Предпредприниматели: чем привлекает детей русская бизнес-школа в Долине
В России не много бизнес-школ для детей. И хотя, как считают американские социологи, к предпринимательству склонны лишь 5% населения, запускать свои проекты жаждут подростки всего мира. Какие у них шансы?
Мечта родителей
Предпринимательство входит в тройку профессий, о которых россияне мечтают для своих детей, выяснили в холдинге «Ромир». Будущего, связанного с бизнесом, желают детям 15% родителей — популярнее в списке занятий оказались только врачи и юристы. Между тем подросткам остро не хватает теоретических и практических знаний о том, как запускать и развивать коммерческие проекты. «В российской сис теме образования напрочь отсутствует что-либо связанное с предпринимательством, инновациями и стартапами, — утверждает один из менторов бизнес-школы SV.Camp, созданной в Калифорнии специально для русскоязычных подростков, сооснователь инвестиционного фонда Gagarin Capital и компании Cherry Labs Николай Давыдов. — Сейчас выпускник школы — это человек, который освоил много теоретических знаний и ходит вправо-влево со своими результатами ЕГЭ без четкого понимания того, в какой вуз и на какой факультет он хотел бы поступить, чем хотел бы заниматься в будущем».
В России программ для юных предпринимателей немного. Есть, например, проект Сбербанка «Бизнес-класс» по развитию бизнес-навыков для предпринимателей и тех, кто планирует открыть свое дело; акселератор для команд школьников 8–10-х классов «Технолидеры будущего», организованный фондом инфраструктурных и образовательных программ группы «Роснано»; бизнес-школа для детей и подростков Business Kids.
Когда предпринимательству обучают основатели небольших инновационных компаний — это естественно, а вот если крупные компании, это вызывает как минимум один вопрос, говорит Денис Семыкин, сооснователь программы развития детского предпринимательства «ФудСовет»: «Навыки предпринимательства у сотрудников корпораций и у стартаперов абсолютно разные. Насколько эффективно можно обучать детей при больших компаниях? Все новое рождается в маленьких локальных компаниях, где долгосрочное планирование не нужно. Стартап — это работа в зоне постоянной неопределенности и решение задач с большим количеством неизвестных».
Три года назад в Калифорнии возникла школа для русскоязычных подростков — Silicon Valley Camp (SV.Camp). С марта этого года она предлагает обучение в режиме онлайн — дети дистанционно презентуют свои проекты и общаются с известными предпринимателями Кремниевой долины. Какие перспективы дает детям обучение в подобных бизнес-школах? На что они могут рассчитывать в будущем и с какими трудностями им придется столкнуться в реальности?
Идея для стартапа
Идея открыть SV.Camp, в которой бы русскоязычные подростки знакомились и общались с известными предпринимателями из Кремниевой долины, возникла семь лет назад. Соосновательница школы Наталья Черкашина рассказывает, что тогда вместе с мужем — управляющим партнером венчурного фонда Mindrock Capital Павлом Черкашиным — она приехала в Калифорнию, где встретилась с разными российскими предпринимателями и инвесторами. «Детей, которые мечтают открыть свое дело, хотелось вдохновить примерами этих людей, — вспоминает она. — Первое время, начиная с 2017 года, мы принимали подростков в Долине, показывали им компании, университеты, знакомили с интересными людьми».
Такая офлайн-программа стоила $5 тыс., но весной этого года по понятным причинам поездки в Долину пришлось приостановить, и возникла идея создать школу в онлайн-формате. Пробный поток Черкашина вместе с партнером Иваном Шамаевым запустила в конце марта. «Мы составили программу, попросив друзей-предпринимателей поделиться с детьми знаниями, и повесили в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) пост о том, что у нас стартует первый бесплатный курс, который будет включать пять уроков по 45 минут, один раз в неделю», — рассказывает она. Буквально в течение двух дней пришло 300 заявок от детей, из которых на первый курс взяли 110 ребят. К середине августа в SV.Camp отучились около 500 детей, до конца лета школу окончат еще 150 подростков.
После первого бесплатного курса организаторы SV.Camp для покрытия операционных расходов ввели плату — $150 за шесть недель обучения (занятий в школе уже шесть). При этом многие дети получили гранты и отучились бесплатно (на грант могут рассчитывать подростки, чья идея особенно понравилась организаторам школы либо менторам).
«Отучиться по доступной цене в режиме онлайн — большая удача для любого ребенка, поскольку в Кремниевой долине довольно дорого обходится любая образовательная программа, — говорит Черкашина. Например, знаменитый бизнес-инкубатор Y Combinator принимает меньше 1% заявок, а за обучение может взять несколько сотен тысяч долларов».
В программе участвуют подростки от 12 до 19 лет. «Работать можно было бы и с детьми более раннего возраста, но знания даются на серьезном уровне — по практикам акселераторов Долины и собственному опыту менторов, поэтому мы решили, что обозначенный нами возраст — самый оптимальный», — поясняет Черкашина. В школе детям рассказывают, как замечать проблемы и превращать их в возможности для бизнеса, как создавать свой продукт, проверять гипотезы, что такое бизнес-модели, как посчитать экономику стартапа и как выводить продукт на рынок. В конце программы в SV.Camp устраивают демодень, когда его участники представляют проекты менторам и те определяют лучших.
Все менторы участвуют по собственному желанию и не получают никакой оплаты. Среди них — Павел Черкашин и Николай Давыдов, а также операционный директор Cherry Labs Марина Давыдова и основатель сервиса inDriver Арсен Томский. «Обучение предпринимательству строится в очень разных форматах как для детей, так и для взрослых: от MBA до выходных на яхте в компании предпринимателей, — рассуждает руководитель образовательных сервисов «Яндекса» Илья Залесский. — У каждого из них свои результаты, но шести занятий в онлайн-школе вполне достаточно для профориентации ребенка в предпринимательстве и понимания, что существуют успешные компании, построенные исключительно с помощью талантов людей».
