Киборг Амаль Граафстра продает массовому потребителю вживляемые под кожу чипы

РБКHi-Tech

Тема номера — Киборги

Чипованные люди

Киборг Амаль Граафстра продает массовому потребителю вживляемые под кожу чипы

Бывший IT-консультант из Сиэтла Амаль Граафстра носит под кожей четыре NFC- и RFID-чипа собственной разработки и продает тысячи таких же девайсов «киборгам»энтузиастам по всему миру, в том числе в России. Журнал РБК узнал у основателя компании Dangerous Things, как устроен бизнес по «роботизации» людей и зачем его клиенты вживляют в себя «умные» импланты

Текст Павел Карасев

41-летний основатель компании Dangerous Things Амаль Граафстра перестал раскрывать показатели бизнеса в 2015 году. «Несколько человек, которых я обучил технологии, стали моими конкурентами. Меня это задело», — экспрессивно объясняет предприниматель. Обида на последователей — естественная участь пионера рынка: Граафстра одним из первых в мире начал продавать массовому потребителю чипы, вживляемые под кожу.

Все началось в 2005 году. «Я тогда работал в IT-консалтинге медицинских учреждений, часто засиживался в офисе допоздна и при этом постоянно забывал ключи. Чтобы не запирать себя, придумал такую альтернативу — вживить под кожу чип». Технологию операции он почерпнул у ветеринаров, которые чипируют домашних животных при помощи специальной иглы. Чипы для питомцев Граафстре не подошли: девайсы производятся из материалов, которые человеческий организм может отторгнуть. Граафстра решил собрать чип самостоятельно. Детали, не вызывающие аллергии, он заказал в интернете, а первый чип собрал дома. Он остановился на технологии беспроводной передачи данных NFC, сегодня встроенной в большинство смартфонов: «Я сразу понял, что за ней — будущее. NFC-чипы тогда еще никто массово не производил и уж тем более не вживлял в себя».

Через «ветеринарную» иглу он ввел первый чип под кожу и начал экспериментировать с беспроводным открытием дверей на работе. Опыты Граафстры заметили коллеги, и он быстро превратился сначала в местную, а благодаря вниманию СМИ и в международную знаменитость. Амаль с удовольствием делился опытом со всеми желающими, не отказывал в интервью и стал одним из символов движения киборгов. Он написал книгу, много выступал с лекциями и постепенно формировал вокруг себя сообщество энтузиастов.

Чипы, вживленные в Амаля, удобнее всего рассматривать на рентгеновском снимке. На четырех имплантах Граафстра останавливаться не планирует.

Пирсер из Питера

В 2013 году Граафстра решил, что пришла пора монетизировать свою экспертизу: он основал компанию Dangerous Things и начал продавать чипы по всему миру. За первый год предприниматель продал девайсов 500, в 2014-м выручка достигла $100 тыс., в 2015-м — $150 тыс. Бизнес продолжает расти, уверяет Граафстра, уклоняясь от подробностей. Для него Dangerous Things — единственный источник дохода. «Когда мы начинали, приоритетом были две вещи: обеспечить клиентов микрочипами, которые протестированы, а также безопасным способом их вживления», — рассказывает Амаль. Начальный капитал — $12 тыс. — он взял из собственных накоплений, о поставках электроники договорился с производителями из США и Китая, а биостекла — из Германии. Разрабатывает чипы Граафстра в своем гараже, переоборудованном под лабораторию. Собираются девайсы на фабрике в Таиланде. Контроль качества проводит сам Амаль. Новые продукты он тестирует на пяти-шести добровольцах.

Для безопасного вживления он советует обращаться к профессиональным мастерам по пирсингу (пирсерам), которые выступают в статусе авторизованных партнеров Dangerous Things. Компания — один из крупнейших игроков на развивающемся рынке вживляемой электроники с сетью примерно из 100 продавцов по всему миру. Один из них живет в России, это пирсер из Санкт-Петербурга Арсений Андерссон, владелец студии St.Scalpelburg.

«Мы [с Граафстрой] познакомились в 2013-м на конференции ассоциации пирсеров в Лас-Вегасе », — вспоминает он. По его оценке, в России чипы Dangerous Things вживляет несколько человек в месяц. Низкий спрос Андерссон связывает с малым числом устройств, с которыми можно взаимодействовать. Стоимость вживления — 1 тыс. руб. без учета стоимости импланта.

