Ставки на черное
Как букмекеры пережили постигшую их катастрофу
В нынешний рейтинг РБК 500 попали четыре компании, представляющие сферу беттинга (ставок на спорт) и лотерей. Это букмекеры «Лига ставок», «Фонбет» и Winline и оператор АО «Государственные спортивные лотереи».
Одним из самых удачных годов для отечественного букмекерского рынка стал 2018-й — проведение чемпионата мира по футболу в России обеспечило рынку беттинга взрывной (на 65%) рост. На фоне предшественника 2019-й выглядел скромнее, но тоже неплохо — в прошлом году президент подписал указ об отмене двойной идентификации игроков букмекерских контор (БК), разрешив пользователям верифицировать свою личность онлайн, без посещения пункта приема ставок (ППС). К тому же российских букмекеров освободили от выполнения функции налогового агента, если клиент выиграл не больше 15 тыс. руб. Сами компании начали активнее спонсировать спортивные клубы и ассоциации.
Все это повысило популярность легальных букмекеров, поставив их в один ряд по привлекательности с их офшорными коллегами, еще раньше работавшими без всякой верификации и налогов. «В прошлом году отечественное букмекерство демонстрировало прогресс, несмотря на все проблемы, связанные с несовершенным регулированием и непредсказуемостью авторов все новых законопроектов, направленных на усиление фискального прессинга отрасли», — комментирует Дарина Денисова, президент СРО «Ассоциация букмекерских контор» (СРО БК). Основатель информационно-аналитического портала «Рейтинг букмекеров» Паруйр Шахбазян считает, что совокупный оборот легального сектора в прошлом году составил более 200 млрд руб.
По данным сайта sport24, в 2019 году Россия занимала девятое место в мире по выручке букмекеров. Рынок беттинга вырос, по разным подсчетам, на 15–20%: в 2018-м совокупный объем выручки букмекеров, по информации NeoAnalitics, составил около 70 млрд руб., в 2019-м — 89,4 млрд.
«Отрасль каждый год растет, потому что в умах пользователей рынок становится все более и более понятным и выходит из тени», — поясняет бывший директор по маркетингу «Лиги ставок» и Betcity Юрий Вервекин.
Вот и в 2020 году игроки рынка предвкушали крупные спортивные мероприятия — «Евро» и Олимпиаду. Никто не поставил на то, что случится армагеддон. Именно так в отрасли восприняли период с 15 марта по середину июля, когда из-за карантина отменили почти все спортивные соревнования, а офлайновые ППС закрылись. «Букмекеры спасались киберспортом, а также так называемыми синтезированными матчами. О полном закрытии не объявила ни одна компания, однако БК «888.ru» приостановила прием ставок. Мы ожидаем возобновления работы до конца этого года», — обрисовывает положение в отрасли Шахбазян.
Подводить итоги года пока рано, но Игорь Столяров, заместитель генерального директора «Лиги ставок», оценивает общее сокращение рынка в 2020 году в 30%. Юрий Вервекин довольно оптимистичен: по его мнению, во втором полугодии 2020-го по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом будет зафиксирован рост на 30–40%. РБК поговорил с участниками и экспертами рынка о трудностях и перспективах. Разговаривать, правда, согласились не все: в «Фонбете» вежливо сообщили, что «не готовы к комментариям», в Winline на запрос редакции не ответили.
Надежда на таджикский хоккей
«Лига ставок», лидер сферы букмекерских услуг (чистая выручка компании за 2019 год, по данным РБК, составила 49,47 млрд руб.), весь предыдущий год росла вместе с рынком — на 15–20% по каждому из четырех параметров: объем выручки, число новых уникальных клиентов, количество ставок и объем оставляемых клиентами депозитов. Компания объясняет свой прошлогодний успех постоянной скрупулезной работой, ведь рынок давно насыщен, и волшебной таблетки для его взрывного роста нет, говорит заместитель гендиректора компании Игорь Столяров. Поэтому букмекер старается использовать все возможные способы эволюционного роста.
Первый — повышение популярности спортивных мероприятий. В сентябре прошлого года «Лига ставок» стала генеральным партнером Федерации регби России, в начале нынешнего — Федерации бокса. Регбисты и боксеры на рынке беттинга не столь популярны, как футболисты и хоккеисты. «Мы не просто финансируем. Разместить на сайте пару логотипов — это мертворожденное дитя. Это не нужно ни федерациям, ни нам», — поясняет Столяров. Чтобы популярность регби в России совершила, по его выражению, «квантовый скачок», «Лига ставок» договорилась с телеканалом «Матч ТВ» в качестве эксперимента поставить в эфир чемпионат по этому виду спорта (впервые в истории федерального телевидения) в обмен на выкуп рекламы внутри трансляций.
