О рекультивации объектов накопленного экологического ущерба

РБКJamiyat

ОАО «РЖД» — партнер проекта «Зеленая экономика»

Октябрьская железная дорога. Сестрорецк. Хрупкая и уникальная экосистема песчаных пляжей 16 балтийского побережья

Одно из важнейших «зеленых» направлений в работе ОАО «РЖД» — рекультивация объектов накопленного экологического ущерба. Компания стремится привести подобные объекты в первозданное природное состояние. Увы, но технологии переработки вредных веществ (например, фенола) пока несовершенны. Для качественной рекультивации часто необходимы годы, к тому же многие загрязненные объекты находятся вблизи крупных городов, что является дополнительным стимулом к развитию и внедрению экотехнологий и бережному использованию ресурсов.

РЖД активно заняты очисткой в том числе и сточных вод, уже являются одной из самых чистых компаний в стране. Кстати, сегодня законодательство гарантирует баланс интересов — любой компании выгодно тратиться на очистные сооружения, фильтрацию воды, устройство внутреннего замкнутого водооборота на объектах. Штрафы за несоблюдение норм гораздо выше. Работать по «зеленым» стандартам в этой области — еще и в наших экономических интересах.

Сергей Кобзев, заместитель генерального директора — главный инженер ОАО «РЖД»

ОАО «РЖД» всегда поддерживало инициативы, связанные с природоохраной, экологическим образованием и просветительской деятельностью на этой почве. Это естественный процесс, не требующий дополнительных стимулов со стороны государства. В первую очередь он базируется на человеческих ценностях наших сотрудников, которых — если считать с ветеранами и членами семей — сегодня около 5 млн. Любой здравомыслящий человек хочет жить в мире с чистым воздухом, чистыми водой и землей, получать эстетическое наслаждение, глядя вокруг. В РЖД таких здравомыслящих людей подавляющее большинство.

Сегодня РЖД это в первую очередь мощное производство, технические средства которого воздействуют на природу, нередко нанося ей вред. Несколько лет назад компания дала старт важным программам, чтобы снизить количество выбросов вредных веществ. В частности, в энергетической стратегии холдинга РЖД, по которой сокращается потребление угля, мазута, дров, увеличивается доля подвижного состава на электрической тяге. Сегодня Россия занимает первое место по протяженности электрифицированных железных дорог. В докладе Международного энергетического агентства «Будущее железных дорог» (Нью-Дели, январь 2019 г.) железные дороги России признаны самыми энергоэффективными в мире с учетом расхода энергии на один тонно-километр грузовых перевозок.

Меняя энергоносители на экологичные, мы также сделали стратегическую ставку на увеличение доли газа. Речь о газотурбовозах, первые образцы которых сейчас эксплуатируются на Свердловской железной дороге. Практика их использования показывает существенное снижение доли вредных выбросов. У РЖД уже есть опытный образец маневрового тепловоза, он работает на метане, и в настоящий момент продолжается наша совместная работа с машиностроителями над его двигателем. В следующем году мы ожидаем начала серийного производства двигателей такого типа на Коломенском тепловозостроительном заводе имени Куйбышева. Всего сейчас нами эксплуатируется порядка 6.5 тыс. тепловозов. Мы и далее будем заменять их на экологичные. К слову, сейчас полностью на электротяге — то есть без ущерба природе — работает Транссиб и половина БАМа.

Другая важная веха — работа с отходами производства: негодные деревянные и железобетонные шпалы, вышедший из строя щебень. По щебню есть ряд договоренностей с «Автодором», он уже используется для приготовления асфальта. Железобетонные шпалы в рамках утилизации разрушаются специальной техникой, крошка может повторно использоваться в строительных работах. А деревянные — и это описано в прошлогоднем ГОСТе — становятся одним из видов топлива, например для муниципальных котельных.

Строго соблюдать экологические стандарты выгодно и с точки зрения ведения бизнеса. Высокое положение бренда компании в экологических рейтингах, к примеру, дает возможность пользоваться заемными ресурсами по минимальным ставкам. Причем не только в России, но и за рубежом. А это очень важно: несмотря на все санкции, мы продолжаем сотрудничать с международным сообществом. Поэтому настраивать внутренние процессы, чтобы минимально воздействовать на природу, одновременно гарантируя комфортные условия для пассажиров и грузоперевозчиков — значит способствовать развитию нашего дела.