От ключа до базы данных

Цена на чипы разнится в зависимости от серии. Серия X — самые популярные из-за простоты установки NFC- и RFID-транспондеры. Их Dangerous Things продает по $79, они не требуют подзарядки и способны нести информацию о пользователе, его электронные ключи. Следующая серия — Flex. Это чип в гибком биополимере стоимостью $200. Если девайсы серии X можно вживить только под кожу между большим и указательным пальцем «ветеринарной» иглой с чуть увеличенным диаметром, то Flex размещаются чуть выше запястья, а их «установка» требует небольшой хирургической операции.

Срок годности чипов, по словам Граафстры, до 30 лет. В интернет-магазине Dangerous Things продаются также необходимые для проведения операции (иглы, скальпели, обезболивающие и т.д.) и программирования микрочипов инструменты (ридеры, стикеры и т. д.). Граафстра постоянно разрабатывает новые устройства, с которыми взаимодействуют импланты, например «умное» ружье, стреляющее только в руках владельца. В последнее время предприниматель работает над проектом VivoKey. Это вживленное в руку зашифрованное хранилище данных. «Главная цель устройства — переместить ключи шифрования данных туда, где их не смогут достать злоумышленники», — рассказывает Амаль.

VivoKey создано на основе технологии смарт-карты, имеет центральный процессор, операционную систему, а также отдельный процессор, отвечающий за шифрование. Устройство не следит за пользователем: в нем нет GPS-датчиков и других интерфейсов для связи с интернетом. При этом его можно использовать и как простой NFC-транспондер. Хранилище совместимо со сторонними приложениями, в будущем разработчики обещают создать для него кошелек криптовалюты. Пользователю будут доступны 100 из 144 Кб для установки приложений из магазина (средний размер приложения — от 2 до 20 Кб). Продажи VivoKey начнутся через пять-шесть месяцев, обещает Граафстра.

Рынок энтузиастов

Рынок имплантируемых микрочипов остается индустрией энтузиастов. Связано это как с боязнью людей вшивать в тело инородный предмет, так и с недостаточно развитой инфраструктурой. Граафстра, который с 2005-го вшил себе под кожу уже четыре чипа, может взаимодействовать всего с пятью предметами — сейфом, автомобилем, ноутбуком, смартфоном и «умным» ружьем. Крупных корпораций на рынке пока нет: они считают продукт слишком нишевым, предпочитая заниматься носимой электроникой, объясняет Граафстра.

Но движение в сторону массового пользователя начинается, уверен он. Например, в конце июля американская компания 32M, производящая торговые автоматы, предложила сотрудникам имплантировать в руку микрочип. На эксперимент согласились 50 из 80 членов коллектива, и это первый подобный опыт в США.

У имплантов много противников. Религиозные фундаменталисты считают их этически неприемлемыми, аналитики беспокоятся из-за рисков нарушения приватности. «Даже если сейчас технология не умеет следить за пользователем, ее неизбежно ждет такая эволюция», — писал в The New York Times эксперт в сфере безопасности личных данных Алессандро Аквисти.

В России рынка вживляемых чипов пока не существует даже в зачаточном состоянии. «Не всегда понятно, из каких материалов собраны импланты: нет ни сети сертифицированных вендоров, ни производителей. Да и применение технологии ограничено неразвитостью инфраструктуры», — говорит доцент Сколтеха Иван Оседелец. С ним согласен директор по коммуникациям НИИ молекулярной электроники Алексей Дианов: «Вживляемая электроника [в России] — удел энтузиастов, которые могут вшить в руку чип с антенной для карты «Тройка» или рабочего пропуска. Чаще всего этим и ограничиваются».


100 тыс.

Человек вживят себе RFID- и NFC-импланты до конца 2017 года, по оценке компании-производителя подобных продуктов Dangerous Things

$235 тыс.

На такую сумму продала чипов для «киборгов» шведская компания Biohax Int.

8 из 10

Владельцев смартфонов в будущем рассматривают возможность вживления себе под кожу или в мозг девайсов, улучшающих функции организма, согласно данным опроса Ericsson

$18,3 млн

Вложило военное агентство США DARPA в разработчика «модема для мозга» Paradromics в июле 2017 года

Источник: Absolute Reports, Ericsson, Market Research Future

Фото: Из архива пресс-службы компании Dangerous Things

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Быстрее, мощнее, эффективнее Быстрее, мощнее, эффективнее

Как при росте возможностей ИИ снизить его ресурсопотребление

РБК
Академик Петр Чумаков: вирусы позволяют увидеть раковые клетки и сформировать иммунный ответ Академик Петр Чумаков: вирусы позволяют увидеть раковые клетки и сформировать иммунный ответ

Вирусы дают надежду в лечении самых злокачественных видов рака

Наука
Жизнь и открытия Степана Куторги: от классиков до звероящеров Жизнь и открытия Степана Куторги: от классиков до звероящеров

«Удивительные ошибки» гения: как российский ученый открыл звероящеров

Наука и техника
Причудливая лилия кардиокринум Причудливая лилия кардиокринум

Что помогает садоводам-любителям выращивать редкий кардиокринум?

