Сегмент игровых ноутбуков недавно отметил свое первое десятилетие

РБКBiznes

Эволюция ноутбука — Инновации

Рынок по правилам геймеров

Сегмент игровых ноутбуков недавно отметил свое первое десятилетие. Аналитики предрекают геймерским устройствам ежегодный рост поставок свыше 20%: к 2021 году мировой объем продаж может превысить $22 млрд.

Текст Александр Кочетов

Игра на повышение

Датой рождения игровых ноутбуков как отрасли можно считать сентябрь 2006 года, когда в продажу поступил 17-дюймовый лэптоп c видеокартой Nvidia GeForce с гигабайтом памяти на борту. Сейчас подобными характеристиками могут похвастаться самые бюджетные и вовсе не игровые устройства, а тогда производителю новинки компании Alienware, чтобы набрать заветный гигабайт, пришлось встроить в первый в мире аппарат для геймеров сразу два видеоадаптера. В том же году свои ноутбуки со «взрослыми» видеокартами выпустили и другие компании, например Asus.

Спустя десятилетие ноутбуки с высокопроизводительными видеоадаптерами для игр окончательно оформились в отдельное и важное направление — наряду, скажем, с ультрабуками «для бизнесменов» или нетбуками «для студентов». Так, компания MSI вообще практически избавилась от «гражданских» лэптопов, сосредоточившись на ноутбуках и прочей технике исключительно для геймеров. В MSI поясняли такой шаг возросшей конкуренцией. И действительно: год назад к основным поставщикам лэптопов (HP, Asus, Lenovo, Acer, Apple, Toshiba) добавились новые игроки — Microsoft, Huawei и Xiaomi.

Продажи игровых лэптопов показывают впечатляющую динамику. Если в 2015 году, по данным тайваньского издания DigiTimes, мировой рынок переварил около 3,8 млн таких устройств (порядка 3% поставок всех лэптопов), то через год продажи уже превысили 4,5 млн штук.

Бонус в производительности

Очередная технологическая революция в отрасли произошла прошлым летом. Производитель видеочипов компания Nvidia выпустила новые адаптеры десятой серии для ноутбуков, после чего те стали способны тягаться по производительности с настольными игровыми станциями. В результате некоторые эксперты стали предрекать геймерским лэптопам еще более безоблачное будущее. Так, в DigiTimes со ссылкой на отраслевые источники прогнозируют, что в этом году будет продано 5,5 млн игровых устройств. А аналитики Technavio считают, что в ближайшие три года продажи геймерских ноутбуков будут ежегодно расти на 21%, в результате чего объем этого сегмента рынка может к 2021 году перевалить за $22,5 млрд. Если эти прогнозы верны, ежегодно к этому сроку будет продаваться 9 млн таких устройств, а игровые лэптопы займут 5–6% всего рынка ноутбуков (при сохранении нынешнего числа отгрузок последних).

Похожая динамика наблюдается и на российском рынке, где в 2016 году было продано, по данным GfK, игровых ноутбуков на 8 млрд руб. Это на 17% больше позапрошлогодних показателей, констатируют аналитики компании. В этом году поставки выросли еще сильнее. Согласно прогнозам GfK, по итогам 2017 года рынок вырастет до 8,8 млрд руб. По оценке гендиректора Acer в России Дмитрия Кравченко, в количественном отношении за последний год рынок игровых лэптопов вырос более чем вдвое, и сейчас каждый десятый проданный ноутбук — геймерский (еще год назад игровые устройства занимали примерно 4% всего рынка РФ). Эксперт отмечает, что в денежном выражении геймерские лэптопы занимают еще большую долю продаж, поскольку их средняя цена превышает 60 тыс. руб.

Игрок игрока видит издалека

Геймерские устройства можно отыскать на любой бюджет: цены на модели таких ноутбуков могут отличаться десятикратно. Разумеется, и предназначаются они разным категориям любителей развлечений. Так, специалисты Technavio выделяют три группы в этой аудитории: обычные (casual) игроки, садящиеся за развлечения время от времени; увлеченные граждане (hardcore gamers) и профессионалы. По данным Technavio, в 2016 году на первую группу пришлось около половины продаж игровых лэптопов в мире, а вторая категория обеспечила 39% покупок. Наконец, профи, для которых устройства являются источником заработка, купили примерно каждый десятый ноутбук.