Второе важное направление работы «Лиги» — повышение социального одобрения букмекерской деятельности, которую многие обыватели все еще считают «токсичной». «Мы объясняем: сегодня спортивная индустрия развивается благодаря букмекерам. Без инвестиций и поддержки со стороны отрасли она вряд ли могла бы существовать и успешно функционировать. Посмотрите на целевые отчисления: 1,3 млрд руб. в 2019 году передали букмекеры спортивной индустрии, а в этом году будет еще больше (закон обязывает букмекеров на ежеквартальной основе делать отчисления, которые поступают в спортивные федерации и профессиональные лиги. — РБК). Букмекеры активно спонсируют спорт, являясь обладателями крупнейших контрактов. Увеличивая инвестиции в покупку рекламы для спонсорских трансляций, мы тем самым делаем хорошо и себе, и игрокам, и спортивным федерациям. У них появляется возможность встать в эфир тех каналов, куда бы они никогда в жизни без нашей поддержки не попали», — горячо рассказывает Столяров.
Когда грянул гром, «Лига», как и все легальные букмекеры, оказалась не у дел. «Все лежали на спине, болтая лапками, и не знали, что делать. Нет спорта — нет ставок! Были и такие, кто стал принимать пари на то, сколько людей умрут от коронавируса. Кто-то и вовсе ушел в серую зону онлайн-казино», — вспоминает Столяров. «Лига ставок» пошла другим путем, создавая поле для легальных ставок «из того, что было», чтобы сохранить пул клиентов. Компания совместно с футбольной и хоккейной федерациями запустила первые в истории национального спорта киберспортивные чемпионаты. «Был бешеный успех — два месяца, восемь туров, — гордится Столяров. — Мы, конечно, не окупили этот турнир, но зато дали возможность болельщикам продолжать ставить на спорт».
Частично выручали офлайн-соревнования: «Мы жили на белорусском футболе, таджикском хоккее и парагвайском теннисе, — смеется Столяров. — Понятно, что это далеко от привычной широкой линейки — было полторы-две тысячи событий в единицу времени, а тут три-четыре события». Тем не менее тот же белорусский чемпионат по футболу, по словам Дарины Денисовой, «сильно помог многим конторам удержаться на плаву».
Еще одно новшество — технология smart backing. «Нет реальных матчей — берем архивные матчи сборных России. Ставить на их результат нельзя — он уже известен, но деталей матча почти никто не помнит. И вот идет запись, и на три секунды появляется всплывающее окно с вопросом: «Правой или левой ногой спортсмен сейчас ударит по мячу?» или «Будет ли офсайд?» — поясняет Столяров. Впрочем, пока эту технологию тестировали в игровом режиме, без реальных ставок.
Игры с государством
Лотереи среди всех форм досуга, связанных с заключением пари, стоят особняком. Согласно президентскому указу от 2014 года, все они государственные: организаторами лотерей выступают Министерство спорта и Министерство финансов. Однако проведением лотерей занимаются частные компании — АО «Государственные спортивные лотереи» (закрыла прошлый год с выручкой 54,54 млрд руб.) и «Спортлото», а распространением лотерейных билетов — монополист «Столото». Все три компании контролируются холдингом S8 Capital Армена Саркисяна.
Сейчас в портфеле «Столото» 17 лотерей. Самая востребованная — «Русское лото» (35,8% от общих продаж в 2019 году). Далее идут «Гослото «4 из 20» и «Рапидо» (16,1 и 10,7% соответственно). Представители компании настроены оптимистично и видят у российского рынка существенный потенциал. «Если в 2014 году, когда был принят закон, запрещающий частные лотереи в России, лотерейные билеты покупали всего 4% населения, то в 2017 году — уже 17%, а сейчас эта цифра увеличилась почти до 30%», — рассказывает руководитель пресс-службы «Столото» Светлана Понкратова. Билеты можно приобрести более чем через 91 тыс. точек продаж во всех 85 субъектах РФ.
Конечно, пандемия ударила и по этому сегменту. Более 90% розничных точек продаж были единовременно закрыты, и чтобы предотвратить снижение целевых отчислений в бюджет, продажи были переведены в онлайн: на сайт и в мобильное приложение. «Пандемия коронавируса сказалась на продаже лотерейных билетов так же, как и на других розничных развлекательных сервисах, — признает Понкратова. — Но «Столото» уже много лет подряд уделяет особое внимание развитию онлайн-каналов продаж. И если в 2018 году лотерейные билеты в режиме онлайн покупали 39,8% участников, то в 2019-м — уже 44,5%».
