Беспилотные автомобили «Яндекса» уже ездят по улицам Москвы

РБКHi-Tech

Роботы на дорогах

Беспилотные автомобили «Яндекса» уже ездят по улицам Москвы

Ирина Юзбекова

Руководитель подразделения по разработке беспилотных автомобилей «Яндекса» Дмитрий Полищук показывал прототип машины Владимиру Путину осенью 2017 года. Сегодня беспилотные авто «Яндекса» на базе Toyota Prius каждый день ездят в общем потоке на улицах Москвы в тестовом режиме, пока — с испытателем за рулем. «Это крутое чувство, когда ты в первый раз едешь в такой машине», — говорит Дмитрий. Он сам участвовал в тестах — шел перед автомобилем во время тестирования езды за движущимся объектом.

Полищук родился в Архангельске, в 2002 году переехал в Москву, где учился в Институте криптографии, связи и информатики Академии ФСБ России по специальности «информационная безопасность»: «Это казалось интересным, релевантным, связанным с компьютерами». После окончания учебы Дмитрий устроился программистом в компанию — разработчика приложений для мобильных телефонов «Смартком», которую в 2007-м купил «Яндекс».

С этого момента Дмитрий работает в «Яндексе», за 11 лет он сменил несколько подразделений компании: в частности, руководил разработкой мобильных сервисов «Карты», «Навигатор», «Почта» и других. Когда в 2015-м «Яндекс» выделил в отдельное направление «Браузер», его возглавил Полищук. Он также участвовал в создании инструмента AppMetrica, который позволяет получать разработчикам статистику и аналитику внутри приложений. «Основной опыт я получил в «Картах» и мобильных сервисах», — резюмирует Дмитрий.

Заняться разработкой технологии беспилотного автомобиля «Яндекс» решил в 2016 году. Полищук вспоминает, что был одним из тех, кто «инициировал разговор на эту тему». В процессе обсуждения перспективных направлений в компании ре-шили, что беспилотный транспорт в ближайшем будущем изменит мир и повлияет на организацию логистики в городе, рассказывает Дмитрий. Осенью 2016 года «Яндекс» начал набирать сотрудников для этого проекта; сейчас над ним работают около 100 человек. Размер сделанных и будущих инвестиций в разработку беспилотного автомобиля компания не раскрывает.

«Проблема черного джипа»

«Беспилотные автомобили — это уже не фантастика, а то, что точно случится, мы в этом уверены», — убежден Дмитрий. Появление такого автомобиля на дорогах не будет вызывать удивление уже через пять— десять лет, говорит он, и у «Яндекса» есть шансы стать одним из первых, создавших работающую технологию.

У компании есть несколько прототипов беспилотников на базе Toyota Prius и один на базе Kia Soul. Модель машины не очень важна, главное — это программно-аппаратный комплекс, говорит Дмитрий. Беспилотный автомобиль оснащен камерами, которые «видят» объекты и разметку. На крыше установлено несколько лидаров кругового обзора, сканирующих пространство вокруг автомобиля, и несколько радаров, которые определяют скорость автомобилей и расстояние до них. В машине также есть датчики GPS/ГЛОНАСС и сенсоры, измеряющие, например, скорость вращения отдельных колес. Сенсоры компания закупает готовые: «Нет смысла изобретать велосипед», — говорит Дмитрий.

В мире есть много действующих прототипов беспилотных автомобилей: первопроходцем была компания Google, сейчас собственные автомобили тестируют Tesla, Uber, General Motors, Audi, Volvo и другие компании. В марте 2018 года в США произошло первое ДТП с участием беспилотника со смертельным исходом: в темноте автомобиль Uber сбил женщину, переходившую дорогу в неположенном месте. После этого компания Uber приостановила тестирование своих беспилотных авто.

Полищук предполагает, что ошибку мог допустить встроенный алгоритм автомобиля. С помощью информации с датчиков он строит модель окружающего мира, и именно создание работающего алгоритма основная задача «Яндекса». Беспилотник должен понять, где находится, распознать окружающие объекты — автомобили, пешеходов, светофоры и т.д., предсказать их поведение и следовать по заданному маршруту с учетом ситуации. В каждой из этих задач применяются компьютерное зрение, искусственный интеллект и другие технологии.

За два года работы над технологией в компании выявили много интересных задач, например «проблему большого черного джипа»: во время тестов выяснилось, что лидар плохо видел черные объекты — лазер слабо отражается от черной поверхности, и лидар мог решить, что крупного черного внедорожника перед ним нет, хотя другие сенсоры его видели, говорит Полищук.

Первое видео тестирования беспилотного автомобиля на специальном полигоне «Яндекс» опубликовал в мае 2017 года. В феврале 2018-го появилась запись, как автомобиль едет по заснеженным дорогам района Хамовники неподалеку от офиса компании, разгоняясь до 30 км/ч. «Если вы ездите только на полигоне, то можете научить машину делать это идеально, но как только вы выпустите ее в город, она въедет в препятствие, так как на полигоне нельзя учесть все разнообразие событий», — говорит Полищук.

«Очень аккуратный водитель»

Полигон для беспилотников «Яндекс» строит в Подмосковье, его площадь — 19 га, он «будет выглядеть как отдельный город с дорогами, перекрестками, светофорами», рассказывает Дмитрий. Местонахождение полигона держится в секрете, но до конца 2018 года в «Яндексе» планируют «рассказать о нем подробнее». Сборка, обслуживание и ремонт беспилотников производятся в специальном гараже, точное количество беспилотных машин в компании не раскрывают.

