Тема номера — Хайп — Карта бизнеса
Рэп в деньгах и цифрах
Популярность рэпа в России растет не первый год, но конвертировать ее в деньги научились пока далеко не все ведущие артисты жанра. Журнал РБК попробовал составить свою версию рейтинга доходов популярных рэперов
Сумма дохода в рейтинге не равна сумме, которую на руки получает сам артист, — это скорее общая выручка бренда, за которым скрываются исполнитель и его команда. Показатель складывается из доходов, которые рэперы зарабатывают на концертах (гонорарная модель или модель самостоятельной организации выступлений), продажи и стриминга музыки (главный канал в России — сервисы iTunes и Apple Music), участия в бизнесе и рекламных кампаниях, и не учитывает доходы от закрытых корпоративных концертов, а также расходные статьи (налоги, зарплата персонала и т.д.). Для оценки годового дохода взяты данные с июня 2016 по июнь 2017 года.
Оценка основана на формуле, которую мы составили, опираясь на опрос инсайдеров индустрии — артистов, продюсеров, сотрудников лейблов, концертных и PR-директоров. Оценка носит субъективный характер и не может считаться официальной оценкой доходов исполнителей. Представители нескольких участников рейтинга не согласились с оценкой. В рейтинге не участвуют рэперы, работающие в смежных жанрах. В связи с этим в финальную версию не попали такие исполнители, как Мот, Джиган и Jah Khalib.
В рейтинге участвуют артисты, большая часть доходов которых приходится на российский рынок (поэтому в список попали украинские «Грибы» и белорус Макс Корж).
Самые кассовые
Доход за год, млн руб.*
Бизнесмены
Мало кто из рэперов занимается бизнесом, который выходит за рамки их творчества. Исключения — Тимати и Баста. Оба активно расширяют и диверсифицируют свои предпринимательские интересы. Бизнес остальных артистов, как правило, связан с музыкальной деятельностью: это либо лейблы, либо концертные агентства.
Самые гастролирующие
Несмотря на рост легальных продаж музыкального контента, концерты в России остаются основной статьей дохода для всех артистов. Большинству живые выступления приносят более 50% заработков.
Рекордсмены
Поскольку выступающие в России артисты не стремятся открыто говорить о доходах, слушателям приходится оценивать другие свидетельства популярности своих кумиров. Журнал РБК вспомнил некоторые из них.
35 тыс. зрителей посетили концерт Басты в «Олимпийском» 22 апреля 2017 года
33,2 млн пользователей составляет совокупная аудитория артистов лейбла Black Star в социальных сетях
31 322 раза поделились постом с альбомом «Грибов» «Дом на колесах ч. 1» пользователи «ВКонтакте»
665 млн просмотров набрали ролики VersusBattle с Oxxxymiron
4,5 млн руб. составил рекордный гонорар L'One за корпоративный концерт
«Чемпионы» соцмедиа
Популярность в социальных сетях — один из главных маркеров реального интереса аудитории к артисту. В России двумя главными платформами для коммуникации исполнителей со слушателями стали Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и «ВКонтакте». Обе площадки большинство рэперов также активно используют для рекламных целей.
Рекламные контракты
Тимати — единственный рэпер в России, поставивший на поток участие в рекламе. В том же направлении двигается L’One. Другие артисты обычно рекламируют бренды спортивной одежды.
Источник: данные исполнителей, данные компаний, социальные сети, «СПАРК-Интерфакс», YouTube