Полноценные гибриды машин и людей — дело пусть ближайшего, но будущего

РБКHi-Tech

Тема номера — Киборги — Карта бизнеса

Киборги среди нас: чипы, импланты, ноотропы

По классическому определению, киборги — это биологические организмы, которые содержат в себе механические или электронные компоненты. Однако полноценные гибриды машин и людей — дело пусть ближайшего, но будущего. Пока же киборгами чаще называют биохакеров и людей с ограниченными возможностями, которые «модернизируют» себя в медицинских целях

Текст Павел Карасев, Иван Осипов

Успехи на этих «фронтах» внушительны: к 2017 году ученым удалось создать искусственную цепочку ДНК, перевести мозговые волны в цифровой сигнал, разработать имплант, возвращающий зрение, и протезы, способные передавать тактильные ощущения. Научные достижения постепенно двигаются в сторону монетизации. Отдельные ниши, как экзоскелеты и биопротезы, уже зарабатывают сотни миллионов, а скоро будут зарабатывать миллиарды долларов. Другие, вроде DIY-вживления чипов под кожу, пока в зачаточном состоянии с точки зрения бизнеса. Например, портал Cyberise.me предлагает базовые инструменты как для эстетических имплантов (флюоресцирующие татуировки и сенсоры), так и для более серьезных экспериментов. При помощи стерильных хирургических инструментов, которые продаются здесь же, можно самостоятельно вшить себе под кожу чип NFC с предварительно записанной на него информацией. Наконец, проекты по имплантированию искусственного интеллекта в мозг и разработке других практичных нейроинтерфейсов пока относятся к разряду визионерских. Но и ими уже занимаются самые продвинутые предприниматели во главе с Илоном Маском. Набирает коммерческие обороты и ниша «психологических» биохакеров — производителей «умных» биодобавок и таблеток, улучшающих работу мозга. К ним, впрочем, есть претензии у медиков: большинство препаратов не прошли клинических испытаний. Как бизнес зарабатывает на киборгах в 2017 году? 

Роб Спенс — адепт теории технологической сингулярности. Ее сторонники считают, что уже через несколько десятков лет искусственный интеллект благодаря умению самообучаться опередит в развитии человека и на свет явятся существа будущего — «богоподобные» гибриды людей и машин.

Интервью журналу РБК по Skype Спенс дает в бейсболке с антитрамповским лозунгом и черной «пиратской» повязке на правом глазу. Под ней — пустота. Ребенком Спенс потерял глаз в результате несчастного случая: «На ферме дедушки в Ирландии сел на лошадь и принялся палить из охотничьего ружья по коровьим лепешкам. Один раз неправильно схватился за ствол — и бам! Отдачей мне в прямом смысле выбило глаз».

Сегодня канадец вспоминает о драматичных событиях без особых эмоций, но раньше сильно переживал: «Я прошел через много операций. Глаз пытались спасти, но зрение на нем все равно было полностью утрачено. Страшно было не только из-за физических ощущений. Прежде всего это эмоциональная травма, ты словно закрываешь окно в свою душу». Постепенно Спенс свыкся с ношением повязки, со временем даже стало казаться, что он «выглядит с ней круто».

Ближе к 30 канадец решился на операцию по протезированию, но обычный глазной протез режиссеру быстро наскучил: он загорелся идеей соединить свою физическую особенность с профессиональной специализацией. «Мысль пришла внезапно: а что, если я превращу глаз в камеру и буду снимать на нее фильмы?» — вспоминает Спенс. Вдохновился он любимым сериалом детства «Человек на $6 млн»: герой ленты там «оснащен» бионическим глазом.

За консультацией Спенс обратился к профессору Университета Торонто Стиву Манну, эксперту в области носимой электроники и киборгов. Тот посоветовал Спенсу бросить клич среди энтузиастов — инженеров и медиков — на профильных форумах. Так появился проект Eyeborg.

