Сегмент игровых ноутбуков недавно отметил свое первое десятилетие

РБКBiznes

Эволюция ноутбука — Инновации

Рынок по правилам геймеров

Сегмент игровых ноутбуков недавно отметил свое первое десятилетие. Аналитики предрекают геймерским устройствам ежегодный рост поставок свыше 20%: к 2021 году мировой объем продаж может превысить $22 млрд.

Текст Александр Кочетов

Игра на повышение

Датой рождения игровых ноутбуков как отрасли можно считать сентябрь 2006 года, когда в продажу поступил 17-дюймовый лэптоп c видеокартой Nvidia GeForce с гигабайтом памяти на борту. Сейчас подобными характеристиками могут похвастаться самые бюджетные и вовсе не игровые устройства, а тогда производителю новинки компании Alienware, чтобы набрать заветный гигабайт, пришлось встроить в первый в мире аппарат для геймеров сразу два видеоадаптера. В том же году свои ноутбуки со «взрослыми» видеокартами выпустили и другие компании, например Asus.

Спустя десятилетие ноутбуки с высокопроизводительными видеоадаптерами для игр окончательно оформились в отдельное и важное направление — наряду, скажем, с ультрабуками «для бизнесменов» или нетбуками «для студентов». Так, компания MSI вообще практически избавилась от «гражданских» лэптопов, сосредоточившись на ноутбуках и прочей технике исключительно для геймеров. В MSI поясняли такой шаг возросшей конкуренцией. И действительно: год назад к основным поставщикам лэптопов (HP, Asus, Lenovo, Acer, Apple, Toshiba) добавились новые игроки — Microsoft, Huawei и Xiaomi.

Продажи игровых лэптопов показывают впечатляющую динамику. Если в 2015 году, по данным тайваньского издания DigiTimes, мировой рынок переварил около 3,8 млн таких устройств (порядка 3% поставок всех лэптопов), то через год продажи уже превысили 4,5 млн штук.

Бонус в производительности

Очередная технологическая революция в отрасли произошла прошлым летом. Производитель видеочипов компания Nvidia выпустила новые адаптеры десятой серии для ноутбуков, после чего те стали способны тягаться по производительности с настольными игровыми станциями. В результате некоторые эксперты стали предрекать геймерским лэптопам еще более безоблачное будущее. Так, в DigiTimes со ссылкой на отраслевые источники прогнозируют, что в этом году будет продано 5,5 млн игровых устройств. А аналитики Technavio считают, что в ближайшие три года продажи геймерских ноутбуков будут ежегодно расти на 21%, в результате чего объем этого сегмента рынка может к 2021 году перевалить за $22,5 млрд. Если эти прогнозы верны, ежегодно к этому сроку будет продаваться 9 млн таких устройств, а игровые лэптопы займут 5–6% всего рынка ноутбуков (при сохранении нынешнего числа отгрузок последних).

Похожая динамика наблюдается и на российском рынке, где в 2016 году было продано, по данным GfK, игровых ноутбуков на 8 млрд руб. Это на 17% больше позапрошлогодних показателей, констатируют аналитики компании. В этом году поставки выросли еще сильнее. Согласно прогнозам GfK, по итогам 2017 года рынок вырастет до 8,8 млрд руб. По оценке гендиректора Acer в России Дмитрия Кравченко, в количественном отношении за последний год рынок игровых лэптопов вырос более чем вдвое, и сейчас каждый десятый проданный ноутбук — геймерский (еще год назад игровые устройства занимали примерно 4% всего рынка РФ). Эксперт отмечает, что в денежном выражении геймерские лэптопы занимают еще большую долю продаж, поскольку их средняя цена превышает 60 тыс. руб.

Игрок игрока видит издалека

Геймерские устройства можно отыскать на любой бюджет: цены на модели таких ноутбуков могут отличаться десятикратно. Разумеется, и предназначаются они разным категориям любителей развлечений. Так, специалисты Technavio выделяют три группы в этой аудитории: обычные (casual) игроки, садящиеся за развлечения время от времени; увлеченные граждане (hardcore gamers) и профессионалы. По данным Technavio, в 2016 году на первую группу пришлось около половины продаж игровых лэптопов в мире, а вторая категория обеспечила 39% покупок. Наконец, профи, для которых устройства являются источником заработка, купили примерно каждый десятый ноутбук.

