Киборг Амаль Граафстра продает массовому потребителю вживляемые под кожу чипы

РБКHi-Tech

Тема номера — Киборги

Чипованные люди

Киборг Амаль Граафстра продает массовому потребителю вживляемые под кожу чипы

Бывший IT-консультант из Сиэтла Амаль Граафстра носит под кожей четыре NFC- и RFID-чипа собственной разработки и продает тысячи таких же девайсов «киборгам»энтузиастам по всему миру, в том числе в России. Журнал РБК узнал у основателя компании Dangerous Things, как устроен бизнес по «роботизации» людей и зачем его клиенты вживляют в себя «умные» импланты

Текст Павел Карасев

41-летний основатель компании Dangerous Things Амаль Граафстра перестал раскрывать показатели бизнеса в 2015 году. «Несколько человек, которых я обучил технологии, стали моими конкурентами. Меня это задело», — экспрессивно объясняет предприниматель. Обида на последователей — естественная участь пионера рынка: Граафстра одним из первых в мире начал продавать массовому потребителю чипы, вживляемые под кожу.

Все началось в 2005 году. «Я тогда работал в IT-консалтинге медицинских учреждений, часто засиживался в офисе допоздна и при этом постоянно забывал ключи. Чтобы не запирать себя, придумал такую альтернативу — вживить под кожу чип». Технологию операции он почерпнул у ветеринаров, которые чипируют домашних животных при помощи специальной иглы. Чипы для питомцев Граафстре не подошли: девайсы производятся из материалов, которые человеческий организм может отторгнуть. Граафстра решил собрать чип самостоятельно. Детали, не вызывающие аллергии, он заказал в интернете, а первый чип собрал дома. Он остановился на технологии беспроводной передачи данных NFC, сегодня встроенной в большинство смартфонов: «Я сразу понял, что за ней — будущее. NFC-чипы тогда еще никто массово не производил и уж тем более не вживлял в себя».

Через «ветеринарную» иглу он ввел первый чип под кожу и начал экспериментировать с беспроводным открытием дверей на работе. Опыты Граафстры заметили коллеги, и он быстро превратился сначала в местную, а благодаря вниманию СМИ и в международную знаменитость. Амаль с удовольствием делился опытом со всеми желающими, не отказывал в интервью и стал одним из символов движения киборгов. Он написал книгу, много выступал с лекциями и постепенно формировал вокруг себя сообщество энтузиастов.

Чипы, вживленные в Амаля, удобнее всего рассматривать на рентгеновском снимке. На четырех имплантах Граафстра останавливаться не планирует.

Пирсер из Питера

В 2013 году Граафстра решил, что пришла пора монетизировать свою экспертизу: он основал компанию Dangerous Things и начал продавать чипы по всему миру. За первый год предприниматель продал девайсов 500, в 2014-м выручка достигла $100 тыс., в 2015-м — $150 тыс. Бизнес продолжает расти, уверяет Граафстра, уклоняясь от подробностей. Для него Dangerous Things — единственный источник дохода. «Когда мы начинали, приоритетом были две вещи: обеспечить клиентов микрочипами, которые протестированы, а также безопасным способом их вживления», — рассказывает Амаль. Начальный капитал — $12 тыс. — он взял из собственных накоплений, о поставках электроники договорился с производителями из США и Китая, а биостекла — из Германии. Разрабатывает чипы Граафстра в своем гараже, переоборудованном под лабораторию. Собираются девайсы на фабрике в Таиланде. Контроль качества проводит сам Амаль. Новые продукты он тестирует на пяти-шести добровольцах.

Для безопасного вживления он советует обращаться к профессиональным мастерам по пирсингу (пирсерам), которые выступают в статусе авторизованных партнеров Dangerous Things. Компания — один из крупнейших игроков на развивающемся рынке вживляемой электроники с сетью примерно из 100 продавцов по всему миру. Один из них живет в России, это пирсер из Санкт-Петербурга Арсений Андерссон, владелец студии St.Scalpelburg.

«Мы [с Граафстрой] познакомились в 2013-м на конференции ассоциации пирсеров в Лас-Вегасе », — вспоминает он. По его оценке, в России чипы Dangerous Things вживляет несколько человек в месяц. Низкий спрос Андерссон связывает с малым числом устройств, с которыми можно взаимодействовать. Стоимость вживления — 1 тыс. руб. без учета стоимости импланта.

