Мурад Османн и Илья Стюарт тратят деньги от рекламы на авторское кино

РБКBiznes

Джентльмен-фильм

Мурад Османн и Илья Стюарт тратят деньги от рекламы на авторское кино

Настя Березина

«Илья часто говорит, что продакшн-компания [производитель видеоконтента для ТВ и кино. — РБК] должна уметь работать из гаража, то есть в любой момент переехать, перестроиться, остаться без помещения, но производить контент такого же высокого качества», — рассказывает в интервью журналу РБК сооснователь компании Hype Production Мурад Османн.

С партнером по бизнесу Ильей Стюартом он познакомился 12 лет назад во время учебы в Великобритании. Вернувшись в Москву, предприниматели в 2011 году решили снимать рекламные ролики. Стюарт на тот момент успел поработать в российском офисе агентства BBDO (возглавляла офис его мать Элла Стюарт), Османн — запустить Instagram-проект о путешествиях Follow Me To. Вместе они основали Hype Production. Сегодня компания снимает рекламу, клипы и кино.

Главный актив Hype Production — пул режиссеров-партнеров. В него входят кинорежиссер Резо Гигинеишвили, клипмейкер Айсултан Сеитов и др. Продюсеры отбирают их «на собственный вкус» и заключают «джентльменское соглашение», без официального контракта, рассказывает Стюарт. «Мы чуть ли не единственная компания в России, которая работает по западной модели, — находим талантливых режиссеров, даем им возможность обучиться, а затем продаем нас как единый проект», — объясняет он.

Стюарт и Османн называют бизнес «бутиковым». «Это не завод по производству контента, гигантский и неповоротливый, а группа из 20 человек, которые тонко чувствуют, что вам надо», — говорит Илья.

Большую часть доходов компания получает от съемок рекламы. За семь лет «бутик» выпустил более 500 роликов для клиентов масштаба Nike, Google, Shell и Capital Group. Выручку продюсеры не раскрывают. По их словам, на третьем году работы инвестиции окупились и «Hype стал бизнесом». По данным СПАРК, в 2012– 2014 годах компания работала практически «в ноль», а выручка выросла с 85 млн до 235 млн руб. (после 2014-го юрлица Hype Production финансовые показатели не раскрывали).

Кино как стартап

Если реклама для Hype Production — бизнес, то кино — его противоположность, «стартап», смеются партнеры. «Мы позволяем себе экспериментировать в этой нише благодаря тому, что внутри Hype есть структура, которая зарабатывает», — объясняет Османн. Если для рекламы компании нужны режиссеры, которые «умеют находить компромисс», то в кино важнее «бескомпромиссность автора», добавляет Стюарт.

Продюсеры работают по нестандартной модели: из прибыли Hype Production и собственных накоплений они финансируют только разработку сценария и начальные этапы кинопроцесса (кастинг и др.). В съемки фильма Стюарт и Османн не вкладываются — привлекают внешних партнеров, чьи имена даже не всегда афишируются, и более крупных производителей контента. «Это самая практичная позиция. Она страхует нас от потерь, но позволяет заработать на интеллектуальных вложениях», — объясняет Стюарт.

Старшие «кинопартнеры» Ильи и Мурада — студия Art Pictures Федора Бондарчука и Дмитрия Рудовского, а также кинокомпания «Водород». Вместе они сняли режиссерский дебют Александра Молочникова «Мифы» — по словам Стюарта, идея фильма родилась «внутри Hype». Раскрыть инвестиции в проект стороны отказались. Права на «Мифы» принадлежат Art Pictures, уточнил Стюарт. При бюджете 72 млн руб. картина собрала в прокате 50 млн руб.

Art Pictures не только взяли на себя финансовые риски проекта Молочникова, но и «подкинули» Стюарту и Османну Олега Трофима — режиссера «Льда», одного из самых кассовых российских фильмов [более 1 млрд руб. сборов при бюджете 150 млн руб. — данные «Кинопоиска»]. Для Hype Трофим снимает рекламу. «Нам выгодно, что коммерчески успешный режиссер работает с нами», — подчеркивает Стюарт.

Старший товарищ

Самое громкое имя в пуле режиссеров Hype Production — Кирилл Серебренников. В 2016-м компания помогла ему собрать финансирование под съемки фильма «Ученик». Лента получила приз независимой прессы в Каннах, а Серебренников в интервью Forbes так описывал сотрудничество: «Бюджет собирали наши продюсеры во главе с Ильей Стюартом. Уже шли съемки… а он то и дело подходил и предлагал встретиться с новыми инвесторами. Они приезжали прямо на съемочную площадку, видели, что процесс идет… и давали деньги». Собрали 75 млн руб. «Вдолгую» фильм окупился, утверждает Стюарт. Данные о сборах этого не подтверждают: касса «Ученика» составила вчетверо меньше бюджета. Тем не менее компания «невероятно гордится, что ассоциируется с этим режиссером», подчеркивает Стюарт. Серебренникова он называет «старшим товарищем»: «Кирилла Семеновича знаю практически с детства. Это друг семьи».

Последний пример сотрудничества сторон — фильм «Лето», участник основного конкурса Каннского фестиваля 2018 года (на момент отправки номера в печать лауреаты еще не были известны). «Мы принесли Кириллу Семеновичу сценарий, его делали долго, это был настоящий производственный ад. Несмотря на то что это абсолютно неочевидная для него эпоха, он сказал: «Поехали». Изучил, вник и сделал проект полностью своим», — рассказывает Стюарт.

