Российских разработчиков отличает ярко выраженная любовь к именно разработке

РБКBiznes

Найти выход из лаборатории: как изобретательство становится процессом без конца и без результата

Российских разработчиков отличала ярко выраженная любовь не к финальному продукту своей работы, а к ее промежуточному результату — разработке. Она становилась источником производства ни с чем не сравнимого кайфа, упоения, экстаза и эйфории. Разработка оказывалась и вещью, и процессом одновременно. Это то, что стоит на столе или разбросано в лаборатории перед тобой. Но это также и процесс, временные границы которого не определены. Одно из выраженных отличий российских инноваторов заключалось в их желании сделать с помощью разработки великое и оставить след в истории, национальной или мировой.

Инновация — это единичный товар, достойный того, чтобы им заниматься. А рынок — это для других. Такой единичной вещью можно гордиться, показывать ее коллегам и людям в теме на конференциях и профессиональных выставках и получать от них признание: «это круто!», «молодцы!».

Российские технопредприниматели продолжали практиковать техники познания и усовершенствования себя, во многом схожие с техниками советского человека. Они ориентировались прежде всего на оценку своих поступков и действий небольшой значимой для них группой, которая могла оценить их достижения. «Мериться успехами» они считали возможным в узком кругу — с бывшими коллегами или людьми в теме, которые и обсуждали с ними их достижения и тем самым сооружали для них устойчивую идентичность. Это выражалось обычно в высказываниях типа: «Неважно, что результаты моей работы не приносят известности и денег, но мои коллеги знают, что я хороший специалист».

«Смотрите, вы сделали летающий стул, да? <...> Ну вот у вас есть жажда самореализации... в какой-то технической сфере. Тут вам попадается человек, который говорит вам: «Мужик, мне нужен летающий стул». Вы понимаете, что летающего стула на свете нет. И вы взяли его, сделали. Тогда два идиотских вопроса «а почему так плохо летает?» и «почему так дорого стоит?» возникнут только тогда, когда будет второй стул. А пока он один, этих вопросов нет. Вот это называется инновация, на наш взгляд. Кому-то что-то очень надо, а купить этого нельзя. Вот это инновация. А рынок — это для китайцев. Ну когда вам нужен летающий стул, их нет, ну какой это рынок?» (Эдуард, 1957 г.р.)

В подобном мире могли иметь смысл технологические качества и эффективность разработки, а капитализация или ее социальная значимость отодвигались на второй план. Достойное дело — это возможность прогнуть законы мира под себя, это запуск в ход нового интересного работающего механизма, являющего уникальное «я» создателя.

Под гнетом «бремени обязанностей» у российского инноватора возникают вопросы о том, как другие посмотрят и что скажут. Здесь становится явным напряжение, в котором живут российские технопредприниматели. Напряжение, связанное с проявлением себя внутри и вне лаборатории. Внутри лаборатории ты находишься один на один с вещью, со своей внутренней интроспекцией и самооценкой рядом с работающим или, наоборот, никак не заводящимся мотором. Все аффекты, которые ощущаются при этом, скорее всего, не отличаются от ощущений коллег в таких же лабораториях в других странах.

Технологический рынок предполагает многие составляющие: выход из приватности, разрушение границы между внутренними и внешними границами лаборатории, выставление отделенного от личности изобретения и в целом победу не лучшего, а наиболее востребованного на рынке в данный момент товара. Однако для российских технопредпринимателей сам продукт оказывается частью личности и тем проводником, который выведет эту личность на публичное рассмотрение. Поэтому он должен быть наивысшего качества и не подлежать упрощению, экспериментированию, корректировке и тем более неудаче и провалу.

«...главное, чтобы процесс шел» (Григорий, 1972 г. р., Томск).

Технопредприниматели гордились своими разработками и нередко измеряли свой успех через создание продуктов, которые кому-то нужны. При этом интересен момент не рациональной мотивации подобной гордости (по принципу «раз продукт нужен — его купят — получу прибыль»), а более сложная система аргументации. Через продукт многие технопредприниматели получали переживание «нужности» себя для человечества в целом (приятно не столько то, что тебе платят за созданный предмет, а то внутреннее ощущение, когда люди благодарят за полезную разработку).

Вне лаборатории твоя жизнь определяется практиками обличения коллективом. Мнение других вдруг неожиданно оказывается важным, а эти другие начинают оценивать самое ценное для тебя — твое творение, которое и вещь, и ты сам одновременно. На вопрос исследователей, почему не выставляют на публику результаты своей работы, один из информантов отвечает: «Вот когда будет что-то серьезное предложить мировой общественности, вот тогда я это дело сделаю» (Никита, 1984 г. р., Томск).

Доработка изобретения и себя вместе с ним — бесконечный процесс. Особенно если этому способствует внешний контекст — неопределенные политические, экономические, финансовые, нормативные и прочие обстоятельства. Разработчику проще остаться внутри лаборатории и получать все приятные ощущения, а не ставить свою личность под угрозу непризнания и стыда из-за возможного провала внешней оценки. Зачастую провалить не потому, что разработка (ее техническая производительность, например) и связанная с ней личность плохи сами по себе, а потому, что в момент явления миру разработки были проблемы во внешней среде.

