В России пока нет единого определения, что такое коучинг

РБКBiznes

Найти идеолога

В России пока нет единого определения, что такое коучинг. Это не мешает бизнесменам регулярно пользоваться услугами тренеров, отбирая их по собственным критериям.

Текст: Александр Московкин

Рынку коучинга и бизнес-тренингов в России около 20 лет, однако за это время не сложилось ни общепринятых стандартов профессий этого типа, ни общего понимания, когда следует обращаться к коучу, ни даже единого мнения, чем именно должны заниматься такие специалисты, говорит управляющий партнер компании «Векторстройфинанс» Андрей Колочинский.

Отсутствие четкого регулирования не мешает коучам и тренерам продвигать и продавать свои услуги разными способами. Самые действенные — рекомендации и сарафанное радио, подчеркивает Анна Лебедева, директор Международного Эриксоновского университета коучинга. «Настоящему профессионалу специальное продвижение не нужно, за него говорят практика, репутация, опыт и рекомендации. Все остальное — лишь приложение», — констатирует управляющий партнер Baksht Consulting Group Константин Бакшт.

Экспертиза и репутация

«В диапазоне внимания «Билайна» сейчас около ста коучей, — говорит директор по управлению талантами и развитию персонала «ВымпелКома», руководитель «Билайн университета» Екатерина Подвальная. — Основные ориентиры для выбора — это квалификация, членство в профессиональных ассоциациях коучинга, количество наработанных клиентских часов, наличие экспертизы, подтвержденное рекомендациями». Аналогичного подхода в отборе коучей придерживаются и другие крупные компании, работающие в этой сфере системно, добавляет эксперт. «Иначе никак, большинство коучей в России — теоретики, не имеющие существенного практического опыта в вопросах, по которым они консультируют», — соглашается Константин Бакшт.

«Успешные коучи всегда имеют большую клиентскую базу, а новые клиенты добавляются почти исключительно по рекомендациям, — рассуждает Андрей Колочинский. — Только на рекомендации мы и смотрели, когда выбирали коуча для отдела продаж. При этом поиски не были ограничены сферой недвижимости: знание специфики других отраслей помогает шире посмотреть на нашу проблематику».

Если речь идет о поиске личного, а не корпоративного коуча, стоит обращать внимание на те же факторы, что являются первостепенными для фирм и корпораций. «В России понятие «коуч» не внесено в реестр профессий, поэтому следует ориентироваться на наличие профессиональных международных сертификатов, — советует Анна Лебедева. — Также нужно уточнить, сколько часов коучинга за плечами конкретного коуча. Здесь отсчет ведется от 200 часов, что будет подходящим уровнем для специалиста. Обязательным моментом будет и проведение бесплатного chemistry-интервью, чтобы понять, есть ли контакт между коучем и его клиентом».

Товар лицом

«Самый эффективный способ привлечения новых клиентов — это много и хорошо работать, других я не знаю. Опыт и репутация важны в первую очередь», — говорит Екатерина Подвальная. Есть и другие возможности заявить о себе. Едва ли не лучшая — наличие книг, выпущенных в ведущих издательствах, или как минимум большое количество статей, регулярно выходящих в именитых деловых СМИ, подчеркивает Константин Бакшт. «Профессиональные блоги также подойдут, — добавляет он. — Главное — книги, статьи и блоги должны отражать наличие у коуча мощных технологий, которые позволят ему эффективно решить нужную вам задачу».

Опытные коучи уделяют внимание выбору правильного канала работы с потенциальными клиентами. «Статьи, работа с НКО, ведение собственных блогов — действенные пути продвижения и позиционирования коуча, но важно учитывать аудиторию, в которую он целит. Сотрудничество с бизнес-школами и работа на программах МВА — отличный канал продвижения», — констатирует Екатерина Подвальная. Примером успешного позиционирования в социальных сетях эксперт называет карьерного коуча Анну Данишевскую: «Она сделала профессиональную страницу в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), где пишет «истории». Это тоже эффективный канал, поэтому аудитория Данишевской есть не только в Израиле, где коуч живет постоянно».