Исследователи предрекают, что и продажи в каждой целевой группе будут расти по-разному. Так, обычные граждане ежегодно станут покупать в среднем на 9% больше геймерских устройств, в то время как увлеченные игроки станут приобретать их на 21% больше, а профессионалы — больше почти на 24%. Что касается потребителей самых дорогих моделей, то чаще всего эксперты говорят об увлеченных игроках, поясняя, что профессионалам самая мощная и дорогостоящая техника не всегда бывает нужной.

Грядущий рост поставок в DigiTimes связывают с несколькими факторами — падением цен на устройства, повышением спроса на контент в формате виртуальной реальности (VR) и популяризация киберспорта во многих странах, например в России, Китае и Южной Корее. Так, один из чемпионатов по играм Dota и Counter Strike недавно собрал в сервисе Twitch около 90 млн зрителей. Сами киберспортсмены сформировали отдельный рынок, на котором клубы устраивают трансферы игроков ценой почти четверть миллиона долларов, а в команды и игровые холдинги вкладываются крупные инвесторы — например, потративший на это $100 млн предприниматель Алишер Усманов. Дмитрий Кравченко говорит, что на фоне растущей популярности киберспорта в России вновь стали популярными компьютерные клубы, причем зачастую это большие площадки — например, в столичном Cyberspace зрительный зал вмещает 500 человек. При этом, поясняет эксперт, киберспортсмены выбирают игровые ноутбуки, а не, скажем, консоли, поскольку их производительность выше, что означает лучшее качество изображения и большее число кадров в секунду в играх. «К тому же в России игры для компьютеров стоят заметно дешевле, чем те же самые программы для консолей», — добавляет Дмитрий Кравченко. По оценке SuperData Research, через два-три года мировая аудитория киберспорта может достичь 300 млн человек — показателя, сравнимого с количеством телезрителей финала Лиги чемпионов.

В этой ситуации многие производители стремятся удивить игроков новыми сериями геймерских ноутбуков, уделяя внимание агрессивному дизайну и эксклюзивной начинке. Так, компания Lenovo представила на выставке электроники в Лас-Вегасе первую геймерскую серию Legion c четырехъядерными процессорами Intel Core i7, ускорителем Nvidia GTX 1060 и IPS-дисплеем с повышенной цветопередачей и разрешением 4К. Производитель Asus имеет для этих целей серию ROG (Republic of Gamers): на российском рынке сейчас продаются около трех десятков ее модификаций. Сконцентрировавшаяся на игроках компания MSI ежегодно представляет и по 50 новых моделей. Компания Acer выпускает для этого рынка специальную серию Predator. В этом году производитель представил мощнейший в мире ноутбук Predator 21X — с изогнутым 21-дюймовым экраном, топовым процессором i7–7820HK, сразу двумя видеоускорителями Nvidia GTX 1080, шестью динамиками и системой отслеживания взгляда Tobii. Восьмикилограммовое устройство получилось во всех смыслах мощным — для его работы требуется два блока питания. При этом его выход напомнил о релизах эксклюзивных часов: всего выпущено 300 номерных устройств, первая партия мгновенно распродалась как в России, так и на других крупнейших рынках — в Германии, США, ОАЭ. Впрочем, в Acer подумали и о геймерах, не нашедших 700 тыс. руб. на подобное устройство: за сумму в десять раз меньшую можно купить Predator Helios — ноутбук, оснащенный мощным ускорителем Nvidia GTX 1060 и IPS-матрицей. Эксперты называют этот лэптоп одним из самых конкурентоспособных в своей ценовой категории.

Фото: Getty Images Russia

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

От полицейских собак до «умных» хирургов От полицейских собак до «умных» хирургов

Как устроена мировая робототехника и какие модели стали хитами отрасли

РБК
«Мы уже не живем в своей колыбели» «Мы уже не живем в своей колыбели»

Чем дышит и живет Институт космических исследований РАН?