Исследователи предрекают, что и продажи в каждой целевой группе будут расти по-разному. Так, обычные граждане ежегодно станут покупать в среднем на 9% больше геймерских устройств, в то время как увлеченные игроки станут приобретать их на 21% больше, а профессионалы — больше почти на 24%. Что касается потребителей самых дорогих моделей, то чаще всего эксперты говорят об увлеченных игроках, поясняя, что профессионалам самая мощная и дорогостоящая техника не всегда бывает нужной.

Грядущий рост поставок в DigiTimes связывают с несколькими факторами — падением цен на устройства, повышением спроса на контент в формате виртуальной реальности (VR) и популяризация киберспорта во многих странах, например в России, Китае и Южной Корее. Так, один из чемпионатов по играм Dota и Counter Strike недавно собрал в сервисе Twitch около 90 млн зрителей. Сами киберспортсмены сформировали отдельный рынок, на котором клубы устраивают трансферы игроков ценой почти четверть миллиона долларов, а в команды и игровые холдинги вкладываются крупные инвесторы — например, потративший на это $100 млн предприниматель Алишер Усманов. Дмитрий Кравченко говорит, что на фоне растущей популярности киберспорта в России вновь стали популярными компьютерные клубы, причем зачастую это большие площадки — например, в столичном Cyberspace зрительный зал вмещает 500 человек. При этом, поясняет эксперт, киберспортсмены выбирают игровые ноутбуки, а не, скажем, консоли, поскольку их производительность выше, что означает лучшее качество изображения и большее число кадров в секунду в играх. «К тому же в России игры для компьютеров стоят заметно дешевле, чем те же самые программы для консолей», — добавляет Дмитрий Кравченко. По оценке SuperData Research, через два-три года мировая аудитория киберспорта может достичь 300 млн человек — показателя, сравнимого с количеством телезрителей финала Лиги чемпионов.

В этой ситуации многие производители стремятся удивить игроков новыми сериями геймерских ноутбуков, уделяя внимание агрессивному дизайну и эксклюзивной начинке. Так, компания Lenovo представила на выставке электроники в Лас-Вегасе первую геймерскую серию Legion c четырехъядерными процессорами Intel Core i7, ускорителем Nvidia GTX 1060 и IPS-дисплеем с повышенной цветопередачей и разрешением 4К. Производитель Asus имеет для этих целей серию ROG (Republic of Gamers): на российском рынке сейчас продаются около трех десятков ее модификаций. Сконцентрировавшаяся на игроках компания MSI ежегодно представляет и по 50 новых моделей. Компания Acer выпускает для этого рынка специальную серию Predator. В этом году производитель представил мощнейший в мире ноутбук Predator 21X — с изогнутым 21-дюймовым экраном, топовым процессором i7–7820HK, сразу двумя видеоускорителями Nvidia GTX 1080, шестью динамиками и системой отслеживания взгляда Tobii. Восьмикилограммовое устройство получилось во всех смыслах мощным — для его работы требуется два блока питания. При этом его выход напомнил о релизах эксклюзивных часов: всего выпущено 300 номерных устройств, первая партия мгновенно распродалась как в России, так и на других крупнейших рынках — в Германии, США, ОАЭ. Впрочем, в Acer подумали и о геймерах, не нашедших 700 тыс. руб. на подобное устройство: за сумму в десять раз меньшую можно купить Predator Helios — ноутбук, оснащенный мощным ускорителем Nvidia GTX 1060 и IPS-матрицей. Эксперты называют этот лэптоп одним из самых конкурентоспособных в своей ценовой категории.

Фото: Getty Images Russia

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Как в России меняется ESG-стратегия Как в России меняется ESG-стратегия

Как принципы устойчивого развития влияют на индустрию, бизнес и деловые процессы

РБК
Пришел невод с одною тиной… Пришел невод с одною тиной…

Ученые из Института биологии внутренних вод РАН описали новый вид водорослей

Наука
Скрытые активы игровой индустрии Скрытые активы игровой индустрии

Какие элементы компьютерных игр могут быть защищены авторским правом

Наука и техника
Атмосфера из фтора и скалы из золота: возможное и невозможное на экзопланетах Атмосфера из фтора и скалы из золота: возможное и невозможное на экзопланетах

Могут ли где-то во Вселенной существовать планеты с атмосферой из азота и фтора?

