Пандемия укрепит связи соседствующих государств
Внешнеэкономические условия могут способствовать наращиванию взаимных прямых инвестиций между Казахстаном и Россией.
Активное экономическое взаимодействие между Российской Федерацией и Республикой Казахстан (РК) позволит двум государствам быстрее оправиться от последствий коронакризиса, считают эксперты. В макроэкономическом прогнозе на 2021 год Евразийского банка развития (ЕАБР) отмечается, что Казахстан и Россия сегодня реализуют наиболее масштабные в Евро-Азиатском регионе антикризисные пакеты (около 8,7 и 4,5% ВВП соответственно). По оценкам ЕАБР, это позволит в 2020 году компенсировать порядка 2–3% потерь ВВП Казахстана и 1,3–2,3% — России.
Усиление деловой активности в РФ окажет дополнительную поддержку экономике Казахстана в 2021–2022 годах, и наоборот, прогнозируют в ЕАБР. У наших стран высокий уровень взаимозависимости и совпадающие и дополняющие друг друга экономические интересы, отмечает посол Республики Казахстан в России Ермек Кошербаев.
Страны, как участники единого рынка в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), могут ускорить процесс восстановления, сократив сохраняющиеся торговые препятствия, считает аналитик Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Евгений Гранкин: «Это особенно важно для быстрого восстановления взаимной торговли в период коронакризиса».
Мягкое падение
Экономика Казахстана, по прогнозам ЕАБР, в целом пострадает в меньшей степени. Снижение ВВП по итогам года ожидается на уровне 3% (для сравнения: в России — 4%, Армении — 6,4%, Киргизии — 7,5%). И при благоприятном сценарии этот показатель может вернуться почти к докризисному (4,4 против 4,5% в 2019-м) уже в следующем году.
По итогам десяти месяцев спад ВВП в Казахстане составил 2,9%. Потребительский и инвестиционный спрос ограничивают частные карантинные меры, приостановка инвестиционных проектов, снижение объемов рыночного кредитования и реальных доходов населения, слабость внешнеэкономической активности и выполнение условий соглашения ОПЕК+ по сокращению добычи нефти, говорится в материалах ЕАБР.
Причем спад ВВП в реальном выражении в Казахстане в этом году наблюдается впервые с 1998 года, отмечает руководитель офиса рейтингового агентства АКРА в Международном финансовом центре «Астана» Аскар Елемесов. В прошлом страна, по его словам, добивалась положительной динамики ВВП даже в самые сложные годы: «Например, в отличие от большинства государств ЕАЭС и СНГ в кризисном 2015 году Казахстан продемонстрировал рост ВВП на 1,2%, в то время как в России этот показатель сократился на 1,9%, а в Белоруссии — на 3,8%».
Сравнительно небольшое сокращение экономики РК по сравнению с государствами с сопоставимым уровнем развития связано с особенностями структуры национальной экономики, говорит директор группы «Суверенные рейтинги» S&P Global Ratings Карен Вартапетов: «Здесь сравнительно низкая доля секторов услуг, малого и среднего бизнеса и более значимая роль госсектора, а также значительные меры бюджетного стимулирования».
Невозможно не сотрудничать
Казахстан занимает стратегическое положение в центре Евразии на пересечении торговых путей между Востоком и Западом, севером и югом. «Выгодными преимуществами ведения бизнеса в нашей стране являются участие в Евразийском экономическом союзе, обеспечивающее доступ к рынку из 180 млн человек, а также соседство с огромным китайским рынком», — говорит Ермек Кошербаев.
Россия — ключевой внешнеэкономический партнер Казахстана, отмечается в материалах Министерства иностранных дел РК: «Северный сосед определен в качестве приоритетной страны с точки зрения экспортного интереса и привлечения инвестиций». Россия занимает первое место по объему товарооборота (с долей 20%) и импорта в Казахстан (с долей 34,3%) и третье место по объему экспорта (с долей 9,3%) казахстанской продукции.
Накопленный объем прямых инвестиций из РК в РФ с 2005 года составил $4,3 млрд, из РФ в РК — $15,3 млрд, следует из материалов МИД РК. В Казахстане действует более 7 тыс. предприятий с российским участием и свыше 3 тыс. совместных казахстанско-российских предприятий. В общей сложности это более трети предприятий с иностранным капиталом в Казахстане, что обеспечивает России абсолютно лидирующие позиции в этой категории.
Спектр взаимных интересов широк и диверсифицирован по отраслям, отмечает посол Республики Казахстан в России: «Практически в каждом случае речь идет об углублении промышленной кооперации между двумя странами, когда долгосрочными бенефициарами таких совместных проектов являются и казахстанская, и российская экономики». Активную деятельность в Казахстане ведут госкорпорация «Росатом», компании «Роснефть», «Газпром», ЛУКОЙЛ, «Евраз», «Сбер», «Трансмашхолдинг», «Русал», «Северсталь», «Мечел», КамАЗ, Альфа-банк, банк ВТБ и многие другие.
