Тема номера / Предпринимательство
Страх потеряли
Начни бизнес
«Предполагаете ли вы — самостоятельно или вместе с другими — в течение следующих трех лет организовать новый бизнес?» Этот вопрос в числе прочих каждый год задают жителям десятков стран участники проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства» (GEM). В России «да» в 2016 году ответили всего 2,1% опрошенных. Это худший результат среди всех стран — 65-е место из 65 возможных
Сам по себе этот факт еще не позволяет делать далеко идущие выводы: например, лидерами по числу желающих начать бизнес в прошлом году стали Египет и Буркина-Фасо, а соседями России — Малайзия и Испания. «Высокий индекс намерений не значит, что все они пойдут и начнут бизнес. Верно и обратное — кто-то из тех, кто не выразил такого намерения, создаст бизнес», — говорит Ольга Верховская, доцент Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета и руководитель российской части проекта GEM. Показатель, который называется «предпринимательские намерения», обозначает скорее отношение к предпринимательству, и по нему Россия держится в конце списка все десять лет, в течение которых принимает участие в мониторинге.
Для России также характерны низкая оценка собственных знаний и навыков, необходимых для создания бизнеса, и крайне пессимистичное восприятие внешней среды: люди склонны оценивать экономическую ситуацию хуже, чем она есть на самом деле, и более негативно, чем жители многих стран с более слабой экономикой. И в этом смысле ретроспективный взгляд дает на парадоксальную картину: в кризисные годы, когда ситуация не ухудшается на самом деле, люди чаще начинают собственное дело.
Во многих странах ухудшение ситуации в экономике вызывает рост предпринимательской активности, комментирует Верховская. Люди часто начинают бизнес, потеряв другие источники дохода. GEM называет таких предпринимателей «вынужденными», отличая от «высокопритязательных», начавших свое дело из-за желания стать независимыми или увеличить доход. В развитых странах предпринимателей второй группы значительно больше, чем тех, кто начал бизнес от безысходности, говорит Верховская. В 2016 году в группе развитых стран с инновационной экономикой их было в 3,9 раза больше, чем «вынужденных», в странах с сырьевой экономикой — в 1,2 раза больше. В России — в 1,3 раза, и на протяжении десяти лет это соотношение менялось тоже незначительно.
Но есть и показатели, которые в России за десять лет изменились сильно. Например, «страх провала»: если в 2006 году боязнь оказаться неуспешным и разориться как причину отказа от начала своего дела называли 66% опрошенных, то в 2013-м таких было всего 29% (правда, в 2016 году процент вдруг вырос до 45%). А уверенность в собственных силах и знаниях сейчас выше, чем десять лет назад. Зачастую неудачи помогают снизить страх и прибавляют уверенности в собственных силах. «Я раньше считала, что прошлый опыт вредит, что люди никогда не захотят вернуться в бизнес в России, а оказалось, что нет: когда мы построили модель, выяснилось, что наличие прошлого опыта позитивно влияет на желание открыть бизнес в будущем — уже не так страшно», — отмечает Верховская.
Наблюдения выявили и другие интересные факты. Например, что враждебную для предпринимательства среду создают не только коррупция, недоступность кредитов или бюрократия. По словам Верховской, во всем, что касается предпринимательской активности, наиболее близкой к России страной является Япония, совсем другая по многим признакам страна. Но в обеих странах коллектив часто важнее личности, а социальная защищенность привлекательнее возможности работать на себя. Важную роль в экономике двух стран играют крупные компании и корпорации, работа в которых приносит стабильный доход, дополнительные гарантии и льготы.
Все десять лет жители России называли предпринимательство желанной карьерой, но это не значит, что все больше людей выбирают эту карьеру. «Такое восприятие характерно для стран с более низким уровнем экономического развития. Если на рынке труда много предложений, в том числе от крупных компаний, восприятие карьеры предпринимателя очень низкое, как во Франции или в Финляндии», — говорит Верховская.
Другой интересный результат исследования по проекту GEM в России — рост женской активности. Мужчин-предпринимателей стабильно больше, в 2016 году активность женщин выросла на 54%, а мужчин — лишь на 19%. Кроме того, в последние годы открытием своего бизнеса в России все меньше интересуется молодежь. «Увеличивается доля старшей возрастной группы: люди теряют работу, но считают, что у них уже есть знания и навыки, они не хотят работать за копейки и хотят сделать что-то свое, — считает Верховская. — Поэтому в кризисные годы увеличивается количество женщин и людей старшей возрастной группы. И более образованной группы тоже».