От ключа до базы данных

Цена на чипы разнится в зависимости от серии. Серия X — самые популярные из-за простоты установки NFC- и RFID-транспондеры. Их Dangerous Things продает по $79, они не требуют подзарядки и способны нести информацию о пользователе, его электронные ключи. Следующая серия — Flex. Это чип в гибком биополимере стоимостью $200. Если девайсы серии X можно вживить только под кожу между большим и указательным пальцем «ветеринарной» иглой с чуть увеличенным диаметром, то Flex размещаются чуть выше запястья, а их «установка» требует небольшой хирургической операции.

Срок годности чипов, по словам Граафстры, до 30 лет. В интернет-магазине Dangerous Things продаются также необходимые для проведения операции (иглы, скальпели, обезболивающие и т.д.) и программирования микрочипов инструменты (ридеры, стикеры и т. д.). Граафстра постоянно разрабатывает новые устройства, с которыми взаимодействуют импланты, например «умное» ружье, стреляющее только в руках владельца. В последнее время предприниматель работает над проектом VivoKey. Это вживленное в руку зашифрованное хранилище данных. «Главная цель устройства — переместить ключи шифрования данных туда, где их не смогут достать злоумышленники», — рассказывает Амаль.

VivoKey создано на основе технологии смарт-карты, имеет центральный процессор, операционную систему, а также отдельный процессор, отвечающий за шифрование. Устройство не следит за пользователем: в нем нет GPS-датчиков и других интерфейсов для связи с интернетом. При этом его можно использовать и как простой NFC-транспондер. Хранилище совместимо со сторонними приложениями, в будущем разработчики обещают создать для него кошелек криптовалюты. Пользователю будут доступны 100 из 144 Кб для установки приложений из магазина (средний размер приложения — от 2 до 20 Кб). Продажи VivoKey начнутся через пять-шесть месяцев, обещает Граафстра.

Рынок энтузиастов

Рынок имплантируемых микрочипов остается индустрией энтузиастов. Связано это как с боязнью людей вшивать в тело инородный предмет, так и с недостаточно развитой инфраструктурой. Граафстра, который с 2005-го вшил себе под кожу уже четыре чипа, может взаимодействовать всего с пятью предметами — сейфом, автомобилем, ноутбуком, смартфоном и «умным» ружьем. Крупных корпораций на рынке пока нет: они считают продукт слишком нишевым, предпочитая заниматься носимой электроникой, объясняет Граафстра.

Но движение в сторону массового пользователя начинается, уверен он. Например, в конце июля американская компания 32M, производящая торговые автоматы, предложила сотрудникам имплантировать в руку микрочип. На эксперимент согласились 50 из 80 членов коллектива, и это первый подобный опыт в США.

У имплантов много противников. Религиозные фундаменталисты считают их этически неприемлемыми, аналитики беспокоятся из-за рисков нарушения приватности. «Даже если сейчас технология не умеет следить за пользователем, ее неизбежно ждет такая эволюция», — писал в The New York Times эксперт в сфере безопасности личных данных Алессандро Аквисти.

В России рынка вживляемых чипов пока не существует даже в зачаточном состоянии. «Не всегда понятно, из каких материалов собраны импланты: нет ни сети сертифицированных вендоров, ни производителей. Да и применение технологии ограничено неразвитостью инфраструктуры», — говорит доцент Сколтеха Иван Оседелец. С ним согласен директор по коммуникациям НИИ молекулярной электроники Алексей Дианов: «Вживляемая электроника [в России] — удел энтузиастов, которые могут вшить в руку чип с антенной для карты «Тройка» или рабочего пропуска. Чаще всего этим и ограничиваются».


100 тыс.

Человек вживят себе RFID- и NFC-импланты до конца 2017 года, по оценке компании-производителя подобных продуктов Dangerous Things

$235 тыс.

На такую сумму продала чипов для «киборгов» шведская компания Biohax Int.