В «Столото» отмечают, что представители старшего поколения привыкли приобретать типографские билеты, поскольку это традиция, идущая еще с советских времен. Поэтому в период карантина компания запустила продажу лотерейных билетов в торговой сети «Магнит» и организовала возможность выплаты выигрышей до 15 тыс. руб. в магазинах сети «Бристоль». «Тем не менее мы наблюдали перетекание постоянных участников из офлайна в онлайн. Даже в режиме самоизоляции участники не отказывались от своих привычек, поскольку для них лотерея — это понятная и интересная форма досуга», — отмечает Светлана Понкратова.
Чем сердце успокоится
Игроки рынка считают: пандемия показала, что российские букмекеры способны жить в условиях полной неопределенности и готовы к переменам. «Отрасль — это не только достаточно заметная часть российской экономики, создающая многочисленные рабочие места, уплачивающая налоги и т.д., но и в первую очередь источник внебюджетной поддержки спортивных федераций и лиг», — напоминает Антон Рожковский, председатель совета директоров ООО НКО «Мобильная карта» (развивает проект «Первый ЦУПИС», который обеспечивает движение денежных средств между игроками и букмекерами).
Сейчас рынок беттинга оживает, констатирует Дарина Денисова. «В конце второго квартала он просел процентов на 75, сейчас есть V-образный отскок, но вторая палочка буквы V будет куда более пологой, чем первая, — предсказывает Столяров. — С сентября мы видим улучшение по всем показателям. Заиграла Северная Америка, вернулись US Open, НХЛ, Национальная баскетбольная лига. Сборная России по хоккею, правда, пока ни одного матча не сыграла».
Обычно период с июля по сентябрь — время спортивного межсезонья и, соответственно, затишья на рынке ставок. Сейчас все иначе, но многие БК пока работают в ноль, компенсируя убытки месяцев локдауна.
Что до пунктов приема ставок, 15–20% которых, по оценке Вервекина, уже пали жертвой коронавируса, жалеть о них не стоит. «Акцент на онлайн-ставки делает все больше лицензионных российских БК. Соответственно, «наземный» бизнес медленно, но верно сужается. Для большинства крупных контор ППС становятся все менее значительной (а зачастую и убыточной) статьей ведения бизнеса», — говорит Денисова. Стоит также ждать выхода с рынка мелких игроков и укрепления позиций крупных. «Букмекерские конторы, у которых недостаточно развиты онлайн-направление и маркетинговый сегмент, вполне могут не осилить острую конкурентную борьбу», — предупреждает Николай Оганезов, председатель подкомитета Торгово-промышленной палаты РФ по букмекерской деятельности и тотализаторам.
«Если осенние чемпионаты не будут приостановлены, то можно прогнозировать, что 2020 год закроется с показателями, аналогичными прошлому году, а возможно, даже покажет незначительный рост», — надеется Антон Рожковский. Впрочем, Столяров обращает внимание на еще один момент: многие спортивные состязания переносятся на четвертый квартал, и даже если все они состоятся, у клиентов будет слишком большой выбор, на что ставить, а денег, отведенных на развлечения, у них в кармане не прибавится.
Самый худший вариант будущего — вторая волна пандемии. «Если соревнования будут приостановлены или отменены, это крайне болезненно ударит по российскому рынку беттинга», — считает Паруйр Шахбазян. Однако следующий год пока что можно назвать многообещающим: все спортивные события, на которые уповали букмекеры, в частности Олимпийские игры и возобновление чемпионата Европы по хоккею, перенесли на 2021-й. «Делать прогнозы проблематично, но если все пойдет, как запланировано, нас ждет бешеный успех. Если ничего этого не будет — будем сидеть в онлайне, как сейчас», — не впадает в отчаяние Столяров.
Нездоровая конкуренция
В настоящее время спонсорский рынок в России искусственно перегревается крупными букмекерскими компаниями, уверен Николай Оганезов. «Вместо прогнозируемого снижения стоимости спонсорских контрактов с ведущими футбольными командами и лигами после пандемии наблюдается кратный рост их стоимости без каких-либо причин и оснований. Такая ситуация позволяет до момента неминуемого схлопывания пузыря отжать с рынка как можно больше более слабых конкурентов, да еще и с учетом предстоящих ныне высоких расходов букмекеров по целевым отчислениям от ставок на иностранный спорт. Конкурентная борьба между букмекерами все больше приобретает нездоровые формы», — заключает эксперт.