Кошмар на улице вузов: выдержат ли локальные компании конкуренцию с глобальными лидерами рынка
Эпидемия COVID-19 придала новый импульс онлайн-образованию: на удаленное обучение вынужденно перешли школы и часть университетов. Но кому достанется глобальный рынок — крупным интернет-платформам из США или местным компаниям Европы, Китая, Индии и других стран, хорошо знающим свои рынки?
Стэнфорд по интернету
Уже к 2025 году объем мирового рынка онлайн-образования, согласно прогнозам Research and Markets, вырастет до $319 млрд (с $200 млрд в 2019 году). Росту рынка способствует проникновение интернета во все более отдаленные уголки планеты. Большое преимущество на рынке получили американские первопроходцы, сумевшие привлечь значительное финансирование. Так, стоимость образовательной платформы Coursera, созданной профессорами информатики Стэнфордского университета в 2012 году, уже оценивается в $1,7 млрд. Компания привлекла $443 млн инвестиций. При этом, по данным Similarweb, на США приходится только 20% трафика Coursera, большую же долю дают другие страны (прежде всего Индия — 17%).
Платформа предлагает получить в онлайн-формате диплом американского университета в среднем за $22 тыс., в то время как очное обучение в вузе США обойдется примерно в $52 тыс. Этот доход платформа делит с университетами, которые записывают для Coursera курсы. Кроме того, платформе платят компании — за обучение своих сотрудников. Например, Adobe уже заплатил Coursera предположительно $150 тыс. за курсы машинного обучения для своих сотрудников. А Школа государственного управления Абу-Даби заключила с Coursera контракт на обучение 60 тыс. госслужащих Data Science и ИИ.
Как рассказал в комментарии РБК Энтони Таттерсолл, глава Coursera в регионе EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка), с начала эпидемии COVID-19 на платформе произошел настоящий бум. «С середины марта на Coursera зарегистрировались более 18 млн новых пользователей, это рост более чем на 400% по сравнению с тем же периодом прошлого года», — приводит он цифры. Всего у Coursera сейчас 66 млн учащихся, компания сотрудничает более чем c 200 вузами и компаниями.
Широкой сетью
Однако, выходя на зарубежные рынки, платформы из США обнаруживают, что там успели появиться свои очень сильные игроки. К примеру, самым дорогим EdTech-стартапом мира является не американская, а индийская платформа Byju’s, запущенная в 2011 году Байджу Равиндраном. Сила таких локальных компаний в том, что они «заточены» под местную систему образования — тот же Byju’s готовит школьников именно к индийским экзаменам, вопросы на которых могут отличаться от тех, которые абитуриенту задают в западных университетах. Кроме того, далеко не все индийские школьники владеют английским.
Похожая ситуация в Китае. Лишь один из сегментов местного рынка образовательных услуг — дополнительное образование для школьников — может в этом году достичь $10,2 млрд (согласно прогнозам аналитического агентства «Цяньчжань чанье»). Китайские дети пользуются услугами отечественных EdTech-платформ не только потому, что они дешевле, чем заокеанские, а все учебные материалы — на родном языке. Местные образовательные проекты знают, что главная цель большинства китайских школьников — не получить знания сами по себе, а сдать выпускной экзамен «гаокао» (аналог ЕГЭ). Огромный рынок и темпы роста компаний, готовых помочь им двигаться к этой цели, привлекают как местных, так и зарубежных инвесторов. Так, в начале июля один из лидеров местного EdTech (пекинская компания «Цзоебан») смог привлечь $750 млн от ведущих венчурных фондов мира, в том числе SoftBank’s Vision Fund и Sequoia Capital.
Комфортнее чувствуют себя на домашних рынках не только компании из развивающихся стран, но и многие европейские. Так, нидерландская StuDocu опробовала на студентах местных вузов свой, казалось бы, нишевой продукт — сервис, который позволяет обмениваться учебными материалами. Как выяснилось, очень многие ищут не просто знания, но и, например, экзаменационные билеты за прошлые годы, конспекты лекций, решебники типовых задач и т.п. Как рассказала в комментарии РБК директор по коммуникациям StuDocu Стелла ван Шайк, платформой пользуются студенты 2 тыс. университетов по всему миру, то есть эта изначально локальная компания переориентировалась на глобальный рынок.
«Высшее образование в разных странах отличается, например, тем, как именно люди учатся и какие материалы университеты используют, — говорит ван Шайк. — Это сильно затрудняет предоставление «местного» опыта, который ищут студенты». Инвестиции компания пока что привлекла по глобальным меркам скромные — 1,4 млн евро: в Европе образовательных стартапов много, и конкуренция между ними остра.