8 из 10

Владельцев смартфонов в будущем рассматривают возможность вживления себе под кожу или в мозг девайсов, улучшающих функции организма, согласно данным опроса Ericsson

$18,3 млн

Вложило военное агентство США DARPA в разработчика «модема для мозга» Paradromics в июле 2017 года

Источник: Absolute Reports, Ericsson, Market Research Future

Фото: Из архива пресс-службы компании Dangerous Things

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Все индивидуально Все индивидуально

Зачем бизнесу нужны кастомные ИИ-решения

РБК
Не сладкие слова Не сладкие слова

Как мозг управляет нашей тарелкой

Вокруг света
Поднявшийся в небо Поднявшийся в небо

Северный Кавказ: гостеприимство здесь больше чем традиция

Вокруг света
«Свободная страна» в колониальной Африке «Свободная страна» в колониальной Африке

Государство Либерия появилось на карте благодаря социальному эксперименту

Наука и техника
Премия за объединение миров Премия за объединение миров

Ученые сумели объединить в одну систему: микромир и квантовые свойства

Наука и жизнь
Жизнь с начала времён Жизнь с начала времён

Примерно 400 млн лет назад морская живность стала осваивать пресные водоёмы

Наука и жизнь
Больше рисков под контролем Больше рисков под контролем

Правила страхования сельхозживотных с господдержкой были расширены с 01.09.2025

Агроинвестор
Поможет ли искусственный интеллект понять животных? Поможет ли искусственный интеллект понять животных?

В эпоху ИИ не пора ли нам, как в сказке, научиться распознавать «речь» животных?

Наука и жизнь
Высокий белок Высокий белок

Высокобелковые продукты продолжают свое победное шествие на мировом рынке

Агроинвестор
Маленькие помощники Маленькие помощники

Перспективные гаджеты, следящие за здоровьем

ТехИнсайдер
Еще лучше Еще лучше

Sirena 60 — модель‑бестселлер, ставшая еще лучше

Y Magazine
Четыре плюс пять Четыре плюс пять

Что Франс Снейдерс зашифровал в своих натюрмортах

Вокруг света
Первый эсминец КНДР Первый эсминец КНДР

Вступление в строй первого многоцелевого эсминца ВМС КНДР «Чхве Хён»

Наука и техника
Страна по рецепту Страна по рецепту

Как шеф-повара переизобретают культурные коды своих стран

Вокруг света
Министерство иностранных тел Министерство иностранных тел

Места, где вопрос «что бы такое съесть, чтобы похудеть» никогда не поднимался

Вокруг света
Садовники моря Садовники моря

Что делают специалисты, чтобы облегчить участь дельфинов в Черном море

Y Magazine
Цепочка ржаной нерентабельности Цепочка ржаной нерентабельности

Сельхозпроизводители теряют интерес к выращиванию ржи

Агроинвестор
Поймать космического гостя Поймать космического гостя

Как перехватить проносящиеся сквозь Солнечную систему межзвездные объекты

ТехИнсайдер
Веероносный венценос из Новой Гвинеи Веероносный венценос из Новой Гвинеи

Как можно, будучи самочкой (даже и венценосной), устоять перед такой Красотой?!

Знание – сила
Слово о «бедной науке», или Еще раз о «новой евгенике» Слово о «бедной науке», или Еще раз о «новой евгенике»

Возражения против защиты «обновленной» версии евгеники

Знание – сила
Велимир Хлебников: алхимик слова Велимир Хлебников: алхимик слова

Велимир Хлебников – фигура, уклоняющаяся от окончательных определений

Знание – сила
Каркасное химическое строительство Каркасное химическое строительство

Казалось бы, бери атомы какие нужно и строй молекулу мечты. Это только на словах

Наука и жизнь
С чего начиналась одежда С чего начиналась одежда

Какие орудия были нужны, чтобы придать одежде изящный, декоративный вид?

Знание – сила
Тайна дикого огурца Тайна дикого огурца

Как фермеры и пищевые предприятия научились манипулировать нашими рецепторами

Вокруг света
Одежда в метавселенных: цифровая мода как новый культурный код Одежда в метавселенных: цифровая мода как новый культурный код

Почему цифровая мода стала многомиллиардной индустрией

Знание – сила
Боярышники. Услада глаз, утешение сердца Боярышники. Услада глаз, утешение сердца

Боярышникам не место в частных садах? А что, если присмотреться да поискать…

Наука и жизнь
А побыстрее? А побыстрее?

Почему моторный катамаран Ultima 55 привлекает такое внимание публики?

Y Magazine
Пошлины не плывут в бюджет Пошлины не плывут в бюджет

Механизм плавающих пошлин и квот на экспорт зерна подорвал доходность аграриев

Агроинвестор
Масала, чай и Великие Моголы Масала, чай и Великие Моголы

За три столетия любимая «Смесь Великих Моголов» превратилась в гарам масалу

Наука и жизнь
Возвращение из бездны Возвращение из бездны

Уникальная операция по возвращению АПЛ «Курск» из пучины

Наука и техника
Открыть в приложении