Дмитрий Лисогор: «Телемедицина отвечает на вызовы коронавируса»
В России пока нельзя ставить медицинские диагнозы онлайн, но можно наблюдать за пациентами и корректировать схемы лечения в удаленном режиме. Этого вполне достаточно для развития телемедицины, уверен заместитель генерального директора по цифровому здравоохранению Philips в России и СНГ Дмитрий Лисогор. В интервью РБК он рассказал о внедрении телемедицинских сервисов и первом опыте использования ИИ в системе здравоохранения.
РБК Как российская телемедицина показала себя во время пандемии?
Д.Л. Среди позитивных моментов можно отметить организацию телемедицинских центров. Philips делал много подобных проектов по всему миру, оперативно разворачивая системы поддержки удаленного наблюдения за пациентами. Такие примеры были в Великобритании, Саудовской Аравии, Польше и других странах. Поэтому нам есть с чем сравнивать. И на наш взгляд, в Москве все было сделано на высоком уровне. Но нельзя сказать, что телемедицину в ситуации с пандемией активно использовали по всей стране. Скорее речь идет о нескольких лидирующих регионах.
РБК Можно ли сделать то же самое в федеральном масштабе?
Д.Л. Мы общались со многими регионами. Большинство из них не планировали внедрение телемедицинских технологий заранее, а в разгар первой волны было уже поздно браться за такие проекты. При этом разработчики и производители были готовы разворачивать системы для удаленных консультаций. Их можно внедрить и запустить за считаные недели. И таким образом обеспечить удаленную поддержку для заболевших коронавирусом и тех, у кого есть подозрение на этот диагноз.
РБК Думаете, на фоне второй волны получится использовать телемедицину шире?
Д.Л. Хороший вопрос. Весной и летом специалисты прогнозировали вторую волну на октябрь-ноябрь. И мы ожидали, что начиная с августа будет активный спрос на решения, связанные с профилактикой коронавируса, в том числе в области ИТ. По факту была обратная ситуация. Многие проекты были приостановлены, почти никто из регионов не стал дальше развивать это направление. Вероятно, это связано с тем, что регионы тратили свои бюджетные средства на борьбу с пандемией, и только летом эти деньги начали к ним возвращаться от федерального правительства. Но очередная волна коронавируса доказывает пользу и необходимость таких технологий. Значит, постепенно будут проходить их адаптация и внедрение.
РБК Законопроект, разрешающий удаленно ставить диагнозы, застрял на этапе обсуждения в экспертном сообществе. Может ли телемедицина развиваться без него?
Д.Л. На самом деле того, что диагноз можно уточнять с использованием телемедицинских технологий и вести удаленное наблюдение за пациентом, уже достаточно. Проблемы здесь возникают только у тех компаний, которые существуют исключительно онлайн и не могут обеспечить первичный прием. Но телемедицина как отрасль прекрасно развивается и в нынешних законодательных условиях.
РБК Какое место в телемедицине сегодня занимает искусственный интеллект?
Д.Л. Технологии ИИ могут успешно применяться вне зависимости от формы приема пациентов — очной или дистанционной. Например, есть российские разработки, в которых искусственный интеллект изучает карты пациентов за много лет, может предположить тренды заболеваний и подсказать их врачу.
РБК Не потеряют ли рядовые медики часть своей квалификации, опираясь на подсказки ИИ?
Д.Л. Тут важно найти правильную точку для применения алгоритма. Речь идет об использовании ИИ в рутинных сценариях, таких как скрининг. Например, если мы говорим о скрининге рака легких, то для выявления возможных очагов заболевания врачу нужно изучить снимки КТ. Но большинство пациентов с высокой вероятностью окажутся здоровы: у них на КТ не найдут никаких отклонений. Из условных 100 снимков только на нескольких обнаружатся проблемы. Чтобы врач не тратил время и силы на отсматривание всех снимков, сначала это может сделать алгоритм. ИИ быстро обработает весь массив изображений и подсветит врачу только те несколько проблемных или сомнительных случаев, по которым специалист сам примет решение.
РБК Philips участвует в московском эксперименте по использованию технологии ИИ в здравоохранении. В чем его основная цель и есть ли уже первые итоги?
Д.Л. Эксперимент позволит проверить несколько алгоритмов на действительно больших объемах данных. Мы участвуем в нем в качестве разработчика. Наш алгоритм уже проанализировал около 2 тыс. изображений и показал высокую точность. Итоги подводить пока рано, это еще предстоит сделать организаторам. Важно, что эксперимент будет продолжаться, а искусственный интеллект — развиваться как полезный и важный инструмент для здравоохранения.