Высокий потенциал сотрудничества наработан в топливно-энергетической сфере, говорится в материалах МИД РК. Активно ведется взаимодействие в секторе недропользования, в том числе по ряду морских проектов. Российские компании продолжают участвовать в разработке казахстанских месторождений Тенгиз, Королевское и Карачаганак. В рамках межгосударственного соглашения по разделу дна северной части Каспийского моря реализуются трансграничные проекты «Курмангазы» и «Центральная».
Топливно-энергетический комплекс — важнейший исторически сложившийся фундамент интеграции экономик наших стран, говорит председатель российской части Российско-казахстанского делового совета Михаил Смирнов: «Примерно три четверти добываемой в Казахстане нефти экспортируется транзитом через Россию. А через Казахстан идет транзит российской нефти в Китай». В 2018 году компании двух стран совместно с другими акционерами Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) завершили проект по расширению пропускной мощности КТК с 28,2 млн до 67 млн т нефти в год. Активизируется сотрудничество в сфере транзита и поставок природного газа.
Подписано соглашение между нефтяными компаниями «Казмунайгаз» и ЛУКОЙЛ по проекту «Аль-Фараби», находящемуся в казахстанском секторе Каспийского моря. «Сотрудничество данных компаний имеет стратегический характер, они являются партнерами в крупных проектах «Карачаганак», «Тенгиз», «Кумколь», а также в нефтетранспортном проекте КТК», — отмечает Ермек Кошербаев.
Выравниванию большого отрицательного сальдо в торговле Казахстана с Россией (баланс в 2019 году в пользу России $8,5 млрд при экспорте из Казахстана в РФ на сумму $5,6 млрд), по мнению Аскара Елемесова, будет способствовать наращивание экспорта из Казахстана в Россию качественных продуктов питания и иной сельскохозяйственной продукции. По его словам, в 2018–2019 годах Казахстан, например, вышел на первое место в мире по производству и экспорту льна, потеснив Россию и Канаду, а также вошел в топ-10 стран — поставщиков в Евросоюз органических продуктов.
Инвесторы в деле
За десять месяцев текущего года российскими инвесторами в Казахстане реализованы проекты на сумму более $100 млн. В общей сложности сейчас в стране реализуется более ста инвестиционных проектов с российским участием, отмечает Ермек Кошербаев. В частности, это строительство подземного медно-цинкового рудника на месторождении Весенне-Аралчинское в Актюбинской области Русской медной компанией и строительство солнечной электростанции на 100 МВт в Акмолинской области группой компаний «Хевел».
В июле было подписано межправительственное соглашение о строительстве завода минеральных удобрений компанией «Еврохим». Объем инвестиций составит около $1,2 млрд, мощность завода — 1 млн т удобрений в год. Реализация данного проекта создаст мультипликативный эффект в сельском хозяйстве, в секторе добычи полезных ископаемых и химической промышленности, комментирует Ермек Кошербаев.
Петербургский тракторный завод углубляет на базе Костанайского тракторного завода локализацию производства энергонасыщенных тракторов «Кировец». Проектная мощность предприятия составит 700 единиц техники в год при постепенном доведении локализации до 50% к 2025 году (3 тыс. тракторов в год), отмечает директор совместного предприятия ТОО «Костанайский тракторный завод» Динара Шукижанова: «Производство на местной площадке удешевляет стоимость техники за счет отсутствия утилизационного сбора и НДС и делает ее доступной для местных сельхозпроизводителей».
В сентябре в Костанае состоялась церемония закладки камня под строительство завода по производству чугунного литья KamLitKZ, являющегося проектом российского КамАЗа. Общий объем инвестиций составит более $200 млн. Также достигнуты соглашения о создании компанией «Татнефть» и казахстанской группой компаний «Аллюр» совместного предприятия по производству шин в Казахстане. Планируемая мощность предприятия — 3 млн легковых и легкогрузовых шин, а также 0,5 млн грузовых шин в год. Запуск производства ожидается в 2022 году.
Казахстанским инвесторам в России, в свою очередь, интересны такие направления, как добывающая и обрабатывающая промышленность, проекты в сфере АПК и пищевое производство, гостиничный бизнес и логистика. «Очевидно, что предметному интересу способствуют создаваемые в субъектах РФ благоприятные условия для иностранного капитала», — говорит посол РК в России. Так, например, растут объемы казахстанских вложений в Башкирию. Из последних проектов можно отметить работу по запуску производства полипропиленовой нити и полиэтиленовой сетки на территории особой экономической зоны «Алга» с объемом инвестиций 1,4 млрд руб. По данным Центра экономического прогнозирования Газпромбанка, в январе—июне 2020 года прямые иностранные инвестиции (ПИИ) из Казахстана в Россию составили $79 млн, что на 46% больше, чем в первом полугодии 2019-го. Казахстанский бизнес инвестирует в российские металлургические компании: например, в 2018 году KAZ Minerals приобрела медный проект «Баимская» в Чукотском автономном округе России за $900 млн, а совокупные инвестиции в проект составят около $5–6 млрд.