Команда первых

Первым на зов откликнулся специалист по глазному протезированию из Торонто Фил Боуэн. Он взял на себя уникальный дизайн искусственного глазного яблока, в полость которого помещается камера. Обычный протез из гибкого полимера имеет целостную структуру, Боуэну же пришлось разделить его на две части, чтобы интегрировать внутрь техническую начинку. Передняя стенка протеза выглядит как оболочка глаза, на заднюю крепится электроника.

Самым сложным процессом с технической точки зрения стало желание уместить беспроводную камеру в полость с параметрами 9 мм в толщину, 30 мм в длину и 28 мм в высоту. Работу выполнил бывший сотрудник Массачусетского института технологий (МИТ) инженер Коста Грамматис. В конце 2000-х он как раз уволился из компании Илона Маска SpaceX, где разрабатывал дизайн космических спутников, и решил заняться собственными проектами. В интернете Грамматис наткнулся на описание Eyeborg — и тут же написал Спенсу: «Я сделаю это для тебя». Он переехал в Канаду и почти год разрабатывал камеру.

Для производства компонентов Грамматис обратился к компании RF-Links, крупному подрядчику Пентагона. Экс-сотруднику МИТа удалось уместить все миниатюрные элементы на площади 8 кв. мм — не только саму камеру, но и батарейку с передатчиком сигнала на внешнее устройство, а также плату для обработки изображения.

Важную роль в разработке архитектуры устройства сыграл исследователь из Университета Эдинбурга Мартин Линг. Он помог Спенсу и Грамматису наладить передачу радиосигнала с камеры на специальный внешний ресивер, по дизайну напоминающий классический iPod Shuffle. С ресивера изображение может передаваться на смартфон, ноутбук или проектор. Включается камера с помощью воздействия на магнитный элемент внутри протеза.

Команда также придумала визитную карточку Eyeborg — красный LED-сенсор. Он включается только тогда, когда камера записывает видео. Благодаря преломлению света через линзу камеры во время съемок Спенс походит на героя Арнольда Шварценеггера в «Терминаторе». «Однажды я столкнулся на улице с велосипедистом, который тут же набросился на меня с проклятиями за то, что стою у него на пути. Я разозлился и тоже стал кричать на него и при этом забыл, что камера включена и выгляжу я как разъяренный киборг. В общем, оппонент в ужасе убежал, Скайнет победил», — смеется режиссер.

Разработку камеры завершили к 2010 году: Спенс признается, что команда едва уложилась в срок — «деньги попросту кончались, ведь финансировали проект на собственные накопления, без всяких инвесторов». Но вложенные средства в итоге окупились. Eyeborg привлек к себе внимание ведущих мировых СМИ: журнал TIME включил проект в список 50 главных изобретений года, большие материалы о Спенсе публиковали Wired, Vice и другие издания. Режиссер быстро стал звездой технологических конференций и регулярным гостем лекций TED.

Начали поступать и коммерческие заказы для «глазной» камеры. Их объем в деньгах Спенс не раскрывает, но с удовольствием перечисляет: для Ford он выпускал серию роликов о владельцах модели Mustang, снимал для японской Square Enix, разработчика игры Deus Ex: Human Revolution (у документального мини-фильма о людях-киборгах The Eyeborg Documentary более 1 млн просмотров на YouTube). Режиссер также сотрудничал с алкогольными брендами.

Впрочем, цели монетизировать проект у Спенса и его соратников нет. «Мы рассматривали вариант продажи аналогичных технических решений для людей, потерявших глаз, но пришли к выводу, что зарабатывать на нашем решении неэтично», — признается Спенс.

«Что у проекта Eyeborg есть общего с полноценными киборгами будущего? Пока — только возможность регулярно апгрейдить себя»

Рынок киборгов

«В споре Илона Маска и Марка Цукерберга я, безусловно, на стороне первого. скусственный интеллект опасен, его развитие таит в себе большие риски», — объясняет свою позицию Спенс. Соединять с ИИ свою разработку он не собирается. Режиссер изучает все проекты бионических глазных протезов, связанных со зрительным нервом, поэтому с уверенностью может говорить, что технологии, способной полноценно заменить или улучшить человеческое зрение, пока не существует.