Фото: РЖД. Сергей Гусев

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

«Нельзя быть безразличным к своей профессии» «Нельзя быть безразличным к своей профессии»

Энолог винодельни «СоберБаш» о важности рейтингов и выборе профессии

РБК
Академик Петр Чумаков: вирусы позволяют увидеть раковые клетки и сформировать иммунный ответ Академик Петр Чумаков: вирусы позволяют увидеть раковые клетки и сформировать иммунный ответ

Вирусы дают надежду в лечении самых злокачественных видов рака

Наука
Чтобы изучать Вселенную, надо выходить в космос Чтобы изучать Вселенную, надо выходить в космос

Институт астрономии РАН запустит УФ-обсерваторию и создаст лунную базу

Наука и жизнь
«Прорыв» в будущее «Прорыв» в будущее

Ядерное топливо можно и нужно использовать многократно

Наука
По законам моды По законам моды

Почему предпочтения в одежде так сильно меняются из поколения в поколение?

Вокруг света
Полет Fram2 Полет Fram2

Командиром этого полета был Ван Чунь – миллионер, оплативший полет участников

Наука и техника
Устричный гриб, его собратья и однофамильцы Устричный гриб, его собратья и однофамильцы

Где растёт вёшенка и кто её лесные «однофамильцы»

Наука и жизнь
Мир экзопланет: что для космоса «норма»? Мир экзопланет: что для космоса «норма»?

Уже можно говорить о планетах необычных. Как выглядят «обычные» – установлено

Наука и техника
Евпатория Евпатория

Евпатория — город, существующий во многих измерениях

Знание – сила
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Сказочная повесть — фантастика с просветительской задачей

Наука и жизнь
Человек уже не тот Человек уже не тот

Как эволюция продолжает нас менять, и нужно ли это человечеству

Вокруг света
Рельсы стратегического направления Рельсы стратегического направления

Байкало-Амурская магистраль — детище русско-японской и последующих войн

Наука
Жабрей и зябра, они же пикульники Жабрей и зябра, они же пикульники

Пикульники — настоящие джентльмены среди растения, хотя и каждый со своим нравом

Наука и жизнь
Масляное коварство Масляное коварство

Как масло для дерева может стать причиной пожара?

Наука и жизнь
Безмолвный пациент, или вакцинация в аквакультуре Безмолвный пациент, или вакцинация в аквакультуре

Кто, как и зачем вакцинирует рыб в аквахозяйствах?

Наука и жизнь
Гипотеза бабушек Гипотеза бабушек

Зачем животным старшие поколения и как они передают опыт

Вокруг света
Современные подводные лодки постройки Швеции и Нидерландов Современные подводные лодки постройки Швеции и Нидерландов

Швеция и Нидерланды: как изменилась отечественная школа подводного судостроения

Наука и техника
На Сахалине бамбук не курят На Сахалине бамбук не курят

Аккумуляторные батареи можно собрать из водорослей и высокорослых злаков

Наука
От него мы впервые узнали об антропогенном потеплении От него мы впервые узнали об антропогенном потеплении

Михаил Будыко понял, что льды Арктики будут стремительно таять, еще 55 лет назад

Наука
Греки на краю мира Греки на краю мира

Какие сокровища нашлись у северных берегов Чёрного моря, но не в Греции?

Наука и жизнь
Земля тысячи королей Земля тысячи королей

Как в Камеруне реалии современности переплетаются с наследием древности

Вокруг света
Семь крапив Семь крапив

В России окультуривают ценное, полезное, но очень жгучее растение

Наука
Когда ещё был лес… Когда ещё был лес…

Рассказ Саши Тэмлейн «Когда ещё был лес…»

Наука и жизнь
Прямоточные двигатели будущего Прямоточные двигатели будущего

Сложнейшая задача гиперзвукового движения решается с нескольких направлений

Наука
Мускулы крылатой машины – система управления Мускулы крылатой машины – система управления

Как пилот заставляет слушаться машину в десятки тонн, контролируя ее в воздухе?

Наука и техника
Атлас будущего Атлас будущего

Кто станет «человеческим паркетом» и кого ИИ оставит без работы?

Вокруг света
Багуловое сердце Багуловое сердце

Рассказы Забайкалья о том, как был сотворен их мир

Вокруг света
Не всякая поганка — гриб Не всякая поганка — гриб

Почему красивых и изящных водоплавающих птиц назвали поганками?

Наука и жизнь
Есть ли жизнь на Марсе? Есть ли жизнь на Марсе?

Пройдемся по имеющимся фактам в вопросе о жизни на Марсе

Наука и техника
Человек и мир агентов искусственного интеллекта Человек и мир агентов искусственного интеллекта

Три сценария для поддержания человеческой уникальности в мире ИИ

Наука
Открыть в приложении