«Любая статья должна быть не просто полезна: нужно найти отклик у людей именно в той нише, в которой коуч хочет быть востребован», — соглашается директор по развитию Международного университета Global Coaching Ольга Будруева. «Социальные сети — прекрасная платформа, чтобы, адресно обратившись к потенциальной аудитории, быстро наработать базу и продемонстрировать предметную экспертизу. Выбирая коуча для отдела продаж, мы специально мониторили потенциальных кандидатов в соцсетях», — добавляет Андрей Колочинский.

«Фальшивомонетчики рынка»

Продвижение этого типа образовательных услуг крайне затруднительно без регулярного участия в профессиональных мероприятиях с аудиторией как коучей-коллег, так и корпоративных заказчиков. «Именно там коуч может подробно, обстоятельно рассказать о своих методиках, презентовать кейсы и обратиться напрямую к подготовленной аудитории, принимающей решение о том, с кем именно работать. Правда, мероприятия, даже качественные, далеко не всегда являются гарантией отбора лучших», — комментирует тренд Константин Бакшт.

Публичные мероприятия хороши и для выявления «фальшивомонетчиков рынка»: «С недавних пор в России появилось немало спикеров, изображающих из себя молодых успешных миллиардеров. Такие «бизнесмены» любят большие аудитории и со сцены рассказывают, что «главное — просто объявить себя экспертом и этим зарабатывать, а что вы на самом деле знаете, совершенно не важно: каждый может стать долларовым миллионером!». Вот таких ребят надо обходить стороной», — иронизирует Константин Бакшт.

Опытные люди сразу вычисляют таких недобросовестных коучей, предпочитая не пользоваться услугами подобного рода. Однако отдельные физические лица, желающие найти для себя коуча впервые, нередко попадаются на удочку.

Слабость рекламы и сила соцсетей

За годы работы российский сегмент коуч-рынка выработал определенные аксиомы. Одна из них, подчеркивает Константин Бакшт, — практически полная бесполезность прямой рекламы услуг коучинга, прежде всего для корпоративного сегмента. В индивидуальном коучинге этот инструмент продвижения более действенен. «Заказчик обычно менее подготовлен и искушен, поэтому потенциально может купиться на яркую рекламу или громкие обещания. Но отдача от таких инвестиций нередко бывает отрицательной. Если вы доверились непрофессионалам, легко понести весьма существенный ущерб, а то и вовсе лишиться большей части клиентов или бизнеса», — предупреждает эксперт.

Особенно активно в последние пару лет набирает обороты продвижение в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). «В идеале профессиональный профиль в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) с платными постами и рекламой — это инструменты для зрелого коуча, который определился с аудиторией», — полагает Анна Лебедева. Однако на практике часто выходит наоборот: ресурс пестрит профайлами коучей без реального опыта и рекомендаций.

Бегом от коучинга

Популярность коуч-сегмента породила еще один тренд. Некоторые востребованные российские коучи вообще не продвигают себя в этой области и даже избегают именоваться коучами. «Они позиционируют себя профессионалами в своих, часто весьма узких, областях. Например, речь может идти о продажах в каком-то специальном сегменте типа черной металлургии или повышении узнаваемости менеджера в конкретной отрасли», — говорит Константин Бакшт. При этом, продолжает он, непосредственная работа с клиентами ведется специалистом именно в формате коучинга.

Эксперт приводит в качестве примера запуск собственной консалтинговой компании: «В тот момент я обратился за профессиональной помощью к бизнес-издателю Игорю Манну. Причина моего выбора — его книга «Маркетинг на 100%», к тому же его рекомендовали знакомые бизнесмены. Несколько лет Манн был моим наставником по стратегическому маркетингу и развитию личного бренда. Его консультации были бесценны».

При этом Игорь Манн никогда не позиционировал себя как профессиональный коуч, добавляет Константин Бакшт.

Фото: Getty Images

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

«Лучшее решение — блокировка сайтов с незарегистрированными БАДами» «Лучшее решение — блокировка сайтов с незарегистрированными БАДами»

Хакан Эртюрк о трендах и регулировании российского рынка БАДов

РБК
Элемент революции Элемент революции

Автомобильный спорт стоит на пороге революции. И имя ей – водород

ТехИнсайдер
Проект «Разработка поворотного колена с улучшенными параметрами течения» Проект «Разработка поворотного колена с улучшенными параметрами течения»

Что позволит сделать системы труб для подачи газа более удобными в использовании

Наука и Техника
В атмосфере отдыха В атмосфере отдыха

Эта маленькая, но уютная квартира находится в известном курортном месте

Идеи Вашего Дома
Органический синтез в молекулярных облаках Органический синтез в молекулярных облаках

В космосе обнаружена очередная сложная органическая молекула

Знание – сила
Спрятаться от всего мира Спрятаться от всего мира

Один из самых захватывающих маршрутов стартует на Бали и ведет к Нуса‑Тенггара

Y Magazine
Как заселяли Америку Как заселяли Америку

Когда именно и как шло расселение человека на американском континенте?