С начала 2018 года одна из них ежедневно выезжает на дороги Москвы, чтобы собирать данные в условиях реального города. «Но ни один человек не сможет обладать таким разнообразием знаний о том, что может происходить на дороге», — говорит Полищук о преимуществах робота-водителя. Все беспилотники делятся знаниями между собой, продолжает он: если одна машина научилась чему-то, столкнувшись с новой для себя ситуацией, это знание «прилетает» на все машины.

Сложность создания технологии управления беспилотным автомобилем состоит еще и в том, чтобы система работала всегда в любых условиях. «Алгоритмы не должны ошибаться, железо не должно подводить. Одно дело, если вы создаете мобильное приложение и оно не работает, зависает, например, на телефоне. И совсем другое, когда полторы тонны металла катятся по дороге — это уже не игрушки», — говорит Полищук. Алгоритм внутри робота-водителя должен учитывать даже то, что другие участники будут нарушать правила дорожного движения, а ему делать это категорически нельзя.

«В конечном итоге вы просто создаете очень аккуратного водителя», — говорит Дмитрий. Робот-водитель подождет, пропустит, уступит: сначала ему будет тяжело, но со временем процент поездок в городе, выполняемых в беспилотном режиме, будет расти и роботам станет проще договариваться друг с другом. Так пропускная способность дорог увеличится, и в конечном счете выиграют люди.

Фото: Дарья Малышева для РБК

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

100 самых стильных 2018 – Россия 100 самых стильных 2018 – Россия

Традиционный рейтинг самых стильных людей России

GQ
Тимур и его столица Тимур и его столица

Как Тимур стал эффективным сити-менеджером

Вокруг света
В мире смартфонов грядет революция В мире смартфонов грядет революция

Apple создает AI Phone — умного помощника

ТехИнсайдер
Гендерная трансформация АПК Гендерная трансформация АПК

Работа в сельском хозяйстве становится все более привлекательной для женщин

Агроинвестор
Болотный хлопок Болотный хлопок

Пушица — растение с мягким пушком, которое растёт на болотах

Наука и жизнь
Линия судьбы Линия судьбы

Три яхты Kismet американского миллиардера Шахида Хана

Y Magazine
Складская дюжина Складская дюжина

В корпорации Amazon сегодня трудится более чем 750 тыс. роботов

ТехИнсайдер
Джон Тиндаль и уникальные свойства паров воды: физика и метафизика Джон Тиндаль и уникальные свойства паров воды: физика и метафизика

Физик-экспериментатор Джон Тиндаль и его открытие свойств водяного пара

Знание – сила
Кочегар Кочегар

История Прохора, который трудится в необычной кочегарне

Знание – сила
Потерянные и обретенные Потерянные и обретенные

Истории пропавших шедевров напоминают сюжеты самых невероятных фильмов

Вокруг света
Давид против Голиафа Давид против Голиафа

Когда началась англо-бурская война, мало кто сомневался в её исходе

Знание – сила
ДвуАлександрие ДвуАлександрие

«ДвуАлександрие»: реформы, контрреформы, масоны, декабристы и большевики

Знание – сила
Записки из раскопа Записки из раскопа

Как жители средневекового Новгорода передавали сообщения

Вокруг света
Золотые меандры Сиинэ Золотые меандры Сиинэ

Водный и горный туризм в Якутии: путешествие от первого лица

Наука и жизнь
«Художник обидеть может каждого!» «Художник обидеть может каждого!»

Разные грани и тайны профессии от режиссера Михаила Цитриняка: конец беседы

Знание – сила
Последняя задача робототехники Последняя задача робототехники

Современные складские машины способны работать в 500 раз быстрее людей

ТехИнсайдер
Astondoa — имя собственное Astondoa — имя собственное

Портрет старейшей испанской верфи Astondoa Yachts: история и жизнь сегодняшняя

Y Magazine
Зерновой откат Зерновой откат

Как снижение технологичности посевов повлияет на производство

Агроинвестор
Дальнобойщики 2:0 Дальнобойщики 2:0

Страшно ли ехать в кабине беспилотного грузовика?

ТехИнсайдер
Зеленый свет Зеленый свет

Сегодня многие верфи разобрались в том, что же такое sustainability

Y Magazine
Степени сна Степени сна

Тест-драйв кубика для улучшения качества сна

ТехИнсайдер
Музей целой Вселенной Музей целой Вселенной

Кирхерианум: что общего у ордена иезуитов и интерактивного музея

Вокруг света
Альберт Эйнштейн и Нильс Бор Альберт Эйнштейн и Нильс Бор

Элементы сравнительного жизнеописания

Наука и жизнь
Ар деко и машинки зрения Ар деко и машинки зрения

Как ар деко нарушает законы логики и перспективы

Знание – сила
Триумф и падение Триумф и падение

Александр был уверен, что проживет долго, как подобает «божественному» царю

Знание – сила
Новая уникальная антилопа Азии Новая уникальная антилопа Азии

Уникальные саолы — редкие "единороги" из горных лесов Вьетнама

Знание – сила
Мембрана для извлечения водорода Мембрана для извлечения водорода

Мембрана из ванадиевого сплава — залог прогресс в водородной энергетике

ТехИнсайдер
Ван Эйк: в раме оптической революции Ван Эйк: в раме оптической революции

Дерево – универсальная метафора ван Эйка, основа его картин

Знание – сила
Рудознатцы Рудознатцы

Как сейчас в России ищут золото

ТехИнсайдер
Шедевр реактивного искусства Шедевр реактивного искусства

Третье поколение космических двигателей SpaceX Raptor: с прицелом на Марс

ТехИнсайдер
Открыть в приложении