Элементы – значки
Москва на экспорт
Производитель значков Heart of Moscow начинал с московских сувениров, а теперь пробивается в европейские музеи
«Экспансия у нас в русских традициях: прорубили «окно в Европу» через Петербург, затем завоевали Амстердам, теперь осваиваемся в Берлине», — с улыбкой говорит Александр Эльзессер, основатель компании Heart of Moscow, производителя значков, которые стали не только прибыльным бизнесом, но и частью городской культуры.
Выпускник журфака МГУ, бизнес он придумал в 2012 году во время стажировки в Берлине: Эльзессеру приглянулись городские сувениры под брендом Berlin и продукция с изображением «светофорного человечка» Ampelmann. Москва тогда могла предложить туристу только матрешек и ушанки. Эльзессер решил производить шерстяные варежки и носки, модели автомобиля Москвич, открытки и металлические значки под брендом Heart of Moscow, ассоциирующиеся с эстетикой столицы. После первой «столичной» серии с высоткой МГУ, Шуховской башней и другими символами города, компания выпустила коллекции, посвященные космосу, русскому авангарду, Петербургу, Московскому зоопарку, а к своему пятилетию — ироничные значки про 90-е.
Ассортимент с годами расширился: Heart of Moscow — это еще и магниты, сумки, блокноты и другие сувениры. Но значки приносят большую часть дохода и в 2016-м были выделены в отдельный бренд pinpinpin.it. Вскоре откроется одноименный интернет-магазин, говорит Эльзессер.
Выручка Heart of Moscow в 2015-м составила 7,1 млн руб., чистая прибыль — 4,9 млн руб., свидетельствуют данные «СПАРК-Интерфакс». В 2016-м выручка выросла, примерно половину принесли b2b-проекты, включая небольшое количество контрактов по госзакупкам: коллекции по заказу «Манежа», Политехнического музея и других. Сегодня сувениры продаются на полусотне площадок, от магазинов «Республика» и универмага «Цветной» до Третьяковской галереи и Исторического музея.
Но в 2017 году Эльзессер решил выйти за рубеж. Рынок промоиндустрии, объем которого в 2016 году составил 21 млрд руб., лишь начинает восстанавливаться от последствий девальвации рубля, говорит президент Национальной ассоциации рекламно-сувенирной продукции (НАРСИ) Наталья Аншина. Часть сувениров Heart of Moscow производит в Москве, но значки печатают на заводе в Китае, где цены выросли из-за возросшей стоимости амортизации оборудования.Из-за роста расходов на услуги контрагентов в 2016-м компания подняла цену на значки на 16%, до 300 руб. за штуку. «Выручка не успевала за ростом валюты: ты вроде развиваешься и растешь, а на деле топчешься на месте», — объясняет Эльзессер.
Сначала было трудно, говорит он: «Там мы были никому не известны, даже история сотрудничества с Третьяковской галереей никого не убеждала». Но через несколько месяцев переговоров ему удалось получить первые контракты: значки уже продаются в семи музеях Амстердама и еще нескольких городских точках, в музеях Цюриха, Берна, Парижа, Мюнхена и Милана. Эльзессер готовит к выпуску первую немецкую коллекцию значков.
Российские производители сувениров редко выходят на западные рынки, говорит Аншина из НАРСИ: «Чаще всего это очень мелкий бизнес, а экспорт требует больших компетенций в сфере законодательства и финансов. Но для Heart of Moscow такая диверсификация — удачный ход».