Сергей Шойгу: Неприлично не знать собственную страну
К 176-летию Русского географического общества его президент рассказал о планах на будущее, некоторых особенностях сибирской охоты и о том, в каких уголках России он хотел бы побывать
Сергей Кужугетович, вот уже скоро 12 лет, как Вы возглавили Русское географическое общество. Что удалось изменить?
Я не хотел бы петь себе дифирамбы. Огромное спасибо тем замечательным людям, благодаря которым Общество сумело пережить тяжелейшие годы. Это настоящие энтузиасты, которые буквально спасли его, не бросили, получая при этом зарплаты в шесть тысяч рублей.
Когда в начале нулевых я впервые пришел в Санкт-петербургскую штаб-квартиру РГО, историческое здание на Казанском острове, с которым связаны имена Сергея Юльевича Витте и Петра Аркадьевича Столыпина, сдавалось в аренду дюжине разных организаций. Я спросил у тогдашнего начальства, какие средства поступают от аренды, ведь на эти деньги можно много полезного сделать.
– Мы с них плату не берем, – ответили мне.
– Почему?
– Понимаете, они занимаются туризмом, а туризм – это ведь тоже продвижение географии... Кто помнит, как в те годы делался бизнес, поймут, в чем дело. Просто брали наличные и...
Зашел в архив: по стенке течет вода. А ведь там дневники Николая Николаевича Миклухо-Маклая и Николая Михайловича Пржевальского! Мне говорят:
– Да, к сожалению, крыша повреждена: во время войны попал снаряд...
А вода до сих пор течет!
Поначалу я не собирался заниматься Обществом. Эта идея пришла позже, когда погрузился в дела и историю РГО, увидел библиотеку и картохранилище, ознакомился с биографиями людей, которые развивали Общество в разные годы.
Тогда стало понятно, что это невероятно интересно. Не скрою, я надеюсь продолжить эту работу и после ухода с государственной службы.