Наука и Техника
Шахматы с удочкой Шахматы с удочкой

Насколько появление доступных эхолотов изменило процесс рыбалки

ТехИнсайдер
Розовые горы Пенджикента Розовые горы Пенджикента

Личная и трогательная история Ани, основавшей бренд «Атлас мира»

Seasons of life
Как вырастить... джонджоли Как вырастить... джонджоли

Клекачки можно вырастить на участке и приготовлять джонджоли по своему вкусу

Наука и жизнь
Быстрее поездá, выше напряжение – сильнее промышленность! Быстрее поездá, выше напряжение – сильнее промышленность!

Достоинства и недостатки двух основных систем тягового электроснабжения

Наука и Техника
Русский частный космос. Наикратчайший путеводитель Русский частный космос. Наикратчайший путеводитель

Как устроена область частной космонавтики в нашей стране и что происходит сейчас

ТехИнсайдер
На новой высоте На новой высоте

Квартира непростой архитектуры, с огромной антресолью и множеством несущих балок

Идеи Вашего Дома
Ярко и со вкусом Ярко и со вкусом

Необычная, очень солнечная по настроению квартира в ярком и цветном интерьере

Идеи Вашего Дома
Битва за каждую яхту Битва за каждую яхту

Кирилл Шабалов о том, что происходит на российском брокеражном рынке

Y Magazine
Вторая планета от Солнца Вторая планета от Солнца

Верфь Heesen в июле объявила о продаже 55‑метровой яхты своему давнему клиенту

Y Magazine
НИТКА, ведущая в небо НИТКА, ведущая в небо

Что скрывается за аббревиатурой НИТКА и какого ее предназначение?

Наука и Техника
Зачем нужна астробиология? Зачем нужна астробиология?

Чем занимается астробиология, когда и как она выделилась в отдельную науку?

Знание – сила
Куда поедут российские шрот и жом Куда поедут российские шрот и жом

Пошлины на импорт продукта в ЕС могут привести к профициту на внутреннем рынке

Агроинвестор
В светлое будущее В светлое будущее

Квартира в Тюмени обустроена с перспективой, в стильном и комфортном интерьере

Идеи Вашего Дома
Яхта особого назначения Яхта особого назначения

Давайте посмотрим, что такого особенного в суперъяхте Eternal Spark

Y Magazine
Два века перемен: перипетии исторической памяти об Отечественной войне 1812 года Два века перемен: перипетии исторической памяти об Отечественной войне 1812 года

Как Отечественная война 1812 года закрепилась в сознании людей?

Знание – сила
Курс на Канны Курс на Канны

Составляем список обязательных к посещению стендов на Cannes Yachting Festival

Y Magazine
«Русагро» переработает рапс в Кузбассе «Русагро» переработает рапс в Кузбассе

На будущем предприятии ГК «Русагро» планируется перерабатывать 1 млн т рапса

Агроинвестор
Масличные пойдут в рост Масличные пойдут в рост

Урожай может сократиться, а цены на него — увеличиться

Агроинвестор
Двойные экспрессы Двойные экспрессы

В 2023–2024 на наших реках появились необычные суда – пассажирские катамараны

ТехИнсайдер
Французские и русские Сент-Илеры Французские и русские Сент-Илеры

Чем знамениты русские представители фамилии Сент-Илеров

Наука и Техника
Две классические ошибки садоводов Две классические ошибки садоводов

Что мы сплошь и рядом видим в саду? А видим мы… джунгли

Наука и жизнь
Саранча толпится на улицах Саранча толпится на улицах

Для моделирования городских потоков можно использовать саранчу

Знание – сила
Энергия для жизни Энергия для жизни

Комфортное, уютное и стильное пространство, способствующее релаксации

Идеи Вашего Дома
Открыть в приложении