Прогноз ключевых тенденций 2018-го

РБКHi-Tech

Мода-2018: надежды и страхи fashion-индустрии

Текст Иван Осипов

Авторитетный отраслевой журнал Business of Fashion (BoF) и консалтинговая компания McKinsey & Co. второй год подряд объединяют усилия для подготовки доклада «Состояние моды» (The State of Fashion). В нем эксперты подводят итоги развития рынка в 2017 году и делают прогноз ключевых тенденций 2018-го. В основе доклада — глубинные интервью более чем с 200 топ-менеджерами ведущих компаний отрасли со всего мира. Журнал РБК изучил исследование BoF и McKinsey и составил краткий конспект 86-страничного отчета.

Влияние геополитики

Планета сходит с ума: запущенная триумфом Дональда Трампа цепная реакция уже включила в себя «русских хакеров», Брекзит, ядерные испытания КНДР, лавину харассмент-скандалов и других «черных лебедей», которые резко меняют наше представление о мире. В таких условиях ни один бизнес не может чувствовать себя спокойно — fashion-индустрия не исключение. Неспособность спрогнозировать конъюнктуру завтрашнего дня — ключевое ощущение игроков отрасли во всех исследуемых регионах. Прогнозы приходится постоянно пересматривать: например, в США за половину 2017-го закрылось втрое больше розничных магазинов одежды, обуви и аксессуаров, чем за весь 2016-й, — такой динамики не предсказывал ни один эксперт.

Каким словом вы бы описали состояние отрасли в 2018 году? Итоги опроса BoF и McKinsey

Глобализация 2.0

Вопреки росту изоляционистских настроений в политике бизнес твердо держит курс на развитие международной торговли. Этому способствует бурный прогресс технологий: если в 2005-м пропускная мощность трансграничных каналов передачи данных составляла 1–2 Гб/с, то в 2018-м — достигнет 150–160 Гб/с, а к 2021-му — вырастет до 345–355 Гб/с. Загрузку этих каналов во многом обеспечивают покупатели онлайн-магазинов. Инновации ускоряют логистику, упрощают расчеты, повышают эффективность кооперации всех звеньев цепи сбыта и рождают новые модные «центры силы» — прежде всего в Азии.

$1 трлн достигнет оборот глобального рынка электронной коммерции в 2020 году

Доминирующая Азия

Тот факт, что Азия больше не является мировым «производственным цехом», в 2018-м уже мало кого удивляет. Однако вряд ли обыватели представляют, насколько огромное влияние накопила эта часть света: сегодня Китай, Индия, Япония и другие страны региона — это 30 из 45 мировых стартапов«единорогов» (т.е. оценивающихся более чем в $1 млрд) в сфере моды, более 50% оборота мировой электронной торговли и бесчисленные внедренные отраслевые инновации. Один только азиатский рынок онлайн-продаж одежды, обуви и аксессуаров к 2020 году по прогнозу достигнет отметки $1,4 трлн.

Количество и общая стоимость стартапов-«единорогов» в сфере моды $ млрд

Персонализация покупателя

Сделать отношения с покупателем более доверительными — мечта большинства респондентов BoF и McKinsey. Согласно опросу Linkdex, более 70% потребителей в США ждут от электронной торговли в 2018-м более эффективной персонализации своих потребностей — корректных рекомендаций, удобного сервиса и т.п. Сюда входят и самые привередливые покупатели, поколения 20- и 30-летних, выросшие бок о бок с новыми технологическими платформами, для которых важны не только продавцы, но и маркетинговые каналы, которые те задействуют. «Горячая» тенденция — лидеры мнений из соцсетей (influencers), прежде всего из Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена): им доверяют больше, чем традиционной рекламе, 9 из 10 опрошенных Linkdex.

41% топ-менеджеров fashion-компаний считают персонализацию покупательского опыта главной тенденцией 2018-го

Платформы диктуют правила

Крупные интернет-ретейлеры превращаются из точек продаж в мультифункциональные платформы для разнообразного клиентского опыта. Для многих пользователей это не просто очередные сайты, а основные точки входа и времяпрепровождения в сети. Несколько фактов: Amazon в 2018 году по прогнозу обойдет Macy’s в статусе крупнейшего продавца одежды в США, Tmall и JD.com на двоих делят более 80% китайского онлайн-рынка одежды, а распродажа на Alibaba — самый «кассовый» день в году для мировой электронной коммерции. Производителям и посредникам, которые хотят расти вместе с индустрией, остается лишь подстраиваться под требования тяжеловесов онлайн-розницы.

