Сценарии на перспективу
Как правильно прогнозировать будущее и видеть тренды с помощью форсайта
Сейчас всем приходится привыкать к мысли, что неопределенность и нестабильность нашей жизни — это новая норма. Но это не значит, что будущее нельзя предсказать: учитывая его вариативность, можно составить наиболее предпочтительные сценарии и следовать им. А помогут в этом профессиональная методика форсайта и несколько простых техник для каждого.
Форсайт может быть полезен достаточно широкому кругу лиц: политикам и руководителям компаний, ученым и даже простым гражданам. Рассказываем, как можно провести профессиональный форсайт.
01Ответить на вопрос «Зачем?»
Определяем цели и задачи будущего исследования. Какие ключевые результаты планируется получить и для чего их дальше использовать?
Время на реализацию: одна-две недели.
Примеры.
С помощью форсайта можно:
- сформировать будущий облик сектора, компании или региона;
- определить пути развития страны или отрасли на десятилетия вперед;
- разработать стратегию развития компании или города;
- понять, на какие перспективные рынки можно выходить, а какие скоро исчезнут;
- выявить прорывные технологии;
- определить перспективные профессии и компетенции, разработать для себя «дорожную карту» личностного развития.
Ошибки.
Слишком общие цели, сильно превышающие сложность объекта (например, для корпоративного или отраслевого форсайта — попытка охватить все национальные и мировые рынки). Слишком большое внимание к деталям («давайте все пропишем заранее»).
Рекомендация гуру.
Сохраняйте разумный баланс между временем, потраченным на этот шаг, и уровнем детализации. Все равно по мере разработки форсайта подробности будут уточняться.
02Ответить на вопрос «Для кого?»
Определяем стейкхолдеров форсайта, какие у них могут быть интересы и как установить с ними коммуникацию.
Время на реализацию: 2,5–4 недели.
Примеры.
Для определения перспектив инновационного развития крупного города (например, Москвы) нужно будет вовлечь в проект представителей:
- науки (фундаментальной и прикладной);
- вузов;
- бизнеса (как традиционного, так и венчурного);
- экспертного сообщества (от урбанистов и экологов до айтишников и безопасников);
- федеральных и муниципальных органов власти;
- жителей города.
Ошибки.
Слишком «узкое» определение стейкхолдера: даже когда заказчик исследования — одна компания, в ней зачастую может быть три-пять внутренних групп влияния, и со всеми надо найти контакт.
Рекомендация гуру.
«Мы все равно не сможем на них повлиять — зачем звать?» — это неверная постановка вопроса. Задача — не столько воздействовать, сколько вовлечь, проинформировать, дать возможность самим влиять на результаты проекта. Если определить, какие цели и задачи преследует стейкхолдер, в чем его «функция полезности», и понять, как стать ее частью, вопрос мотивации и вовлеченности будет решен.
03Ответить на вопрос «Как?»
Один из самых непростых вопросов форсайта. В него входит: определение методов (математических, экспертных, связанных с креативностью, использующих большие данные и др.); оценка бюджета; формирование команды; создание списка будущих экспертов; оценка сроков; разработка «дорожной карты» проекта.
Время на реализацию: две-три недели.
Примеры.
Для форсайта перспектив применения информационных технологий в постковидном обществе можно использовать метод Дельфи, пригласив к участию не менее 200–300 представителей науки, вузов, бизнеса. На его полноценное проведение лучше заложить два-три месяца, включая разработку и пилотирование анкеты, формирование выборки и проведение самого опроса. Для форсайта агропромышленного комплекса на период до 2040 года команда должна состоять из нескольких уровней:
- ядро — специалисты по форсайту, экономисты, отраслевые эксперты (три-четыре человека);
- пул глубоких специалистов по отдельным направлениям развития АПК (10– 15 человек);
- коммуникационная площадка — широкий круг стейкхолдеров для обсуждения результатов (30–50 человек).