Мировая премьера «Лета» состоялась без участия режиссера: с конца августа Серебренников находится под домашним арестом по делу о хищении бюджетных средств в рамках проекта «Седьмая студия». Стюарт надеется на благополучный итог разбирательства: «Верим, что все недоразумения [с Серебренниковым] разрешатся, и мы продолжим вместе покорять мировой кинематограф».

Это не просто слова: основатели Hype Production всерьез мечтают завоевать международный кино-рынок. Для этого они готовы работать с зарубежными командами и делать фильмы на английском языке. Первым опытом стал англоязычный режиссерский дебют Алисы Хазановой «Осколки» (Middleground).

«Мы сознательно делаем кино не для классического кинопроката, а скорее фестивальное. Но не непонятный, недоступный зрителю артхаус. Нам просто интересно авторское высказывание», — заключает Стюарт.

Фото: Арсений Несходимов для РБК

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Валерия Морозова: «Нам интересно находить скрытые гастрономические жемчужины» Валерия Морозова: «Нам интересно находить скрытые гастрономические жемчужины»

Чем регионы готовы удивлять гастротуристов и что ИИ знает о хороших ресторанах?

РБК
«Казус белых» на российском рынке вина «Казус белых» на российском рынке вина

На российском винном рынке красные вина постепенно уступают место белым

РБК
От редакции От редакции

Начало путешествия в мир русских ремесел

КАНТРИ Русская азбука
Связанные одной целью Связанные одной целью

Можно ли в одном организме объединить несколько разных существ?

Вокруг света
Ванкель — движение по кругу Ванкель — движение по кругу

Как изобретался и развивался роторно-поршневой двигатель?

Наука и жизнь
Хочешь победить в конкуренции — считай! Хочешь победить в конкуренции — считай!

Суперкомпьютерная отрасль в нашей стране переживает не самые простые времена

Наука и жизнь
Винный смолток: да — чувствам, нет — снобизму Винный смолток: да — чувствам, нет — снобизму

Какие существуют беспроигрышные темы для беседы за бокалом?

РБК
«Я очень скупой на оценки» «Я очень скупой на оценки»

Какова цена входа в виноделие и стоит ли обижаться на оценки в гиде

РБК
Винное литературознание Винное литературознание

Как винный дух гуляет по истории литературы, в каких сюжетах и характерах

РБК
«Амбиции — ключевой фактор успеха» «Амбиции — ключевой фактор успеха»

Главный винодел Esse Наталья Дынникова о том, чему она научилась у Олега Репина

РБК
2024-й в артефактах: самые любопытные открытия года 2024-й в артефактах: самые любопытные открытия года

Список археологических открытий 2024 года, которые привлекли внимание

Наука и жизнь
Элементарно, Ватсон Элементарно, Ватсон

Портрет необъятной Викторианской эпохи в пяти предметах

Вокруг света
Винные тренды 2025 года — мнения экспертов и героев проекта «РБК Визионеры» Винные тренды 2025 года — мнения экспертов и героев проекта «РБК Визионеры»

Тренды винной культуры в мире и мнения экспертов

РБК
В глубинах Бермудского треугольника В глубинах Бермудского треугольника

Снег в глубинах океана и те, кто им питается

Наука и жизнь
Мода бывает разной Мода бывает разной

Мода может проявляться во всем, чем занимается человечество

Знание – сила
Безалкогольное вино: что это такое и почему оно становится все популярнее Безалкогольное вино: что это такое и почему оно становится все популярнее

В чем причины взрывного роста безалкогольного вина на рынке

РБК
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Основы советской фантастики закладывались ещё до революции

Наука и жизнь
Африканские пленные Первой мировой Африканские пленные Первой мировой

Среди военнопленных Первой мировой войны одна категория людей оказалась забыта

Знание – сила
Зеленый древесный питон Зеленый древесный питон

Наш герой – зеленый, или древесный, питон – вид ромбических питонов

Знание – сила
Белые дороги и черные тюльпаны Белые дороги и черные тюльпаны

Как французский предприниматель стал «настоящим калмыцким мужиком»

Вокруг света
Первобытные домостроители Первобытные домостроители

Домостроительство, безусловно, одно из наиболее ранних умений человека

Знание – сила
Развитие генетики ускоренным путем Развитие генетики ускоренным путем

Эмбриотрансфер в животноводстве набирает обороты

Агроинвестор
Капризная, упрямая… Капризная, упрямая…

Мадмуазель мода и мсье стиль идут по жизни рука об руку

Знание – сила
На пути к Иудейской войне На пути к Иудейской войне

Одним из главных персонажей евангельской истории был Ирод Антипа

Знание – сила
Южный Урал — сказочный край России Южный Урал — сказочный край России

Давно мечтала я побывать на Урале и вот стою у ворот парка «Таганай»...

Знание – сила
Даурские каникулы Даурские каникулы

Истории о свободолюбивых диких котах и их скрытном образе жизни

Наука и жизнь
Евгеника 2.0: о бедной науке замолвите слово… Евгеника 2.0: о бедной науке замолвите слово…

Руководствуясь только логикой и фактами, ставим порочность евгеники под сомнение

Знание – сила
Встречают по одежке? Встречают по одежке?

Что скрывается за этикеткой бутылки и как дизайн влияет на восприятие продукта

РБК
Кадры решают Кадры решают

Помогут ли новый федеральный проект и господдержка привлечь специалистов в АПК?

Агроинвестор
Дух большой воды Дух большой воды

Почему индейцы боятся «Большой воды» и уходят все глубже в лес?

Вокруг света
Открыть в приложении