55% американских потребителей начинают поиск товара в онлайне с посещения сайта Amazon

«Мобилизация» потребления

Миграция электронной торговли в смартфоны — неизбежная и очевидная тенденция. Но если, к примеру, в Японии и Южной Корее более 50% платежей за товары в интернете уже совершается на мобильных телефонах и планшетах, то в Европе и США этот показатель, как ни странно, не превышает 15%. Это при том, что в одних только Штатах по прогнозу в 2018-м оборот таких платежей приблизится к $1 трлн. Катализаторами мобильной «эпидемии» выступают такие сервисы, как Apple Pay. Всего, по подсчетам BoF и McKinsey, потребителям по всему миру уже доступны примерно 700 финтех-решений, адаптирующих онлайн-покупки под карманные гаджеты.

Во сколько раз (x) вырос оборот мобильных платежей в 2015–2018 годы

Искусственный интеллект больше не будущее

Аббревиатура AI порядком надоела читателям технологических СМИ в последние годы, но в индустрии моды ставка на искусственный интеллект не фигура речи — опрос топов свидетельствует о готовности компаний тратить деньги на внедрение инновации. AI будет предсказывать fashion-тренды, помогать покупателям подбирать размер и фасон вещей без «физической» примерки и даже, вероятно, самостоятельно создавать дизайн одежды. Насколько «подрывной» для отрасли станет технология, респонденты не предсказывают, но большинство однозначно уделяют ей самое серьезное внимание.

75% онлайн-продавцов одежды, обуви и аксессуаров будут инвестировать в технологии AI в 2018–2019 годы

Ответственные производители

Жизненный цикл продукции fashion-индустрии волнует все большее число потребителей. Запрос на ответственное отношение ко всей цепочке производства и логистики — без использования рабского и детского труда, невыносимых конвейерных условий, насилия над животными и т.п. — серьезный вызов для компаний, работающих в глобальном масштабе. Но риск подрыва деловой репутации важнее, и все больше корпораций раскрывают информацию о своих поставщиках и используют любые возможности сделать производство более гуманным и экологически безвредным.

42 из 100 крупнейших мировых модных брендов раскрывают полную информацию о цепочке своих поставщиков

Офпрайс наступает

Магазины формата офпрайс долгое время развивались параллельно с традиционной fashion-розницей и для модных брендов представляли идеальную платформу для распродаж остатков коллекций, пусть с минимальной рентабельностью. Однако рост и нынешние масштабы стоковых сетей начинают пугать индустрию. А запас роста при этом сохраняется: если в 2012-м убытки от нераспроданных запасов одежды, обуви и аксессуаров оценивались в $362 млрд, то к 2015-му показатель вырос до $472 млрд. Это грозит продолжением притока покупателей в офпрайс-магазины. 25% респондентов BoF и McKinsey в связи с этим планируют инвестиции в усиление бренда для более эффективной реализации товара в формате «полная цена» (full-price).

Рост оборота магазинов формата офпрайс в 2015–2018 годы

Вдохновление стартапами

Еще одна угроза для традиционных бизнес-моделей в индустрии моды — молодые амбициозные компании, мечтающие изменить мир. Стартапы в области fashion tech не исключение: это полигоны инноваций, к которым присматриваются и которых опасаются глобальные бренды. Чтобы не конкурировать с дерзкой молодежью, а включать ее в орбиту своего влияния, международные компании запускают венчурные «дочки» для инвестиций. К примеру, такие структуры работают в составе H&M и LVMH. «Коллекционируют» стартапы и специальные фонды: в частности, работающие под патронажем основательницы Net-a-Porter Натали Массене, дизайнера Ребекки Минкофф и российской издательницы Мирославы Думы. Пробы пера в fashion tech есть и у IT-гигантов: холдинг Alphabet в 2017-м разработал «умную» джинсовую куртку (журнал РБК рассказывал об ученом и дизайнере Иване Пупыреве, возглавляющем команду разработчиков куртки).

€50 млн инвестирует в «модные» стартапы венчурное подразделение концерна LVMH

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Иван Варжавин: «Наша система, как самолет, может лететь даже на одном двигателе» Иван Варжавин: «Наша система, как самолет, может лететь даже на одном двигателе»

Как Газпромбанк модернизировал расчетный центр — ядро внешних платежных операций

РБК
Премиальный минимализм Премиальный минимализм

Эта ванная — пример идеального премиального минимализма

Идеи Вашего Дома
Вулкан как туристская достопримечательность Вулкан как туристская достопримечательность

«В провинции Масая имеется огромное огненное жерло, вечно горящее...»

