Как крупный бизнес строит сотрудничество со стартапами

РБКBiznes

От «песочницы» до «фабрики» идей

Как крупный бизнес строит сотрудничество со стартапами

Подготовила Юлия Макарова

Александр Соболев, директор по стратегии и развитию бизнеса «МегаФона». Отвечает за корпоративную и функциональную стратегии компании, развитие межоператорских и отраслевых партнерств. К команде «МегаФона» присоединился в 2012 году. До этого работал в стратегическом консалтинге, в том числе в Boston Consulting Group (BCG).

Даже на фоне замедления мировой экономики объем вложений в стартапы вырос за год на 14%. Среди инвесторов много крупных компаний, заинтересованных в инновациях. По каким моделям корпорации работают со стартапами и что это дает, рассказывает директор по стратегии и развитию бизнеса «МегаФона» Александр Соболев.

Форматы сотрудничества

По данным PwC и CB Insights, в 2020 году американские стартапы привлекли рекордный объем инвестиций — $130 млрд. Это на 14% больше, чем годом ранее. В России же вложения в стартапы снизились на 19%, показало исследование Dsight. Хотя интерес к рынку, безусловно, есть: количество сделок увеличилось на 14%.

В высококонкурентных технологичных сферах, таких как финтех или телеком, компании понимают: не вкладываешься в инновации — не жди высоких темпов роста. Запрос клиентов на новейшие технологии сегодня огромен, и они могут уйти к тому, кто предложит им что-то более интересное и технологичное. При этом скорость, с которой внедряются инновации, повышенная. Стоит опоздать на несколько месяцев — и ты уже аутсайдер.

Самые активные участники этого рынка — корпорации и корпоративные фонды.

Для сотрудничества со стартапами бизнес использует несколько основных форматов.

Наиболее распространенной моделью работы со стартапами считается акселератор — интенсивная и ограниченная во времени программа прокачки «новичков». Такая модель предполагает поиск перспективных компаний на ранней стадии их развития, инвестиции в них в обмен на долю в капитале и поддержку в привлечении инвесторов следующего раунда. Акселератор может помогать своими знаниями для дальнейшего запуска продукта. По сути, корпорация инвестирует ресурсы в технологию или продукт стартапа и активно его «раскачивает», чтобы в случае успеха заработать на росте стоимости компании.

Альтернатива акселератору — «песочница». Это модель, которая прижилась у нас в «МегаФоне». В отличие от предыдущей формы в «песочницу» стартапы отбираются с одной целью — провести пилот, чтобы быстро протестировать технологию. Мотивация молодых компаний понятна — показать себя крупному клиенту и получить долгосрочный контракт. Плюсы для корпорации тоже очевидны — отсекается часть издержек, связанная с обучением, нетворкингом и приобретением доли в стартапе. Фокус «песочницы» направлен на поиск и внедрение новых решений.

На фоне «традиционных» подходов к работе со стартапами набирает популярность новая модель — венчурная студия, или венчур-билдер (от англ. Venture Builder). Это отдельная компания или подразделение внутри корпорации с задачей запуска стартапов. Если в случае акселератора или «песочницы» контроль над продуктом лишь частичный (или его нет совсем), то здесь он абсолютный — компания сама решает, какой продукт и как запускать.

За последние два года число венчур-билдеров в мире выросло в 2,5 раза — до 560, а новые игроки появляются каждый месяц. Однако российский рынок довольно консервативен, и пока венчур-билдеров в стране можно пересчитать по пальцам.

Что на практике

В «МегаФоне» мы начали активно работать со стартапами три года назад. Первым и основным направлением для нас стала «Технологическая песочница». Здесь мы смотрим технологии, оцениваем крутые идеи и «приземляем» их в компании.

С момента запуска формата в 2019 году мы отсмотрели около 3,5 тыс. стартапов и утвердили 130 пилотов. Так, в «МегаФоне» появились голосовые роботы, инструменты речевой аналитики, новые модели сохранения клиентов, мониторинг качества сети и многое другое.

В прошлом году решили опробовать новую модель и первыми среди телеком-компаний в России создали свою венчурную студию. У нас она называется «Продуктовая фабрика». Здесь мы уже не ждем идей от стартапов, а сами находим технологические тренды и определяем новые ниши для запуска продуктов. Вместе с партнером за три—шесть месяцев команда «Продуктовой фабрики» создает и тестирует прототип продукта, собирает обратную связь от клиентов, проверяет гипотезы и выпускает решение на рынок.

Первый продукт студии — голосовой ассистент Ева для обработки звонков, на которые абонент не хочет или не может сразу ответить. Сейчас Евой пользуются московские клиенты оператора, но уже осенью решение масштабируют на всю Россию.

У каждой из моделей работы со стартапами — свои сильные стороны. «Песочница» позволяет отсмотреть рынок, увидеть самое интересное и тут же опробовать новые решения на конечных потребителях. А «Продуктовая фабрика» — найти стартап под уже готовую бизнес-идею и за короткое время вывести на рынок востребованный продукт.

Но нужная идея может родиться и внутри корпорации, и в стартапе. Поэтому мне видится, что комбинация сразу нескольких форматов работы с инновациями — залог успеха.