В комнате с комаром
Многие образовательные платформы Старого Света вынашивают те же глобальные амбиции, что и американские, — в отличие от стартапов из стран третьего мира, они могут опираться на поддержку сильных местных университетов. «Хотя мы находимся в Великобритании, FutureLearn — это глобальная EdTech-платформа, которой пользуются учащиеся из всех стран мира, 70% наших студентов живут за пределами страны», — отметила в комментарии РБК директор по доходам, обработке и анализу данных компании FutureLearn Сюзанна Белчер. Как и Coursera, платформа FutureLearn позволяет не только проходить короткие курсы по каким-то темам, но и получить университетский диплом. При этом сервис является одновременно и своеобразной соцсетью, где ученики из разных стран могут общаться друг с другом. Платформа сотрудничает с четвертью ведущих университетов мира. По словам Сюзанны Белчер, университеты поняли, что глобализация рынка образования позволяет им хорошо зарабатывать на онлайн-курсах.
Не собирается Великобритания отдавать на откуп американцам и родной язык. «Последние десять лет мы провели, создавая ряд высококачественных нишевых образовательных продуктов для изучения английского», — рассказала РБК основатель и CEO британской платформы Klik2learn Энн Аттридж. Выпускники платформы получают сертификаты престижного Института Сити и гильдий Лондона. Конкурентное преимущество Klik2learn — в том, что ее преподаватели— квалифицированные учителя, а не просто носители языка. «Маленький не значит слабый, — оценивает Энн Аттридж свои силы в конкурентной борьбе с крупными американскими компаниями. — Попробуйте пожить в одной комнате с комаром!»
Ни бита родной земли
Российский EdTech-рынок в течение многих лет оставался оазисом для компаний-аборигенов. Однако заграничный Колумб уже на пути к нам. «Думаю, что международные игроки придут на горизонте двух-трех лет, и это окажет огромное влияние на российский рынок», — отметил в комментарии РБК Александр Турилин, сооснователь и директор по продукту компании SkillFactory, обучающей Data Science. Впрочем, замечает наш собеседник, у локальных компаний есть целый ряд преимуществ — узнаваемые на местном рынке бренды и сообщества, которые могут выстраиваться вокруг таких фирм. «Все это очень трудно скопировать, купить или быстро создать с нуля», — говорит Турилин.
Сооснователь стартапа уверен, что именно образование окажется тем рынком, где локальные игроки всегда будут сильнее, потому что они чувствуют местную специфику, хорошо понимают свою аудиторию и умеют строить с учетом этого продажи. Другое важное преимущество локальных компаний, по словам Турилина, — контакты с местными работодателями и помощь выпускникам в трудоустройстве.
Контент-директор онлайн-школы SkyEng Михаил Свердлов отмечает, что иностранному образовательному бренду нужно время, чтобы адаптировать свой продукт для российского рынка. «Сделать это в сжатые сроки трудно, — подчеркивает он. — На новом рынке им, как правило, нужна локальная команда, которая значительно адаптирует международный продукт».
Но если на внутреннем рынке у российских EdTech-компаний есть определенные преимущества, то ждать появления сильных игроков из нашей страны на глобальном рынке пока рано. «Все компании в России сформировались в другой среде, менее конкурентной, и это уже в их ДНК, — считает Турилин. — В этом плане, возможно, эффективнее сделать новую компанию, которая изначально будет ориентирована на глобальный рынок». Впрочем, тот же SkyEng все же планирует международную экспансию.
Не исключена и такая возможность, как покупка местных компаний международными. Правда, начнут они не с России. «Есть более лакомые куски, такие как Индия, Индонезия, Бразилия, — отмечает Александр Турилин. — Возможно, поглощения местных игроков глобальными мы увидим сначала там, а дальше сценарий может быть перенесен и на Россию».
Универ в стране великанов
Несмотря на рост значения онлайн-образования, даже сами EdTech-компании не верят в скорое исчезновение привычных нам университетов. По словам Энтони Таттерсолла, Coursera планирует не подрывать позиции традиционных университетов, а стать их партнером. Даже коронакризис, который показал, насколько плохо у среднего вуза с цифровизацией, не означает, что традиционная форма обучения обречена. «Престижные университеты с крупными целевыми фондами, вероятно, переживут эпидемию, — считает представитель Coursera. — Однако произойдут значительные перемены в том, как они организуют свою работу, чтобы удовлетворять требованиям студентов, и они должны будут инвестировать в цифровую стратегию».
Традиционные вузы привлекательны для большинства студентов своим социальным аспектом. «Посещение университета считается способом завести друзей, вести студенческий образ жизни, создать сеть контактов», — говорит Стелла ван Шайк. Согласно исследованию StuDocu, его пользователям не хватает личного общения с другими студентами и профессорами. «И, к сожалению, топовые работодатели все еще очень ценят дипломы знаменитых университетов», — констатирует ван Шайк.
По ее словам, «печальная реальность в том, что для фундаментальной перестройки всей системы высшего образования, возможно, потребуются десятилетия; университеты пока получают выгоду от сильных позиций своего картеля, который выстраивался столетиями». Именно поэтому, по мнению ван Шайк, университеты не используют многие возможности для цифровизации и держатся за офлайн-обучение.
Фото: Harsh Light, Iris Wang / Unsplash