Сегмент игровых ноутбуков недавно отметил свое первое десятилетие

РБКBiznes

Эволюция ноутбука — Инновации

Рынок по правилам геймеров

Сегмент игровых ноутбуков недавно отметил свое первое десятилетие. Аналитики предрекают геймерским устройствам ежегодный рост поставок свыше 20%: к 2021 году мировой объем продаж может превысить $22 млрд.

Текст Александр Кочетов

Игра на повышение

Датой рождения игровых ноутбуков как отрасли можно считать сентябрь 2006 года, когда в продажу поступил 17-дюймовый лэптоп c видеокартой Nvidia GeForce с гигабайтом памяти на борту. Сейчас подобными характеристиками могут похвастаться самые бюджетные и вовсе не игровые устройства, а тогда производителю новинки компании Alienware, чтобы набрать заветный гигабайт, пришлось встроить в первый в мире аппарат для геймеров сразу два видеоадаптера. В том же году свои ноутбуки со «взрослыми» видеокартами выпустили и другие компании, например Asus.

Спустя десятилетие ноутбуки с высокопроизводительными видеоадаптерами для игр окончательно оформились в отдельное и важное направление — наряду, скажем, с ультрабуками «для бизнесменов» или нетбуками «для студентов». Так, компания MSI вообще практически избавилась от «гражданских» лэптопов, сосредоточившись на ноутбуках и прочей технике исключительно для геймеров. В MSI поясняли такой шаг возросшей конкуренцией. И действительно: год назад к основным поставщикам лэптопов (HP, Asus, Lenovo, Acer, Apple, Toshiba) добавились новые игроки — Microsoft, Huawei и Xiaomi.

Продажи игровых лэптопов показывают впечатляющую динамику. Если в 2015 году, по данным тайваньского издания DigiTimes, мировой рынок переварил около 3,8 млн таких устройств (порядка 3% поставок всех лэптопов), то через год продажи уже превысили 4,5 млн штук.

Бонус в производительности

Очередная технологическая революция в отрасли произошла прошлым летом. Производитель видеочипов компания Nvidia выпустила новые адаптеры десятой серии для ноутбуков, после чего те стали способны тягаться по производительности с настольными игровыми станциями. В результате некоторые эксперты стали предрекать геймерским лэптопам еще более безоблачное будущее. Так, в DigiTimes со ссылкой на отраслевые источники прогнозируют, что в этом году будет продано 5,5 млн игровых устройств. А аналитики Technavio считают, что в ближайшие три года продажи геймерских ноутбуков будут ежегодно расти на 21%, в результате чего объем этого сегмента рынка может к 2021 году перевалить за $22,5 млрд. Если эти прогнозы верны, ежегодно к этому сроку будет продаваться 9 млн таких устройств, а игровые лэптопы займут 5–6% всего рынка ноутбуков (при сохранении нынешнего числа отгрузок последних).

Похожая динамика наблюдается и на российском рынке, где в 2016 году было продано, по данным GfK, игровых ноутбуков на 8 млрд руб. Это на 17% больше позапрошлогодних показателей, констатируют аналитики компании. В этом году поставки выросли еще сильнее. Согласно прогнозам GfK, по итогам 2017 года рынок вырастет до 8,8 млрд руб. По оценке гендиректора Acer в России Дмитрия Кравченко, в количественном отношении за последний год рынок игровых лэптопов вырос более чем вдвое, и сейчас каждый десятый проданный ноутбук — геймерский (еще год назад игровые устройства занимали примерно 4% всего рынка РФ). Эксперт отмечает, что в денежном выражении геймерские лэптопы занимают еще большую долю продаж, поскольку их средняя цена превышает 60 тыс. руб.

Игрок игрока видит издалека

Геймерские устройства можно отыскать на любой бюджет: цены на модели таких ноутбуков могут отличаться десятикратно. Разумеется, и предназначаются они разным категориям любителей развлечений. Так, специалисты Technavio выделяют три группы в этой аудитории: обычные (casual) игроки, садящиеся за развлечения время от времени; увлеченные граждане (hardcore gamers) и профессионалы. По данным Technavio, в 2016 году на первую группу пришлось около половины продаж игровых лэптопов в мире, а вторая категория обеспечила 39% покупок. Наконец, профи, для которых устройства являются источником заработка, купили примерно каждый десятый ноутбук.