Фото: Пресс-служба

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Семь секретов стратегии Continuous Listening Семь секретов стратегии Continuous Listening

Как создать сильную команду, которая сама будет притягивать сильных сотрудников

Forbes
Берег апельсинового цвета, или 7 чудес Кастельона Берег апельсинового цвета, или 7 чудес Кастельона

Чуть севернее Валенсии есть побережье со сладким названием Коста-дель-Асаар

Вокруг света
С деньгами на выход С деньгами на выход

Как основателю стартапа привлечь инвестора с максимальной выгодой

РБК
Точная стыковка Точная стыковка

Как правильно оформить стыки потолка и пола со стенами?

Идеи Вашего Дома
Ген перемен Ген перемен

Как биотехнологии преобразуют мир и кто за это заплатит

РБК
Лимонный остров: итальянский Капри в 10 фотокарточках Лимонный остров: итальянский Капри в 10 фотокарточках

Как выглядит остров Капри

Вокруг света
Рейтинг брендов Рейтинг брендов

Новые марки, которые стали заметны на рынке за год

Forbes
Таблетка от жадности: почему лекарства такие дорогие Таблетка от жадности: почему лекарства такие дорогие

Из чего складывается стоимость лекарств

Вокруг света
Игорь Рябенький: 7 тезисов в пользу венчурных инвестиций Игорь Рябенький: 7 тезисов в пользу венчурных инвестиций

Игорь Рябенький — о том, как оценивать стартапы, кто такие бизнес-ангелы

РБК
До следующего лета: 11 закоренелых мифов о здоровом питании До следующего лета: 11 закоренелых мифов о здоровом питании

Мифы о здоровом питании

Вокруг света
Деньги на НИИ-ЧАВО Деньги на НИИ-ЧАВО

Почему наука и бизнес в России так далеки друг от друга

РБК
Электромобили: полтора века истории Электромобили: полтора века истории

Машины с электрической тягой сегодня не кажутся чем-то диковинным

Вокруг света
Считать с умом: как ЖКХ осваивает новые ИТ-решения Считать с умом: как ЖКХ осваивает новые ИТ-решения

Спрос на интеллектуальные решения для ЖКХ растет по всему миру

РБК
История изобретения: кольцо на консервной банке История изобретения: кольцо на консервной банке

Как появилось кольцо на консервной банке?

Вокруг света
Выйти из тени Выйти из тени

Правдивые факты о том, как уберечь кожу от опасного воздействия ультрафиолета

Playboy
10 символов, зашифрованных в картине «Сад земных наслаждений» 10 символов, зашифрованных в картине «Сад земных наслаждений»

В картинах благоверного католика Босха зашифрованы убеждения тайного еретика

Вокруг света
О птицах и людях О птицах и людях

Что делать, если животные отказываются жить по правилам, введенным человеком

Forbes
Триумф воли: можно ли научиться управлять силой воли Триумф воли: можно ли научиться управлять силой воли

Почему одним все, а другим ничего?

Вокруг света
Сажаем на клей Сажаем на клей

Методы приклеивания ПВХ-покрытий

Идеи Вашего Дома
Фонд физтехов Фонд физтехов

Петр Лукьянов управляет деньгами российских бизнесменов — выпускников МФТИ

Forbes
Советская классика: форшмак по-еврейски Советская классика: форшмак по-еврейски

Закуска, в которой любая селедка становится благородной

Вокруг света
Кощей: разбор по косточкам Кощей: разбор по косточкам

Две возможные модели существования Кощея Бессмертного

Вокруг света
Зеленый конвейер Зеленый конвейер

Основатель производителя электрокаров Arrival возглавил рейтинг Forbes

Forbes
Теневая экономика: главные обитатели коралловых рифов и их роли в подводном обществе Теневая экономика: главные обитатели коралловых рифов и их роли в подводном обществе

Разноцветный подводный мир только человеку кажется безмятежным

Вокруг света
Законы муравейника: как муравьи научились оперировать абстрактными понятиями и выбирать профессию Законы муравейника: как муравьи научились оперировать абстрактными понятиями и выбирать профессию

За последние годы муравьи успели удивить ученых

Вокруг света
Манипулируй этим: 7 психологических уловок, против которых бессилен наш мозг Манипулируй этим: 7 психологических уловок, против которых бессилен наш мозг

Список «багов» в нашем сознании, которые позволяют нами манипулировать

Вокруг света
Старый способ обогнуть мир Старый способ обогнуть мир

Жизнь учебного парусника «Мир», который отправится в свою первую кругосветку

Вокруг света
Инфографика: сколько в мире сайтов Инфографика: сколько в мире сайтов

За 30 лет существования интернета количество сайтов приблизилось к 2 миллиардам

Вокруг света
Ход слоном: история одного подарка Ход слоном: история одного подарка

Однажды Харун ар-Рашид подарил Карлу Великому огромного элефанта

Вокруг света
ДТП вековой давности: история одного фото ДТП вековой давности: история одного фото

В ч/б и в цвете — можно рассмотреть все детали

Вокруг света
Открыть в приложении