Недетские «зарубы»
15-летний Тимур Кузьмин вложил 6,5 млн руб. в баттлы атлетов из разных видов спорта
Vortex Sport проводит состязания между атлетами из различных видов спорта. Кто сильнее и выносливее — бодибилдер или самбист? Регбист или игрок в американский футбол? Каратистка или кроссфит-атлетка? Записи спортивных баттлов выкладываются на канал в YouTube (52 тыс. подписчиков и 9,2 млн просмотров на начало мая) и транслируются по кабельным каналам «Русский экстрим» и «Бокс ТВ».
Создатели и равноправные владельцы Vortex Sport — 15-летний Тимур Кузьмин и его тренер, чемпион мира по боевому самбо Артур Корчемный. С момента основания в середине 2017 года Vortex Sport провел три сезона съемок и 15 баттлов. Каждый сезон обошелся в 1,5 млн руб., всего Тимур Кузьмин вложил в компанию около 6,5 млн руб. из тех денег, которые заработал в своем первом бизнес-проекте.
В 2013 году родители Тимура отправили его учиться в США, и мальчик часто бывал в офисе компании своей старшей сестры Ксении, занятой продажей и ремонтом кофе-машин. «За мной никто особо не следил, так что я чаще всего ошивался около механиков и программистов», — вспоминает Кузьмин. Он увлекается программированием и ради шутки убедил одного из сотрудников помочь ему «перепрошить» офисную кофе-машину, сделав из нее подобие игрового автомата — она то выдавала кофе, то нет. Сестра идею оценила, но попросила ее переработать, чтобы человек не лишался чашки кофе, а получал бонус в виде, например, второй, бесплатной. Тимур сделал это, и в 2016-м бессрочную лицензию на его программное обеспечение купила компания Procon за $730 тыс., из которых $316 тыс. получил Кузьмин.
Когда в том же 2016 году Тимур вернулся в Россию, отец отправил его заниматься в клуб к Корчемному. Ему школьник и предложил партнерство в организации спортивных баттлов по типу существующих на Западе соревнований вроде Strengh Wars. «Он долго отказывался, но после двух месяцев уговоров согласился попробовать», — говорит Тимур. Юный бизнесмен вложил в проект деньги, взрослый партнер взял на себя привлечение участников и переговоры с рекламодателями. «Я видел, что парень работает «на отцепись», при этом имеет неплохой спортивный потенциал, пытался вовлечь его в тренировочный процесс, много беседовал. Однажды он выдал мне план спортивного проекта. Довольно хорошо продуманный, особенно для подростка», — рассказывает Корчемный.
Так были созданы ООО «Вортекс Спорт», которым в равных долях владеют Корчемный и Кузьмин, и АНО «Академия спорта «Вортекс Спорт», занимающаяся работой со спортивными организациями и гос-органами, — в ней интересы Тимура представляет его отец Александр.
Баттлы проходят в складском ангаре, который Vortex Sport арендует на окраине Санкт-Петербурга, «зарубы», как называют состязания сами спортсмены, ведет известный пауэрлифтер и актер Павел Бадыров. В окружении зрителей спортсмены за десять минут выполняют пять заданий: три известны заранее, два определяются карточками, которые тянут участники. Большая часть заданий — это упражнения из кроссфита: берпи, подъем ног на перекладине, подтягивание с цепью на шее, поднятие штанги или гири и т.д. За техникой выполнения упражнений следят судьи; побеждает тот, кто первым выполнит все задания.
За выход на площадку и победу атлеты получают гонорар. В среднем, победитель получает 30 тыс рублей, но гонорары отдельных самых популярных спортсменов могут доходить до нескольких сотен тысяч рублей, говорит Корчемный.
По словам Тимура, после трех сезонов баттлов Vortex Sport заработал на рекламе 3,2 млн руб. Главные рекламодатели — петербургская сеть супермаркетов «Лэнд» и производитель оборудования для кроссфита Yoosteel. По расчетам Кузьмина, Vortex Sport выйдет на окупаемость после шестого сезона съемок.
Предприниматель надеется, что проект можно будет задействовать также как рекламную площадку и канал для product placement для новых проектов, которые он готовится запустить с сестрой в России к концу 2018 года. Среди них — модульные кофейни Vortex Coffee и Vortex Food — киоски-холодильники для АЗС и офисов.
Фото: Митя Ганопольский для РБК