О, мой бот!
Дмитрий Думик создал главный конструктор чат-ботов для Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)
«Просыпайся, будем делать магазин для ботов», — летней ночью 2015-го предприниматель Дмитрий Думик будил партнера Артема Пташника. Он звонил в Москву из-за океана с важной новостью — Telegram разрешил сторонним разработчикам создавать чат-ботов, то есть программы — виртуальные ассистенты, внутри мессенджера.
Уроженец Таганрога Думик уже был серийным предпринимателем и резидентом Калифорнии. В 2012-м он вместе с партнерами запустил программу для презентаций Penxy, в 2013-м вместе с Пташником разработал «Мяту» — приложение для агрегации новостей из «ВКонтакте». За два года сервис набрал 1,5 млн пользователей, прошел акселератор 500 Startups и был куплен группой частных инвесторов.
В Telegram Думик решил делать агрегатор ботов — по аналогии с магазином приложений App Store. Он подготовил документацию, Пташник за ночь написал код. Storebot, как назвали проект, сходу объединил семь ботов. Спустя три месяца у сервиса был 1 млн пользователей. На развитие проекта потратили «несколько сотен тысяч долларов», вспоминает 32-летний Думик. Это были средства, вырученные от продажи «Мяты».
Думик и Пташник быстро поняли, что в Telegram «взлетают» боты для доставки контента и общения с пользователями. Тогда они разработали еще один продукт — конструктор ботов. С его помощью любой пользователь без навыков программирования мог «построить» виртуального помощника. Спустя два месяца созданные в конструкторе боты отправляли более 70 млн сообщений в день.
Партнеры пробовали зарабатывать на рекламе, но «она очень плохо зашла», признается Думик. До монетизации дело не дошло: в апреле 2016-го платформу для чат-ботов запустил Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) Messenger, и партнеры сконцентрировались на сервисе с аудиторией в разы больше, чем у Telegram.
Для Messenger они также запустили конструктор ботов Chatfuel. С проектом Думик и Пташник поступили в Y Combinator, от которого получили $100 тыс. инвестиций. Также в Chatfuel «от $2 млн до $5 млн» вложил пул инвесторов во главе с «Яндексом», добавляет Думик. Согласно отчетности, в феврале 2016-го «Яндекс» купил около 21% в юрлице Chatfuel за $3,5 млн. Думик не раскрывает распределение долей: «Как правило, ты отдаешь 10–30% на таком раунде за такую сумму инвестиций».
По данным на январь 2018-го, в Messenger около 200 тыс. активных ботов. По оценке Думика, на основе Chatfuel работает 59% из них, в том числе боты Uber, Adidas, Volkswagen, аккаунты Кэти Перри и The New York Times. С ботами Chatfuel общаются 60 млн уникальных пользователей ежемесячно. У сервиса две версии: платная стоит от $30 и дорожает с ростом числа пользователей, в бесплатной есть подпись «сделано в Chatfuel».
Объем выручки Думик не раскрывает. Он надеется, что в ближайшие месяцы компания достигнет точки безубыточности. «Боты будут становиться умнее, — говорит он. — Мы увидим проникновение технологии на массовый уровень». Для стартапа Дмитрий видит два пути — IPO или продажа: «Не могу сказать, что целюсь в один из этих сценариев. Бизнес для меня — средство познания мира».
Фото: из личного Архива Дмитрия Думика