Исследователи предрекают, что и продажи в каждой целевой группе будут расти по-разному. Так, обычные граждане ежегодно станут покупать в среднем на 9% больше геймерских устройств, в то время как увлеченные игроки станут приобретать их на 21% больше, а профессионалы — больше почти на 24%. Что касается потребителей самых дорогих моделей, то чаще всего эксперты говорят об увлеченных игроках, поясняя, что профессионалам самая мощная и дорогостоящая техника не всегда бывает нужной.

Грядущий рост поставок в DigiTimes связывают с несколькими факторами — падением цен на устройства, повышением спроса на контент в формате виртуальной реальности (VR) и популяризация киберспорта во многих странах, например в России, Китае и Южной Корее. Так, один из чемпионатов по играм Dota и Counter Strike недавно собрал в сервисе Twitch около 90 млн зрителей. Сами киберспортсмены сформировали отдельный рынок, на котором клубы устраивают трансферы игроков ценой почти четверть миллиона долларов, а в команды и игровые холдинги вкладываются крупные инвесторы — например, потративший на это $100 млн предприниматель Алишер Усманов. Дмитрий Кравченко говорит, что на фоне растущей популярности киберспорта в России вновь стали популярными компьютерные клубы, причем зачастую это большие площадки — например, в столичном Cyberspace зрительный зал вмещает 500 человек. При этом, поясняет эксперт, киберспортсмены выбирают игровые ноутбуки, а не, скажем, консоли, поскольку их производительность выше, что означает лучшее качество изображения и большее число кадров в секунду в играх. «К тому же в России игры для компьютеров стоят заметно дешевле, чем те же самые программы для консолей», — добавляет Дмитрий Кравченко. По оценке SuperData Research, через два-три года мировая аудитория киберспорта может достичь 300 млн человек — показателя, сравнимого с количеством телезрителей финала Лиги чемпионов.

В этой ситуации многие производители стремятся удивить игроков новыми сериями геймерских ноутбуков, уделяя внимание агрессивному дизайну и эксклюзивной начинке. Так, компания Lenovo представила на выставке электроники в Лас-Вегасе первую геймерскую серию Legion c четырехъядерными процессорами Intel Core i7, ускорителем Nvidia GTX 1060 и IPS-дисплеем с повышенной цветопередачей и разрешением 4К. Производитель Asus имеет для этих целей серию ROG (Republic of Gamers): на российском рынке сейчас продаются около трех десятков ее модификаций. Сконцентрировавшаяся на игроках компания MSI ежегодно представляет и по 50 новых моделей. Компания Acer выпускает для этого рынка специальную серию Predator. В этом году производитель представил мощнейший в мире ноутбук Predator 21X — с изогнутым 21-дюймовым экраном, топовым процессором i7–7820HK, сразу двумя видеоускорителями Nvidia GTX 1080, шестью динамиками и системой отслеживания взгляда Tobii. Восьмикилограммовое устройство получилось во всех смыслах мощным — для его работы требуется два блока питания. При этом его выход напомнил о релизах эксклюзивных часов: всего выпущено 300 номерных устройств, первая партия мгновенно распродалась как в России, так и на других крупнейших рынках — в Германии, США, ОАЭ. Впрочем, в Acer подумали и о геймерах, не нашедших 700 тыс. руб. на подобное устройство: за сумму в десять раз меньшую можно купить Predator Helios — ноутбук, оснащенный мощным ускорителем Nvidia GTX 1060 и IPS-матрицей. Эксперты называют этот лэптоп одним из самых конкурентоспособных в своей ценовой категории.

