Системный взгляд на пластик
Россия наращивает переработку пластиковых отходов. Ведущие производители переходят на вторсырье и помогают наладить его сбор внутри страны.
Пандемия COVID-19 лишь на время вернула «моду» на все одноразовое: ведущие страны неуклонно движутся по пути сокращения количества отходов и поддержки ответственного потребления. В Евросоюзе, в частности, с 2021 года вводится запрет на продажу посуды и ряда других изделий из пластика. Ярким примером системного подхода к устойчивому развитию стал принятый в этом году французский закон, регламентирующий целый комплекс мер — от установки фандоматов для сбора упаковки до создания во Франции к 2025 году системы, позволяющей перерабатывать 100% пластика.
Вызов времени, на который отвечают крупные компании-производители, — использовать уже имеющиеся пластиковые отходы для производства новой упаковки. Например, компания Henkel постоянно увеличивает долю переработанного пластика в упаковке своих продуктов. Так, ПЭТ-упаковка продуктов Syoss на 25% состоит из переработанного пластика. В этом году компания запустила целый ряд продуктов с упаковкой, на 100% состоящей из переработанного пластика, собранного на территории России. К 2025 году объем первичного пластика, получаемого из ископаемого сырья, в упаковке Henkel сократится еще на 50%. Компания — один из основателей Альянса по ликвидации пластиковых отходов (AEPW) и партнер Plastic Bank. А в июне 2020 года Henkel разместила специальную «пластиковую» облигацию: поступления от размещения облигаций — приблизительно $70 млн — будут использоваться исключительно для финансирования проектов, направленных на сокращение пластиковых отходов.
«Для того чтобы товар бытовой химии получил экомаркировку «Листок жизни», нужно, в частности, чтобы его упаковка, в том числе пластиковая, была пригодна для переработки», — говорит Евгения Кузнецова, руководитель органа по сертификации «Экологический союз», ведущий эксперт системы сертификации «Листок жизни».
Мощности по переработке пластика в России есть: работает более 80 профильных заводов, а к 2024 году их должно стать в три раза больше.
Система раздельного сбора мусора в России пока только создается. Ответственные производители активно участвуют в создании инфраструктуры сбора. В частности, сотрудники Henkel в одном из районов Перми совместно с местной компанией ООО «Буматика» наладили сбор пластика у населения. Активисты предприятия вовлекают жителей города в природоохранные инициативы — совместно убирают мусор с берегов Камы, устанавливают кормушки для птиц.
В рамках образовательного проекта «Мир исследователей Henkel» проводятся уроки для школьников по экологической тематике, на которых в увлекательной форме объясняются и возможности переработки различных видов пластика.
Компания работает с торговыми сетями: в магазинах установлены аппараты по сбору пластиковой и алюминиевой упаковки для последующей переработки. А в сентябре 2020 года Henkel запустила линейку чистящих средств с ингредиентами натурального происхождения, в том числе биоразлагаемыми поверхностно-активными веществами.
Для Henkel тема устойчивого развития играет очень важную роль, компания заботится о том, чтобы воздействие на окружающую среду было минимальным не только в момент производства продуктов, но и во время их использования, говорит Томаш Дуффек, генеральный менеджер подразделения Laundry & Home Care компании Henkel в России. «Поэтому мы много работаем над составом продуктов, меняем дизайн упаковки, внедряем в нее переработанные материалы. Наша новая линейка средств по уходу за домом Pro Nature соответствует самым высоким экологическим стандартам, что подтвердили независимые организации EU Ecolabel и «Листок жизни». И нас радует, что потребители обращают все больше внимания не только на высокое качество и функциональность наших продуктов, но и на их безопасность и экологичность», — делится Томаш Дуффек.
Фото: Getty Images Russia