Вещь так и остается внутри лаборатории, где ее бесконечно переделывают, получая удовольствие и другие признаваемые аффекты от этого процесса и периодически вынося изобретение на суд небольшой группы экспертов на рабочих встречах, семинарах и конференциях. Российские технопредприниматели играют в признание своих качеств доступными им методами. Их идентичность как профессионалов при этом не стабилизируется. Хотя они выставляют свой продукт и получают оценку себя среди узкой группы лиц, выйти на стадию публичного обличения им не удается.

Топ-100 мировых научно-технологических кластеров

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

«Участие бизнеса необходимо  на каждом этапе формирования  кадрового резерва» «Участие бизнеса необходимо  на каждом этапе формирования  кадрового резерва»

О роли бизнеса в создании кадрового потенциала для развития нефтегазовой отрасли

РБК
Связанные одной целью Связанные одной целью

Можно ли в одном организме объединить несколько разных существ?

Вокруг света
Холодец: некoтoрые любят похолоднее Холодец: некoтoрые любят похолоднее

Откуда произошел холодец и как его правильно приготовить?

КАНТРИ Русская азбука
«Казус белых» на российском рынке вина «Казус белых» на российском рынке вина

На российском винном рынке красные вина постепенно уступают место белым

РБК
Капризная, упрямая… Капризная, упрямая…

Мадмуазель мода и мсье стиль идут по жизни рука об руку

Знание – сила
На «Краю Земли» посадят 2 тыс. га яблонь На «Краю Земли» посадят 2 тыс. га яблонь

«Край Земли» хочет увеличить площадь яблоневых садов в 5,5 раза к 2040 году

Агроинвестор
Винное литературознание Винное литературознание

Как винный дух гуляет по истории литературы, в каких сюжетах и характерах

РБК
Скорпионы и лавры: говорящие детали Скорпионы и лавры: говорящие детали

10 портретов-ребусов эпохи Возрождения

Вокруг света
Встречают по одежке? Встречают по одежке?

Что скрывается за этикеткой бутылки и как дизайн влияет на восприятие продукта

РБК
Новости науки Новости науки

Масса W-бозона, сверхредкий распад частиц и избыток черных дыр

Знание – сила
Популяризация свинины Популяризация свинины

Что поможет увеличению потребления свинины

Агроинвестор
Евгеника 2.0: о бедной науке замолвите слово… Евгеника 2.0: о бедной науке замолвите слово…

Руководствуясь только логикой и фактами, ставим порочность евгеники под сомнение

Знание – сила
Кабина истребителя Кабина истребителя

Мы «полетали» на обновленном кроссовере JAECOO J7

Вокруг света
«Амбиции — ключевой фактор успеха» «Амбиции — ключевой фактор успеха»

Главный винодел Esse Наталья Дынникова о том, чему она научилась у Олега Репина

РБК
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Основы советской фантастики закладывались ещё до революции

Наука и жизнь
Даурские каникулы Даурские каникулы

Истории о свободолюбивых диких котах и их скрытном образе жизни

Наука и жизнь
Почитатели стихий Почитатели стихий

Как «лишний» первоэлемент меняет весь мир

Вокруг света
Мода бывает разной Мода бывает разной

Мода может проявляться во всем, чем занимается человечество

Знание – сила
Российские виноделы — о причине прорыва белых вин в России Российские виноделы — о причине прорыва белых вин в России

Почему наконец совершился знаковый качественный прорыв в белых винах

РБК
2024-й в артефактах: самые любопытные открытия года 2024-й в артефактах: самые любопытные открытия года

Список археологических открытий 2024 года, которые привлекли внимание

Наука и жизнь
«Вино знакомит с интересными людьми» «Вино знакомит с интересными людьми»

Тренд на белые вина был очевиден. Любители вина уходят в более легкую историю

РБК
Мода или роскошь? Право или мода? Мода или роскошь? Право или мода?

Что было в обществе до понятия моды и что такое роскошь?

Знание – сила
В глубинах Бермудского треугольника В глубинах Бермудского треугольника

Снег в глубинах океана и те, кто им питается

Наука и жизнь
Бродский и его окружение Бродский и его окружение

Размышляем о роли вина в жизни и поэзии Иосифа Бродского

РБК
Путешествия во времени и пространстве Путешествия во времени и пространстве

Немного о городе Гранада и полном роскоши дворце Альгамбра

Знание – сила
Капризы моды в храме науки Капризы моды в храме науки

Казалось бы, в сфере науки просто нет места моде. Но так ли это?

Знание – сила
Один день в долине Маадим Один день в долине Маадим

Рассказ Станислава Романова «Один день в долине Маадим»

Знание – сила
Вызов простоты Вызов простоты

Как решение абстрактной задачи угрожает всей экономике?

Вокруг света
Безалкогольное вино: что это такое и почему оно становится все популярнее Безалкогольное вино: что это такое и почему оно становится все популярнее

В чем причины взрывного роста безалкогольного вина на рынке

РБК
Зеленый древесный питон Зеленый древесный питон

Наш герой – зеленый, или древесный, питон – вид ромбических питонов

Знание – сила
Открыть в приложении