Фото: Getty Images Russia

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Инвестиционный бизнес в эпоху высоких ставок Инвестиционный бизнес в эпоху высоких ставок

Сооснователь компании Rumberg Capital — о формировании инвестиционных стратегий

РБК
Заполняя белые места на карте Заполняя белые места на карте

Некоторые ключевые вехи экспедиционной истории РГО

Вокруг света
Слово редактора Слово редактора

На самом деле, нет более открытых миру людей, чем яхтсмены

Y Magazine
Тихая гавань русских литераторов Тихая гавань русских литераторов

Усадьбе Остафьево повезло, в ее облике с давних времен мало что менялось

Знание – сила
Лихие 900-е Лихие 900-е

Как выглядит тест-драйв автомобиля Lynk & Co 900 в Китае для иностранных граждан

Автопилот
Экологическая модернизация Экологическая модернизация

Как разные страны переосмысливают управление органическими отходами

Агроинвестор
Последняя загадка Пушкина Последняя загадка Пушкина

«Пушкин и Погорелое Городище» – тема, вынесенная на периферию пушкинистики

Знание – сила
Время биться Время биться

Как прошел один из съемочных дней фильма про «Руссо-Балт»

Автопилот
Жизнь – игра Жизнь – игра

Галантный век: как дух эпохи отражается в нескольких предметах

Вокруг света
Делянка лирохвоста Делянка лирохвоста

Большая птица-лира живет во влажных лесах восточной Австралии и Тасмании

Знание – сила
«Ползи, улитка…» «Ползи, улитка…»

Куда деться от городской суеты? Создать город без суеты!

Вокруг света
Лучше новых двух Лучше новых двух

Solaris НС от рождения приспособлен именно к российским условиям эксплуатации

Автопилот
Жизнь на колесах Жизнь на колесах

Вэнлайф в России – жизнь в поисках смысла, лета и новых впечатлений

Автопилот
Дар моря Дар моря

Креветки в панцире, похожем на черепицу, у рыбы корвины русалочий хвост

Seasons of life
Палеонтологи СПбГУ проследили эволюцию мозга крокодилов Палеонтологи СПбГУ проследили эволюцию мозга крокодилов

Ученые создали 3D-модель мозга древних параллигаторов

Знание – сила
Кентавр из моря Кентавр из моря

Может ли кентавр существовать с точки зрения биологии?

Вокруг света
Ключи от города Ключи от города

Мы даем несколько «точек входа» в Лиссабон, которые помогут понять его

Seasons of life
Он пережил и многое, и многих… Он пережил и многое, и многих…

Петр Вяземский, князь. О нем вспоминают обычно в связи с А. С. Пушкиным

Знание – сила
Усадьбы Москвы Усадьбы Москвы

Русские имения хранят множество историй, повлиявших на судьбу страны

Вокруг света
Коварный удар из-под земли Коварный удар из-под земли

«Холодная война» стала стимулом для неумеренных планов создателей оружия

Наука и техника
Бизнес на энтузиазме Бизнес на энтузиазме

Перспективы мясного скотоводства в России неоднозначные

Агроинвестор
Книга как искусство Книга как искусство

На протяжении долгих веков книга являлась главным хранителем информации

Знание – сила
Поговорим о космологии Поговорим о космологии

Пять работ, посвященных космологии, с комментариями специалиста

Знание – сила
Болотные семафоры Болотные семафоры

Дупеля летят к нам из жарких поясов экваториальной Африки...

Наука и жизнь
Наука и жизнь. Архив: 1941—1945 годы Наука и жизнь. Архив: 1941—1945 годы

О чем писали в журнале «Наука и жизнь» в годы Великой Отечественной войны?

Наука и жизнь
Компьютерное зрение: когда роботы перестали тыкать пальцем в небо? Компьютерное зрение: когда роботы перестали тыкать пальцем в небо?

Зачем нужно компьютерное зрение и какие задачи оно решает в разных сферах

Наука и техника
Скромные великаны Скромные великаны

В Португалии больше потерь и сожалений об утраченном величии, чем приобретений

Seasons of life
Испанские авианосцы на мировом рынке Испанские авианосцы на мировом рынке

Что помогло определиться с основными требованиями к универсальному авианосцу

Наука и техника
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Как в СССР подчинили фантастику пропаганде социалистических достижений

Наука и жизнь
Будет не жирно? Будет не жирно?

Какой вклад в борьбу с ожирением могут внести производители продуктов питания

Агроинвестор
Открыть в приложении