Наука и жизнь
Танец не маленьких журавлей Танец не маленьких журавлей

Как подобраться к крайне осторожным серым журавлям поближе?

Наука и жизнь
Попасть в точку Попасть в точку

Дизайнерам удалось превратить стандартный санузел в выразительное пространство

Идеи Вашего Дома
Нейросети в «стране городов» Нейросети в «стране городов»

Как ученые изучали «Страну городов» с помощью нейросетей

Наука и жизнь
«Малые дела» для «малой родины» «Малые дела» для «малой родины»

Земские школы как образовательный проект

Знание – сила
Бессарабские друзья и знакомые Пушкина Бессарабские друзья и знакомые Пушкина

Род Пушкиных был связан с Бессарабией, со времен прадеда поэта, Абрама Ганнибала

Знание – сила
Наша стратегия — помогать повышать прибыльность аграрного производства Наша стратегия — помогать повышать прибыльность аграрного производства

Гендиректор фирмы «Август» — о развитии и планах компании

Агроинвестор
Классика жанра Классика жанра

При обустройстве ванной комнаты дизайнеру пришлось учесть множество нюансов

Идеи Вашего Дома
Кофе, яблоки, алыча Кофе, яблоки, алыча

Дина Рубина — мастерица передавать в тексте вкусы, текстуры и запахи

Seasons of life
В воспитательных целях В воспитательных целях

Интересный и колоритный интерьер, отсылающий к европейским традициям

Идеи Вашего Дома
Львинохвостые макаки, или Вандеру Львинохвостые макаки, или Вандеру

Львинохвостые макаки – очень капризные и не желающие быть фотомоделями

Знание – сила
Яркие акценты Яркие акценты

Заказчик хотел интерьер спокойной цветовой палитры, но с яркими акцентами

Идеи Вашего Дома
Мерзлота не вечная: взгляд в будущее Мерзлота не вечная: взгляд в будущее

Какими экономическими потрясениями грозит таяние вечной мерзлоты

Знание – сила
Здесь и сейчас Здесь и сейчас

Пространство квартиры с глубокими, насыщенными оттенками, тёплыми фактурами

Идеи Вашего Дома
Многофакторность климата Многофакторность климата

Факторы, которые способствуют росту средней температуры в полярных областях

Знание – сила
Мягкая сила Мягкая сила

Искусствовед — о дарах и уроках Великого шелкового пути

Seasons of life
Рим триумвиров Рим триумвиров

Враги Цезаря, Помпея и Красса простецки звали эту троицу «трехглавым чудовищем»

Знание – сила
Путь к свободе Путь к свободе

Ferretti Yachts 940 заменила 920 и при всем сходстве заметно от нее отличается

Y Magazine
С видом на усадьбу С видом на усадьбу

Из окон этой квартиры открывается потрясающий вид на близлежащие кварталы

Идеи Вашего Дома
В атмосфере спа В атмосфере спа

Дизайнер сделала ванную местом, где можно получать наслаждение от интерьера

Идеи Вашего Дома
Поклон Осаке Поклон Осаке

Футуристическая, эксцентричная Осака сохранила дух настоящего нонконформизма

Y Magazine
Почему «неправильный» язык становится нормой? Почему «неправильный» язык становится нормой?

Почему пиджины — интересное лингвистическое явление?

Наука и жизнь
Другая история Другая история

Человеческому терпению нет предела, но это явно не тот случай!

Знание – сила
Санчо Панса языка Санчо Панса языка

На курсах литературного мастерства учат не разводить словесные кружева

Seasons of life
Простор для творчества Простор для творчества

Верфь Bilgin Yachts продолжает успешную серию 50‑метровых яхт Bilgin 163

Y Magazine
Тут как тут Тут как тут

Дорога из Дербента в Махачкалу на страницах скетчбука

Seasons of life
Элегантная роскошь Элегантная роскошь

В цветовое решение интерьера решили заложить приглушённые естественные оттенки

Идеи Вашего Дома
На гребне волны На гребне волны

В интерьере сохранена морская тематика, цветовые сочетания синего и оранжевого

Идеи Вашего Дома
Открыть в приложении