Наука и жизнь
Теория поколений Теория поколений

Как появились люди X, Y, Z, альфа и чем они отличаются в разных странах?

Вокруг света
«Прорыв» в будущее «Прорыв» в будущее

Ядерное топливо можно и нужно использовать многократно

Наука
Мост в небесах Мост в небесах

Некоторые современные мосты сооружают только для того, чтобы заинтриговать

Знание – сила
Жабрей и зябра, они же пикульники Жабрей и зябра, они же пикульники

Пикульники — настоящие джентльмены среди растения, хотя и каждый со своим нравом

Наука и жизнь
Мысль как вечное движение, – или «Что такое интеллигенция»… Мысль как вечное движение, – или «Что такое интеллигенция»…

Беседа с Константином Кедровым о немецком философе Гегеле

Знание – сила
Есть ли жизнь на Марсе? Есть ли жизнь на Марсе?

Пройдемся по имеющимся фактам в вопросе о жизни на Марсе

Наука и техника
Атлас будущего Атлас будущего

Кто станет «человеческим паркетом» и кого ИИ оставит без работы?

Вокруг света
Мир экзопланет: что для космоса «норма»? Мир экзопланет: что для космоса «норма»?

Уже можно говорить о планетах необычных. Как выглядят «обычные» – установлено

Наука и техника
Космическая пыль в междупланетном пространстве Космическая пыль в междупланетном пространстве

Наука в годы войны: астроном Фесенков об астероидах и космической пыли

Наука и жизнь
Геометрия роскоши Геометрия роскоши

Как художник Эрте сформировал стиль Harper’s Bazaar и отточил каноны ар-деко

Вокруг света
Земля тысячи королей Земля тысячи королей

Как в Камеруне реалии современности переплетаются с наследием древности

Вокруг света
Багуловое сердце Багуловое сердце

Рассказы Забайкалья о том, как был сотворен их мир

Вокруг света
В зоне степей и полупустынь В зоне степей и полупустынь

Сергей Богун о проблемах защиты редких степных видов

Знание – сила
Мост – это мир со своими законами Мост – это мир со своими законами

Наш сегодняшний разговор – не о фантастике, а о фантастических мостах

Знание – сила
На Сахалине бамбук не курят На Сахалине бамбук не курят

Аккумуляторные батареи можно собрать из водорослей и высокорослых злаков

Наука
Дрофа – степной реликт Дрофа – степной реликт

Все ли знают о самой крупной птице России? Это дрофа

Знание – сила
Гипотеза бабушек Гипотеза бабушек

Зачем животным старшие поколения и как они передают опыт

Вокруг света
Современные подводные лодки постройки Швеции и Нидерландов Современные подводные лодки постройки Швеции и Нидерландов

Швеция и Нидерланды: как изменилась отечественная школа подводного судостроения

Наука и техника
Чтобы изучать Вселенную, надо выходить в космос Чтобы изучать Вселенную, надо выходить в космос

Институт астрономии РАН запустит УФ-обсерваторию и создаст лунную базу

Наука и жизнь
Большие надежды Большие надежды

Как дух эпохи беби-бума отражается в предметах

Вокруг света
Семь крапив Семь крапив

В России окультуривают ценное, полезное, но очень жгучее растение

Наука
Молодой Цезарь Молодой Цезарь

Карьера Цезаря могла бы оборваться, едва начавшись, равно как и его жизнь...

Знание – сила
Филология, история и богослужебная практика Филология, история и богослужебная практика

Работу по правкам богослужебных книг будут ругать: и за трусость, и за дерзость

Наука
Рассказ солдата Рассказ солдата

Воспоминания Георгия Немчинова о войне на передовой

Знание – сила
Убить Лумумбу Убить Лумумбу

Патрис Лумумба был одним из самых мужественных лидеров своего поколения

Знание – сила
Когда ещё был лес… Когда ещё был лес…

Рассказ Саши Тэмлейн «Когда ещё был лес…»

Наука и жизнь
Открыть в приложении