Ошибки.
Ставка только на математическую модель или опрос экспертов.
Рекомендация гуру.
Нужно комбинировать как минимум три группы инструментов: доказательные, экспертные и креативные.
Эксперты должны проходить жесткий отбор по четким и понятным критериям (например, для ученых это индекс цитирования в международных базах данных Web of Science и Scopus).
Можно сделать «дорожную карту» с двумя сценариями: базовым, который позволит достичь поставленных результатов, и расширенным, если будет хватать времени и бюджета. Слишком амбициозные цели могут на практике обернуться неудачей.
Одна из важных составляющих успеха — наличие в команде эксперта-синтетика, специалиста в исследуемой области с широким кругозором, способного взглянуть на область исследования «cверху».
04Реализация и ответ на вопрос «Что?»
Это один из самых трудоемких и долгих этапов форсайта. Он предполагает выполнение шагов «дорожной карты».
Время на реализацию: от двух-трех месяцев до трех лет.
Примеры.
Прогноз научно-технологического развития России до 2030 года, реализуемый по заказу Минобрнауки, опирался на десять научных методов, привлек более 2 тыс. экспертов и длился три года (о промежуточных итогах первой пятилетки прогнозов читайте на с. 23).
Форсайт перспективных рынков зерновых, проведенный по инициативе Россельхозбанка, собрал более 50 экспертов в АПК и смежных областях, использовал результаты iFORA (системы интеллектуального анализа больших данных) и был реализован менее чем за пять месяцев.
Перечень глобальных трендов развития рынка недвижимости используется как «точка отсчета» для обсуждения экспертами в рамках форсайт-сессии.
Футурологи формируют радар «джокеров» — маловероятных событий с большим потенциальным эффектом.
Ошибки.
Слабая методическая подготовка. Слишком быстрый ответ на предыдущие вопросы или их игнорирование. Как следствие — девальвирование результатов, некорректный учет ресурсов (временных, финансовых, человеческих).
Рекомендация гуру.
Все этапы намеченной «дорожной карты» нужно пройти до конца. Иногда команда или заказчик останавливают работы, удовлетворившись или разочаровавшись в отдельном шаге, но сила форсайта — в комбинации методов. Нужно помнить, что форсайт — это не только и не столько игра «угадай будущее» (хотя методы геймификации тоже активно применяются), сколько кропотливая и ответственная научная работа, нацеленная на прикладной результат.
При этом команда — один из главных ресурсов форсайта. Ей нужен особый подход, тайм-менеджмент и наставник.
05Проверка и ответ на вопрос «Что дальше?»
Речь идет об интеграции результатов форсайта в систему принятия решений заказчика и бенефициаров.
Время на реализацию: от одного месяца до нескольких лет.
Примеры.
Для разработки успешной стратегии развития банка или компании результаты форсайта должны учитывать организационную структуру, быть одобрены наблюдательным советом и переведены в формат «дорожной карты» для всех бизнес-направлений, участие которых желательно с самого начала проекта. Если вы сделали свою «дорожную карту» личностного развития, не ждите понедельника, начните ее реализовывать уже сегодня! Введите в привычку проверять каждую неделю, чего вы достигли, какие ошибки допустили.
Ошибки.
Попытки навязать результаты «сверху» так же неэффективны, как и «пустить все на самотек».
Рекомендация гуру.
Это один из наиболее важных шагов форсайта, иначе он так и останется интересным исследованием «без ног». Важно вовлечь лиц, принимающих решения, с самого начала и сразу разрабатывать результаты, которые они «увидят» и воспримут как свои.
Форсайт — это систематическая, обоснованная оценка перспектив развития технологий, науки, экономики и общества. В рамках форсайта рассматриваются глобальные тренды и внутренние возможности, а также вовлекаются все стейкхолдеры (заинтересованные стороны), формирующие это будущее.
Иллюстрация: Melissa Goy