Наука и техника
Они могут вернуться… Они могут вернуться…

Сегодня мы вспомним о видах, исчезнувших в дикой природе

Наука и техника
Возвращение из бездны Возвращение из бездны

Уникальная операция по возвращению АПЛ «Курск» из пучины

Наука и техника
Первый эсминец КНДР Первый эсминец КНДР

Вступление в строй первого многоцелевого эсминца ВМС КНДР «Чхве Хён»

Наука и техника
«Свободная страна» в колониальной Африке «Свободная страна» в колониальной Африке

Государство Либерия появилось на карте благодаря социальному эксперименту

Наука и техника
Привет из прошлого Привет из прошлого

Спускаемый аппарат межпланетной станции Космос-482 вошел в атмосферу Земли

Наука и техника
Будьте здоровы Будьте здоровы

Наночастицы для борьбы с раком и уникальная операция в Казани

Знание – сила
Сеть судного дня Сеть судного дня

Инновационная система, способная обеспечить стабильную работу транспорта

ТехИнсайдер
Скифы: наследие, не расшифрованное до конца Скифы: наследие, не расшифрованное до конца

Скифы – народ, о которых мы знаем многое, но почти ничего не понимаем

Знание – сила
Дроны и наездники Дроны и наездники

Краснодарская компания создала уникальный способ биологической защиты растений

Наука
Три кита пивной отрасли Три кита пивной отрасли

Как идет импортозамещение солода, хмеля и пивоваренного ячменя

Агроинвестор
Инженерия рекордов Инженерия рекордов

О самых ярких случаях и новейших тенденциях в сфере спорта

ТехИнсайдер
В погоне за невидимкой В погоне за невидимкой

Из чего состоит темная материя и как поймать то, что нельзя увидеть?

Наука
Разноцветные пески Калининградских пляжей Разноцветные пески Калининградских пляжей

Почему после шторма песок на Калининградском пляже становится… разноцветным?

Наука и жизнь
Скифы Северного Причерноморья: легенды и реальность Скифы Северного Причерноморья: легенды и реальность

Как греки превратили скифов в символ воинской чести и простоты

Знание – сила
День… суслика День… суслика

Я протёр глаза и приподнялся на локте: да это же суслик!

Наука и жизнь
Константин Романов: «ИИ-агенты превратились в стратегический актив бизнеса» Константин Романов: «ИИ-агенты превратились в стратегический актив бизнеса»

Как меняется работа человека в эпоху ИИ

РБК
Окаменелости — у порога Окаменелости — у порога

Мы привыкли думать, что научные чудеса происходят где-то далеко...

Наука и жизнь
Эволюция бургера Эволюция бургера

Почему бывший американский фастфуд в России растет как на дрожжах

РБК
Путь героя Путь героя

По земле богов и героев, по следам Тесея

Вокруг света
Удивительный и животворный трепанг Удивительный и животворный трепанг

Древние императоры пили настой трепанга как эликсир молодости и долголетия

Знание – сила
Заплатка для мозга Заплатка для мозга

Искусственно выращенные клетки головного мозга реагируют на импульсы друг друга

Наука
Есенин: божественный бросок вперед Есенин: божественный бросок вперед

Почему творчество Есенина до сих пор вызывает отклик у читателей?

Знание – сила
В борьбе за экологию В борьбе за экологию

Чем станет повышение ставок экосбора на упаковку

Агроинвестор
Жизнь с начала времён Жизнь с начала времён

Как «каменные страницы» отражает биографию планеты Земля

Наука и жизнь
Когда окаменелости были богами Когда окаменелости были богами

В ископаемых и окаменелостях нашлось место великанам, богам, духам и драконам

Вокруг света
Ежевичный холм и его обитатели Ежевичный холм и его обитатели

Выход жизни на сушу – вопрос, интересующий не только специалистов

Наука и техника
Открыть в приложении