В первую очередь Спенс сконцентрирован на творчестве: своей миссией режиссер считает популяризацию технологии протезирования через ролики, снятые на «глаз». Спенс снял несколько документальных фильмов на общественно-политические темы с использованием «кинопротеза» и мечтает о полнометражной картине или сериале, похожем на «Черное зеркало». Параллельно команда Eyeborg продолжает совершенствовать камеру: устройство пережило уже шесть реинкарнаций. Всякий раз улучшались технические характеристики, но и сегодня они далеки от совершенства.

Спенс носит протез нерегулярно — в повседневной жизни он вернулся к полюбившейся повязке. Когда камера включается, батареи хватает максимум на полчаса беспрерывной съемки. Качество видео позволяет Спенсу выводить изображение на большие экраны во время выступлений на конференциях.

Режиссер не исключает, что в будущем устройство будет развиваться в сторону дополненной реальности — чтобы изображение с камеры сопровождалось информацией о параметрах съемки, погодных условиях и т. д. «Логично было бы передавать эту информацию сразу в мозг, но соединять камеру с мозгом я пока не собираюсь», — подчеркивает он.

Одна из самых распространенных претензий к Спенсу — нарушение приватности. Режиссер напоминает, что похожие опасения в свое время «угробили» Google Glass. В случае с Eyeborg объекты съемки всегда видят, что камера включена — об этом свидетельствует красный сигнал, отмечает он. Сам Спенс настаивает, что большинство людей спокойно реагируют на съемку, но зачастую даже не понимают, где находится камера, и задают вопросы вроде «Она спрятана под воротником рубашки? В пуговице? В кепке?»

В родном городе Спенса, Торонто, режиссер уже давно стал местной знаменитостью. За границей его в первую очередь воспринимают как «фрика с ограниченными возможностями, который просто придумал оригинальный выход из положения», шутит Спенс. По его словам, люди во всем мире сегодня так или иначе «под колпаком». «У вас в России, например, насколько я слышал, все неустанно снимают друг друга на видеорегистраторы. И это если не вспоминать о правительствах и спецслужбах. В общем, где-то за нами следит «Большой брат», а я с включенной камерой — «Маленький», — подытоживает режиссер.

Спенс постоянно подчеркивает, что его нельзя считать «полноценным» киборгом, пока камера не соединена с мозгом. Но о перспективах развития движения биохакеров он рассуждает со знанием дела. «Я постоянно мотаюсь по их конференциям, смотрю на передовые проекты. Самые продвинутые киборги сегодня— это, на мой взгляд, обладатели протезных голеностопов. Я видел уже несколько настолько совершенных разработок в этой нише, что им впору позавидовать здоровым людям», — с энтузиазмом рассказывает Спенс.

Создать так называемый рынок киборгов получится у Маска как главного визионера мира, прогнозирует канадский режиссер. Спенс пристально следит за стартапом Маска Neuralink, в рамках которого тот разрабатывает нейроинтерфейсы — мозговые импланты, претендующие на статус связующего звена между мозгом и облачным искусственным интеллектом. «Это ровно то направление, которое мне кажется самым перспективным в далеком будущем. Но хочу ли я стать пионером в опыте использования таких продуктов? Пока нет ответа», — рассуждает эксцентричный канадец.

Спенс признает, что проект Eyeborg постепенно теряет свою уникальность из-за бума вокруг технологии онлайн-трансляций: «киноглаз» вытесняют стриминг в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), Twitter, Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), бесконечные ролики с GoPro. Однако режиссер не намерен поддаваться моде: «Я сам себе обещал снимать серьезные проекты, посвященные взаимодействию человека и технологий. А что я ел на завтрак, пусть останется тайной».

Источники: Credence Research, Grand View Research, Transparency Market Research, подсчеты журнала РБК

Фото: Из личного архива Роба Спенса, Владимир Кеворков для РБК

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Клятва Гиппократа, миссия на Марс и ключ от шифров Клятва Гиппократа, миссия на Марс и ключ от шифров

Как ИИ и новые технологии меняют научные подходы и практики

РБК
Кубиты любят тишину Кубиты любят тишину

Чем квантовый компьютер лучше классического?