В SV.Camp иногда приходят, не имея готовой идеи или стартапа: все это можно придумать на курсе. «Дети практически никогда не создают стартапы в сфере b2b, тогда как в мире взрослых успешных b2b-стартапов в два и более раза больше, чем проектов, ориентированных на рынок потребительских товаров, — рассказывает Давыдов. — Подросткам просто не видны такие бизнесы, потому что они еще не сталкивались с этим миром. А вот консьюмерский сегмент им понятен на собственном опыте, и многие вещи они делают интуитивно».
«Проекты у детей самые разные, в идеях их никто не ограничивает, — делится Черкашина. — Один участник предложил разработать платформу для оказания психологической помощи подросткам, а другой — гитару для инвалидов. Есть также команда детей из 12 человек, которые объединились во время одного из потоков и теперь делают платформу по поиску подростков-единомышленников для открытия своего дела». По ее словам, в школе не обещают финансирования, но если менторам или организаторам SV.Camp нравится идея, они ее поддерживают. Так, подросток, который представил идею создания гитары для инвалидов, уже на первой презентации получил $1000, а детям, которые объединились для разработки платформы по поиску сверстников с предпринимательской жилкой, школа компенсирует технические расходы.
Ошибки как капитал
Ошибки детей в бизнесе очень похожи на ошибки взрослых, подмечает Давыдов. Например, они могут чрезмерно усложнить гипотезу вместо того, чтобы ее упростить. «Дети, как и взрослые, сильно верят в какую-то идею, думают, что именно она должна принести пользу потребителям, — поясняет ментор. — Польза от идеи действительно может быть, но только этого недостаточно для построения масштабируемого бизнеса».
«Подростки часто привязываются к решению проблемы как единственно верному и начинают тратить ресурсы на его воплощение», — продолжает тему еще один ментор школы, директор по инвестициям Mindrock Capital и вице-президент сообщества Университета Карнеги-Меллона в Калифорнии Ульви Рашид. Также детям иногда недостает знаний, как выявлять нужды целевой аудитории, определять ее готовность платить за тот или иной продукт или услугу. Им кажется, что от выявленной ими проблемы страдает все поколение Z, а то и весь мир, отмечает эксперт.
«Дети могут прекрасно сформулировать конечное видение продукта, разобрать профайл их будущих клиентов, посчитать предварительные метрики и даже продумать маркетинговую кампанию, — делится руководитель направления виртуальной и дополненной реальности инновационного центра в ПалоАльто Сергей Дороничев. — Однако этап создания самого продукта может ограничиваться квадратиком на слайде и фразой: «А тут мы наймем программистов, которые все сделают!» Во многих случаях это действительно может быть правдой, но тем не менее и создатели, и потенциальные инвесторы должны четко понимать, как проект будет реализован и какие риски могут возникнуть по ходу».
Впрочем, у молодого поколения есть чему и поучиться. «Подростки не боятся быть амбициозными, — рассуждает Дороничев. — Это помогает им придумывать по-настоящему визионерские проекты. И если даже сейчас реализовать их не удастся, они смогут вернуться к ним позже, когда, например, появятся соответствующие технологии».
Давыдов отмечает, что дети не видят проблем в коммерциализации: «У взрослых заниматься изобретательством часто считается круто, а коммерциализировать продукт — не круто. Из-за этого огромное количество прекрасных разработок остается на крошечных рынках или вовсе пропадает, никем не замеченное». Дети не боятся экспериментировать, в своих первых проектах они более ориентированы на процесс, чем на результат. Еще один большой плюс у молодежи — они лучше коммуницируют, замечает ментор. «Я встречал много взрослых предпринимателей, у которых проблемы с базовой коммуникацией, — говорит Давыдов. — Часто зрелые люди, которые создали успешный бизнес, не могут коротко выразить суть своего проекта. Они затрудняются написать незнакомцу и убедить его в том, что ему было бы интересно рассмотреть партнерство».
Без скидки на возраст
Многие из комментаторов считают: детская бизнес-школа — хорошее подспорье для общего развития, но того, что ее выпускники скоро станут новыми джобсами и гейтсами, ждать не стоит. «Достоверных исследований, которые бы показывали, что обучение бизнесу влияет на результаты детей в учебе и на их становление в профессиональной жизни, пока не существует, — утверждает Илья Залесский. — Из опыта работы подобных проектов мы видим, что серьезные бизнесы появляются у детей крайне редко, поэтому от учебы не стоит ожидать слишком многого». Тем не менее, замечает он, образовательные программы задают некую ролевую модель — подталкивают детей к предпринимательству.
Даже отучившись в самой престижной бизнес-школе, подростки не должны строить иллюзий, предупреждают эксперты. «Я не стал бы советовать детям запускать проекты, которые требуют инвестиций для проверки гипотез, — делится Давыдов. — На российском рынке предпринимателям с несколькими успешными опытами создания и продажи бизнесов не всегда удается получить финансирование».
Юные предприниматели могут помочь и крупным компаниям. «Завтра дети повзрослеют и смогут разрабатывать банковские продукты, учитывая разные точки зрения и потребности разных целевых групп, — резюмирует директор школы Business Kids Алия Маулешева. — При разработке продуктов они изначально будут смотреть на них с позиции предпринимателя, а не чиновника или креативщика».
Фото: Борис Жарков для РБК, из личного архива, Юлия Спиридонова для РБК