 3 тыс. клиентов в 22 странах СНГ, Латинской Америки, Африки, Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона. Сейчас, по словам Сергея Ожегова, с учетом того, что компания работает в основном с дружественными странами, ее обороты стабильно растут. «Мы встаем на привычные рельсы: летаем за рубеж, проводим там мероприятия, участвуем в выставках», — продолжает глава компании.
Компания БАМ из Выборга вышла на экспорт в 2020 году, когда ее традиционной продукцией — протеиновыми и злаковыми батончиками — заинтересовались в Китае. Однако в 2021-м из-за ковидных ограничений в стране с экспортом туда батончиков возникли проблемы и БАМ переключился на поставки за рубеж чайного гриба и его производного напитка — комбучи. «Мы выпустили комбучу в конце 2021 года и сразу решили, что одновременно с российским рынком будем осваивать экспорт напитка в страны Евросоюза. И хотя со сбытом в странах Прибалтики, где мы ранее нашли партнеров, сейчас возникли проблемы, мы возлагаем надежды на рынок Испании, где на полках супермаркетов представлены российские бренды напитков — «Балтика», «Черноголовка». Сейчас интерес к комбуче растет во всем мире, это трендовый ЗОЖ-продукт», — говорит генеральный директор компании Роман Матвеев.
Госсервисы в помощь
Практически все собеседники РБК+ так или иначе прибегали к помощи государственных программ поддержки экспорта. По словам бизнесменов, издержки на адаптацию к новым условиям в значительной мере компенсируются за счет пользования, к примеру, цифровыми сервисами, которые внедряются министерствами и институтами развития.
Компания АСК, в частности, воспользовалась на платформе «Мой экспорт» опцией участия в правительственной программе поддержки производителей и поставщиков продукции агропромышленного комплекса. Программа дает возможность возместить до 25% от суммы понесенных транспортных затрат на доставку товара потребителю. «Услуга была оказана максимально оперативно: в середине июня мы подключились к системе, а в июле—августе уже получили первый транш субсидии. В целом предоставленная нам сумма субсидий на сегодняшний момент составила 7,5 млн руб., все деньги были направлены на финансирование новых экспортных сделок», — рассказывает Татьяна Васькова.
Компании БАМ, по словам Романа Матвеева, с выходом на зарубежные рынки изначально помогал Центр поддержки экспорта (ЦПЭ) Ленинградской области. «В случае с первыми поставками батончиков в Китай это была помощь в адаптации нашего продукта для Поднебесной, в размещении в китайских онлайн-магазинах, запуске промо; в случае с комбучей — поиск партнеров в ЕС, странах Ближнего Востока и Восточной Азии». В свою очередь, на портале «Мой экспорт» компания воспользовалась услугой по выходу на иностранные торговые онлайн-площадки. «Мы решили увеличить охват иностранной аудитории с помощью маркетплейсов. И тут нам пригодился сервис по их подбору, который предоставляет цифровая платформа «Мой экспорт». Он рекомендовал нам несколько b2b- и b2c-площадок, на одной из которых — ExportHub — мы уже разместились», — говорит Роман Матвеев.
«Агроиндустрия», по словам Екатерины Сафоненко, на платформе «Мой экспорт» пользуется сразу несколькими опциями: по возмещению расходов по транспортировке сельхозпродукции, банковской гарантией на возмещение налога на добавленную стоимость, а также сервисом, который помогает принимать участие в международных выставках. Так, в феврале текущего года компания представила свою продукцию на Gulfud-2022 в Дубае, уже получено одобрение на участие в том же форуме в следующем году. В перспективе, как говорит Екатерина Сафоненко, есть также планы воспользоваться цифровой услугой по страхованию сделок.
«СерчИнформ» регулярно пользуется как финансовыми, так и нефинансовыми инструментами поддержки экспорта, которые предоставляют ведомства и государственные институты, отмечает Сергей Ожегов. Платформу «Мой экспорт» компания, по словам ее руководителя, в основном использует для участия в деловых миссиях, выставках, форумах и других мероприятиях за рубежом. «Такая активность повышает нашу узнаваемость на новых рынках. А программа помогает компенсировать 80% затрат на участие, изготовление выставочных материалов, стендов», — говорит Сергей Ожегов.
Возможности, которые предоставляет платформа «Мой экспорт», активно используют и крупные холдинги. В частности, «Черкизово», говорит Елена Вольгушева, работает с Российским экспортным центром (РЭЦ) сразу по нескольким направлениям: участие в выставках и бизнес-миссиях при поддержке и субсидировании центра, страхование дебиторской задолженности импортеров, субсидирование логистических и сертификационных расходов экспорта, информационная поддержка, установление деловых контактов с клиентами при посредничестве дипломатических представительств стран — импортеров в РФ. Также в планах компании подать заявку на размещение продукции в выставочных павильонах РЭЦ через цифровое окно экспортера.
Возможность получения услуг полностью в электронном виде, по словам представителей бизнеса, избавляет от бумажной волокиты, экономит время и ресурсы. Кроме того, сервис открывает доступ к новым контактам, партнерам, которые, в свою очередь, помогают привлечь клиентов.
Фото: Getty Images Russia