Наука и жизнь
В одной лодке В одной лодке

Что нужно, чтобы начать заниматься академической греблей?

Y Magazine
Страна пяти сфер Страна пяти сфер

В Индии пять чувств используются не только по назначению, но и по максимуму

Вокруг света
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Как в научной фантастике появился сюжет о затерянных мирах

Наука и жизнь
«Я художник, я так вижу» «Я художник, я так вижу»

Зачем первопроходцы брали на борт профессиональных художников?

Вокруг света
Эволюция агрохолдингов Эволюция агрохолдингов

Российский сельскохозяйственный бизнес адаптировался к вызовам времени

Агроинвестор
Тайна единорога Тайна единорога

«Дама с единорогом»: почему чувств пять, а гобеленов, посвященных им, – шесть?

Вокруг света
«Я верю в молочку» «Я верю в молочку»

Владислав Чебурашкин о своем подходе к бизнесу и потреблении молочных продуктов

Агроинвестор
Трудности перевода Трудности перевода

Уже несколько лет верфи мира исследуют пути избавления от карбонового следа

Y Magazine
Sarissa морская Sarissa морская

Я не припомню, чтобы на одну лодку обрушился такой ливень из десяти наград

Y Magazine
Аx, белый теплоход… Аx, белый теплоход…

Astondoa Ax8 — моторная яхта-кроссовер из стеклопластика

Y Magazine
Полный литий Полный литий

Есть ли способы продлить жизнь литиевому аккумулятору в мобильном телефоне?

Наука и жизнь
Про лукавые орхидеи и цветочное царство Про лукавые орхидеи и цветочное царство

Какие уловки придумали растения для привлечения представителей животного царства

Наука и жизнь
«Всё необходимое для карри» «Всё необходимое для карри»

Как в Британии появились блюда с приправой карри

Наука и жизнь
История необычного гибрида спиреи: от сада XIX века до природных популяций История необычного гибрида спиреи: от сада XIX века до природных популяций

История гибрида, обнаруженного в природе спустя столетие после его создания

Наука и жизнь
Светлый ум Светлый ум

Первый в истории итальянской верфи Rossinavi катамаран

Y Magazine
В будущее — на лодке из полиэтилена В будущее — на лодке из полиэтилена

Мне кажется, что будущее судостроения — это осознанное отношение к экологии

Y Magazine
«Не романтик никогда не захочет в плавание» «Не романтик никогда не захочет в плавание»

Михаил Кожухов полюбил море и не представляет теперь без него своей жизни

Y Magazine
Вода королевы Вода королевы

О некоторых удивительных ароматах и ингредиентах раньше сочиняли легенды

Вокруг света
Зерновые не стали доходнее Зерновые не стали доходнее

Итоги зерновой отрасли первой половины сезона 2024/25

Агроинвестор
Звуковое сопровождение Звуковое сопровождение

«Голос моря», стоячие волны, поющие пески, шепчущие стены и эхо

Вокруг света
Ныряющий «воробей» Ныряющий «воробей»

Почему необычную птаху, проводящую часть жизни под водой, назвали оляпкой?

Наука и жизнь
Житница и здравница Кавказа Житница и здравница Кавказа

Обзор АПК Ставропольского края

Агроинвестор
Палитра вкусов Палитра вкусов

Гастрономический туризм в Японии – особое времяпрепровождение

Вокруг света
Спать надо всем Спать надо всем

Почему важно изучать сон водных млекопитающих?

Наука и жизнь
Акцент на разумную бережливость Акцент на разумную бережливость

Торговые сети приспосабливаются к изменению потребительского поведения

Агроинвестор
Princess S80. Чæстное мнение Princess S80. Чæстное мнение

Экстерьер, компоновка, отделка интерьера и ходовые качества Princess S80

Y Magazine
Низкие цены сдержали рост экспорта Низкие цены сдержали рост экспорта

В натуральном выражении поставки продукции АПК увеличились

Агроинвестор
Британская жемчужина Британская жемчужина

О яхте Pearl 82 без пафосных слов

Y Magazine
Открыть в приложении