Знание – сила
Мир экзопланет: самые странные экзопланеты Мир экзопланет: самые странные экзопланеты

Как появляются пульсарные планеты, планеты-зомби и бланеты

Наука и техника
Стимулы вместо принуждения Стимулы вместо принуждения

Чем биржевая торговля сельхозпродукцией может быть интересна бизнесу

Агроинвестор
Скелетные мышцы самолета – система управления Скелетные мышцы самолета – система управления

Зачем самолетам демпферы, гидроусилители, закрылки и предкрылки?

Наука и техника
Okean в океане Okean в океане

Актуальная модельная линейка Okean интересного бренда Okean Yachts

Y Magazine
Водородное движение Водородное движение

Можно ли использовать водород как альтернативный и экологичный вид топлива?

Y Magazine
Главное – остаться незамеченным Главное – остаться незамеченным

В чем состоит военная (а возможно, и не только) хитрость стелс-технологии?

Наука и техника
«Эффект коктейля» для керамических покрытий «Эффект коктейля» для керамических покрытий

Керамика на основе карбида гафния и карбида циркония для агрессинвых сред

Наука и жизнь
Дейнотерий – слон с берегов Дона Дейнотерий – слон с берегов Дона

Слоны – одни из самых стабильных в эволюционном плане животных...

Наука и техника
Карманные мозги, что управляют всем: микроконтроллеры от первых 4-бит до IoT-революции Карманные мозги, что управляют всем: микроконтроллеры от первых 4-бит до IoT-революции

История микроконтроллеров от их зарождения до современных тенденций

Наука и техника
О пользе «бумажной волокиты» О пользе «бумажной волокиты»

На каком языке говорили евреи, вернувшиеся из вавилонского пленения?

Знание – сила
Вьетнамский вклад в импортозамещение Вьетнамский вклад в импортозамещение

Концерн TH Group открыл завод по переработке молока в Калужской области

Агроинвестор
О чем молчат рекорды HoReCa О чем молчат рекорды HoReCa

Будут ли все последствия смещения потребления с кухни в ресторан положительными?

Агроинвестор
Узорочье древних славянок Узорочье древних славянок

Древняя мода: как выглядела одежда на Руси до XIII века

Знание – сила
Круизы: новая глава Круизы: новая глава

Rei — проект 196‑метровой круизной яхты от конгломерата Viken Group

Y Magazine
Гелий Гелий

Известно, что каждый элемент имеет свой, только ему одному принадлежащий спектр

Наука и жизнь
Сделать посетителя немного исследователем Сделать посетителя немного исследователем

Что отличает современные музеи? Открытость и исследовательский подход

Знание – сила
Установка для очистки отработанных масел УОМ-3М(100) Установка для очистки отработанных масел УОМ-3М(100)

Как установка УОМ-3М(100) очищает отработанное моторное масло

Наука и техника
Автономный шестилапый робот «MICROBRO» Автономный шестилапый робот «MICROBRO»

Как создать ровер, который сам везет ваш багаж туда, куда вам нужно?

Наука и техника
Под ливнем наград Под ливнем наград

История создания кастомной яхты Benetti Kasper 7

Y Magazine
Изумрудный истребитель Изумрудный истребитель

Какой рыбак не знает зимородка, этого красавца в изумрудно-синем камзоле?

Наука и жизнь
Культура всегда со страной Культура всегда со страной

Разговор с директором Эрмитажа о роли, которую играют сейчас музеи

Знание – сила
В ожидании Меркурия В ожидании Меркурия

Меркурий единственная планета Солнечной системы без атмосферы с магнитным полем

Наука и жизнь
ФГИС вам в помощь ФГИС вам в помощь

Как работают внедренные в агроотрасль информсистемы

Агроинвестор
Величавый коровяк Величавый коровяк

Величавый коровяк: высокий, стройный, мощный, прочно вросший в землю

Наука и жизнь
Чёрные мысли на белом снегу Чёрные мысли на белом снегу

Рассказ Елены Ворон «Чёрные мысли на белом снегу»

Наука и жизнь
Терраса с видом на море Терраса с видом на море

Как выглядит Majesty 112 Terrace, продолжающая концепцию яхт Majesty

Y Magazine
Архив богини Фауны Архив богини Фауны

Зоологический музей Московского университета – «отражение самой природы»

Знание – сила
Сезон слабого зернового экспорта Сезон слабого зернового экспорта

Основная причина сокращения поставок зерна по итогам сезона 2024/25

Агроинвестор
Открыть в приложении