Несмотря на сокращение на 30% в первом полугодии притока в страну ПИИ по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, серьезные инвесторы, ориентированные на реализацию долгосрочных проектов, по словам Ермека Кошербаева, не поддались влиянию краткосрочных конъюнктурных факторов. Казахстанско-российское сотрудничество в инвестиционной сфере активно продолжается, несмотря на пандемию и глобальный кризис, отмечает посол.
Топ-5 стран-инвесторов по объему ПИИ в Казахстан в 2019 году
«Локализация решит проблему износа техники в АПК»
Сергей Серебряков, директор Петербургского тракторного завода
«Износ парка — одна из проблем аграрного сектора как в России, так и в Казахстане. Несколько лет назад возникла идея локализации на территории Казахстана производства энергонасыщенных тракторов «Кировец» К-7М, которое обеспечило бы местных аграриев взамен устаревшей, а также дорогой иностранной техники мощными современными тракторами по доступной цене. Совместно с правительством Республики Казахстан было принято решение о крупноузловой сборке из наших машинокомплектов с последующим углублением локализации. Власти помогли с поиском площадки, подбором персонала, предоставили руководителям хозяйств набор финансовых инструментов. Нашим партнером и соинвестором со стороны Казахстана выступил «АгромашХолдинг KZ». Общий объем инвестиций составил 7,3 млрд тенге.
В октябре исполнился год с начала реализации проекта. Тракторы пользуются стабильным спросом у местных аграриев: ежегодно мы реализуем 300 машин различных комплектаций, это почти 80% рынка мощной сельхозтехники.
В ближайшей перспективе — увеличение производства до 500 единиц в год, а также углубление кооперации заводов и локализации производства. Проектная мощность предприятия оценивается в 700 машин в год».
«Солнечные электростанции способствуют развитию территорий»
Игорь Шахрай, генеральный директор ГК «Хевел»
«Мировая экономика идет по пути развития возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Казахстан тоже стремится к увеличению их доли в энергобалансе страны. К 2030 году генерация республики на основе ВИЭ должна составить не менее 10% в энергосистеме, а к 2050-му — 50%, согласно концепции по переходу к «зеленой» экономике. Госполитика страны способствует привлечению международных компаний на рынок ВИЭ.
В Казахстане уже действует свыше ста объектов общей мощностью более 1500 МВт. В 2020 году в эксплуатацию введены три солнечные электростанции (СЭС) «Хевел». За последние два года наш портфель проектов в Казахстане вырос с 70 МВт солнечной генерации до 248 МВт. И мы планируем увеличить объем проектов до 300 МВт.
Помимо уже действующих СЭС в Алматинской и Акмолинской областях, в том числе одной из крупнейших в СНГ — «Нура», ведется строительство еще пяти станций в Туркестанской и Кызылординской областях. Ввод их в эксплуатацию запланирован на начало 2021 года.
Общий объем инвестиций составит 12,8 млрд руб. Наши системы увеличивают выработку электроэнергии в среднем на 20–25%».
«Казахстан — оптимальная площадка для автомобилестроения»
Сергей Когогин, генеральный директор КамАЗа
«Экспансия на внешние рынки — наш приоритет. Казахстан — крупнейший системный экспортный рынок, на котором КамАЗ работает с 1998 года. В республику поставлено более 50тыс. единиц техники. 15 тыс. произведено за последние 15 лет на местном сборочном предприятии «КамАЗ-Инжиниринг». В регионе также выстроена собственная дистрибьюторская и сервисная сеть. Казахстан — оптимальная площадка: регион имеет опыт работы в автомобилестроении и удобное географическое расположение.
Кризисный 2020 год открыл перед нами новые возможности для развития производства в Казахстане. В ближайшей перспективе мы планируем увеличить долю рынка автомобилей «КамАЗ» в республике до 50%. Осенью на местной площадке освоен выпуск седельных тягачей нового поколения К4. Планируется выпуск до 100 этих грузовиков в год, а также развитие здесь производства грузовиков поколения К5.
В сентябре на территории индустриальной зоны Костаная заложено строительство завода KamLitKZ по производству более 40 тыс. т чугунного литья в год. Здесь с применением эффективных и экологичных технологий литья будет производиться часть автокомпонентов для техники нового поколения и поставляться на КамАЗ».
Фото: Руслан Шамуков/ТАСС; пресс-служба