Джентльмен-фильм
Мурад Османн и Илья Стюарт тратят деньги от рекламы на авторское кино
«Илья часто говорит, что продакшн-компания [производитель видеоконтента для ТВ и кино. — РБК] должна уметь работать из гаража, то есть в любой момент переехать, перестроиться, остаться без помещения, но производить контент такого же высокого качества», — рассказывает в интервью журналу РБК сооснователь компании Hype Production Мурад Османн.
С партнером по бизнесу Ильей Стюартом он познакомился 12 лет назад во время учебы в Великобритании. Вернувшись в Москву, предприниматели в 2011 году решили снимать рекламные ролики. Стюарт на тот момент успел поработать в российском офисе агентства BBDO (возглавляла офис его мать Элла Стюарт), Османн — запустить Instagram-проект о путешествиях Follow Me To. Вместе они основали Hype Production. Сегодня компания снимает рекламу, клипы и кино.
Главный актив Hype Production — пул режиссеров-партнеров. В него входят кинорежиссер Резо Гигинеишвили, клипмейкер Айсултан Сеитов и др. Продюсеры отбирают их «на собственный вкус» и заключают «джентльменское соглашение», без официального контракта, рассказывает Стюарт. «Мы чуть ли не единственная компания в России, которая работает по западной модели, — находим талантливых режиссеров, даем им возможность обучиться, а затем продаем нас как единый проект», — объясняет он.
Стюарт и Османн называют бизнес «бутиковым». «Это не завод по производству контента, гигантский и неповоротливый, а группа из 20 человек, которые тонко чувствуют, что вам надо», — говорит Илья.
Большую часть доходов компания получает от съемок рекламы. За семь лет «бутик» выпустил более 500 роликов для клиентов масштаба Nike, Google, Shell и Capital Group. Выручку продюсеры не раскрывают. По их словам, на третьем году работы инвестиции окупились и «Hype стал бизнесом». По данным СПАРК, в 2012– 2014 годах компания работала практически «в ноль», а выручка выросла с 85 млн до 235 млн руб. (после 2014-го юрлица Hype Production финансовые показатели не раскрывали).
Кино как стартап
Если реклама для Hype Production — бизнес, то кино — его противоположность, «стартап», смеются партнеры. «Мы позволяем себе экспериментировать в этой нише благодаря тому, что внутри Hype есть структура, которая зарабатывает», — объясняет Османн. Если для рекламы компании нужны режиссеры, которые «умеют находить компромисс», то в кино важнее «бескомпромиссность автора», добавляет Стюарт.
Продюсеры работают по нестандартной модели: из прибыли Hype Production и собственных накоплений они финансируют только разработку сценария и начальные этапы кинопроцесса (кастинг и др.). В съемки фильма Стюарт и Османн не вкладываются — привлекают внешних партнеров, чьи имена даже не всегда афишируются, и более крупных производителей контента. «Это самая практичная позиция. Она страхует нас от потерь, но позволяет заработать на интеллектуальных вложениях», — объясняет Стюарт.
Старшие «кинопартнеры» Ильи и Мурада — студия Art Pictures Федора Бондарчука и Дмитрия Рудовского, а также кинокомпания «Водород». Вместе они сняли режиссерский дебют Александра Молочникова «Мифы» — по словам Стюарта, идея фильма родилась «внутри Hype». Раскрыть инвестиции в проект стороны отказались. Права на «Мифы» принадлежат Art Pictures, уточнил Стюарт. При бюджете 72 млн руб. картина собрала в прокате 50 млн руб.
Art Pictures не только взяли на себя финансовые риски проекта Молочникова, но и «подкинули» Стюарту и Османну Олега Трофима — режиссера «Льда», одного из самых кассовых российских фильмов [более 1 млрд руб. сборов при бюджете 150 млн руб. — данные «Кинопоиска»]. Для Hype Трофим снимает рекламу. «Нам выгодно, что коммерчески успешный режиссер работает с нами», — подчеркивает Стюарт.
Старший товарищ
Самое громкое имя в пуле режиссеров Hype Production — Кирилл Серебренников. В 2016-м компания помогла ему собрать финансирование под съемки фильма «Ученик». Лента получила приз независимой прессы в Каннах, а Серебренников в интервью Forbes так описывал сотрудничество: «Бюджет собирали наши продюсеры во главе с Ильей Стюартом. Уже шли съемки… а он то и дело подходил и предлагал встретиться с новыми инвесторами. Они приезжали прямо на съемочную площадку, видели, что процесс идет… и давали деньги». Собрали 75 млн руб. «Вдолгую» фильм окупился, утверждает Стюарт. Данные о сборах этого не подтверждают: касса «Ученика» составила вчетверо меньше бюджета. Тем не менее компания «невероятно гордится, что ассоциируется с этим режиссером», подчеркивает Стюарт. Серебренникова он называет «старшим товарищем»: «Кирилла Семеновича знаю практически с детства. Это друг семьи».
Последний пример сотрудничества сторон — фильм «Лето», участник основного конкурса Каннского фестиваля 2018 года (на момент отправки номера в печать лауреаты еще не были известны). «Мы принесли Кириллу Семеновичу сценарий, его делали долго, это был настоящий производственный ад. Несмотря на то что это абсолютно неочевидная для него эпоха, он сказал: «Поехали». Изучил, вник и сделал проект полностью своим», — рассказывает Стюарт.
Мировая премьера «Лета» состоялась без участия режиссера: с конца августа Серебренников находится под домашним арестом по делу о хищении бюджетных средств в рамках проекта «Седьмая студия». Стюарт надеется на благополучный итог разбирательства: «Верим, что все недоразумения [с Серебренниковым] разрешатся, и мы продолжим вместе покорять мировой кинематограф».
Это не просто слова: основатели Hype Production всерьез мечтают завоевать международный кино-рынок. Для этого они готовы работать с зарубежными командами и делать фильмы на английском языке. Первым опытом стал англоязычный режиссерский дебют Алисы Хазановой «Осколки» (Middleground).
«Мы сознательно делаем кино не для классического кинопроката, а скорее фестивальное. Но не непонятный, недоступный зрителю артхаус. Нам просто интересно авторское высказывание», — заключает Стюарт.
Фото: Арсений Несходимов для РБК