«Это путь к виртуальному офису»
Антон Анпилов — о настоящем и будущем видео-конференц-связи в России
Привычный формат видеовстреч постепенно устаревает, и у бизнеса появляются новые запросы к ВКС-решениям. Рассказываем о том, под влиянием каких трендов могут измениться онлайн-коммуникации и как.
Эффективность коммуникации
Люди устали от постоянных видеоконференций и огромного объема информации. Многие компании ищут возможность повысить эффективность онлайн-коммуникаций. Ранее у корпоративных пользователей возник запрос на транскрибацию беседы, которую можно скачать по итогу встречи. А затем — на сокращение и обобщение текста, чтобы можно было не изучать все содержание встречи, а быстро узнать самое главное.
Следующий шаг — возможность вместо чтения материалов по итогам звонка просто задать вопрос и получить ответ. Например, человек хочет знать, о чем договорились по какой-то теме или какие показатели выручки за квартал были озвучены. Такую возможность смогут обеспечить нейросетевые модели, такие как ChatGPT или русскоязычная GigaChat от «Сбера».
Именно на поле ИИ-инструментов, повышающих эффективность коммуникации, разворачивается конкурентная борьба между основными зарубежными вендорами. Их общая цель — сделать так, чтобы пользователь мог экономить свое время за счет решений для ВКС. Мы тоже двигаемся в этом направлении, используя передовые технологии «Сбера», в том числе сервис GigaChat.
Однако перед российскими разработчиками сейчас стоит и другая задача. По качеству видео и звука отечественные решения пока еще догоняют зарубежные. Главный вопрос в том, кто сможет сделать такое же качество картинки, как у Zoom. И далеко не у всех игроков — а их в России более 40 — есть возможность одновременно работать и над качеством, и над дополнительными функциями на базе искусственного интеллекта.
Гибридизация встреч
Количество встреч в формате ВКС не изменилось, но теперь в них участвуют меньше людей. По нашим оценкам, число участников сократилось на 15–20%, если сравнивать с бумом видеозвонков во время пандемии и сразу после нее.
Часть мероприятий перешла в гибридный формат, и этот тренд будет только нарастать. Поэтому нужны инструменты, которые позволят эффективно работать с пользователями как в офлайн-, так и в онлайн-режиме.
Например, мы работаем над созданием специальных вайтбордов (цифровые доски) для видеоконференций. На них можно рисовать, как на обычной доске, но изображение сразу будет передаваться на экран онлайн-участникам.
Некоторые разработчики предлагают использовать на встречах множество камер и кадрировать картинку. Изображение каждого человека, сидящего в конференц-зале, передается на экран в отдельном квадратном окне. У онлайн-участников возникает ощущение, что все общаются с ними по ВКС.
Потенциал виртуальных миров
На рынке продолжаются эксперименты, связанные с метавселенными и технологиями виртуальной реальности. Потенциал этих технологий для ВКС еще предстоит раскрыть.
Подростки в наше время привыкли коммуницировать внутри VR, играя в Minecraft или Roblox. Через какое-то время эти люди выйдут на рынок труда. Работодатели будут вынуждены адаптироваться к их предпочтениям и предлагать для коммуникаций новую среду и инструменты.
Уже есть устройства — например, от Apple — для общения внутри VR. Пока многим пользователям в них некомфортно, возникает головокружение. Но в перспективе такие девайсы, вполне возможно, удастся довести до нужного уровня, оснастить 3D-звуком и сделать их производство массовым.
Все это — шаги на пути к виртуальному офису, внутри которого люди смогут постоянно взаимодействовать. Поэтому мы также тестируем новые форматы видеовстреч, в том числе в виртуальной реальности. Возможно, когда-нибудь сотрудникам придется надевать VR-шлем в 10 утра и носить его до 19. Отдельные видеозвонки уже не понадобятся, потому что люди будут ходить в виртуальную реальность на работу.
Антон Анпилов, руководитель команды SberJazz — платформы видеоконференций от «Сбера»