Как мы относимся к началу своего дела

РБК

Тема номера / Предпринимательство

Страх потеряли

Начни бизнес

«Предполагаете ли вы — самостоятельно или вместе с другими — в течение следующих трех лет организовать новый бизнес?» Этот вопрос в числе прочих каждый год задают жителям десятков стран участники проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства» (GEM). В России «да» в 2016 году ответили всего 2,1% опрошенных. Это худший результат среди всех стран — 65-е место из 65 возможных

Сам по себе этот факт еще не позволяет делать далеко идущие выводы: например, лидерами по числу желающих начать бизнес в прошлом году стали Египет и Буркина-Фасо, а соседями России — Малайзия и Испания. «Высокий индекс намерений не значит, что все они пойдут и начнут бизнес. Верно и обратное — кто-то из тех, кто не выразил такого намерения, создаст бизнес», — говорит Ольга Верховская, доцент Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета и руководитель российской части проекта GEM. Показатель, который называется «предпринимательские намерения», обозначает скорее отношение к предпринимательству, и по нему Россия держится в конце списка все десять лет, в течение которых принимает участие в мониторинге.

Для России также характерны низкая оценка собственных знаний и навыков, необходимых для создания бизнеса, и крайне пессимистичное восприятие внешней среды: люди склонны оценивать экономическую ситуацию хуже, чем она есть на самом деле, и более негативно, чем жители многих стран с более слабой экономикой. И в этом смысле ретроспективный взгляд дает на парадоксальную картину: в кризисные годы, когда ситуация не ухудшается на самом деле, люди чаще начинают собственное дело.

Во многих странах ухудшение ситуации в экономике вызывает рост предпринимательской активности, комментирует Верховская. Люди часто начинают бизнес, потеряв другие источники дохода. GEM называет таких предпринимателей «вынужденными», отличая от «высокопритязательных», начавших свое дело из-за желания стать независимыми или увеличить доход. В развитых странах предпринимателей второй группы значительно больше, чем тех, кто начал бизнес от безысходности, говорит Верховская. В 2016 году в группе развитых стран с инновационной экономикой их было в 3,9 раза больше, чем «вынужденных», в странах с сырьевой экономикой — в 1,2 раза больше. В России — в 1,3 раза, и на протяжении десяти лет это соотношение менялось тоже незначительно.

Но есть и показатели, которые в России за десять лет изменились сильно. Например, «страх провала»: если в 2006 году боязнь оказаться неуспешным и разориться как причину отказа от начала своего дела называли 66% опрошенных, то в 2013-м таких было всего 29% (правда, в 2016 году процент вдруг вырос до 45%). А уверенность в собственных силах и знаниях сейчас выше, чем десять лет назад. Зачастую неудачи помогают снизить страх и прибавляют уверенности в собственных силах. «Я раньше считала, что прошлый опыт вредит, что люди никогда не захотят вернуться в бизнес в России, а оказалось, что нет: когда мы построили модель, выяснилось, что наличие прошлого опыта позитивно влияет на желание открыть бизнес в будущем — уже не так страшно», — отмечает Верховская.

Наблюдения выявили и другие интересные факты. Например, что враждебную для предпринимательства среду создают не только коррупция, недоступность кредитов или бюрократия. По словам Верховской, во всем, что касается предпринимательской активности, наиболее близкой к России страной является Япония, совсем другая по многим признакам страна. Но в обеих странах коллектив часто важнее личности, а социальная защищенность привлекательнее возможности работать на себя. Важную роль в экономике двух стран играют крупные компании и корпорации, работа в которых приносит стабильный доход, дополнительные гарантии и льготы.

Все десять лет жители России называли предпринимательство желанной карьерой, но это не значит, что все больше людей выбирают эту карьеру. «Такое восприятие характерно для стран с более низким уровнем экономического развития. Если на рынке труда много предложений, в том числе от крупных компаний, восприятие карьеры предпринимателя очень низкое, как во Франции или в Финляндии», — говорит Верховская.

Другой интересный результат исследования по проекту GEM в России — рост женской активности. Мужчин-предпринимателей стабильно больше, в 2016 году активность женщин выросла на 54%, а мужчин — лишь на 19%. Кроме того, в последние годы открытием своего бизнеса в России все меньше интересуется молодежь. «Увеличивается доля старшей возрастной группы: люди теряют работу, но считают, что у них уже есть знания и навыки, они не хотят работать за копейки и хотят сделать что-то свое, — считает Верховская. — Поэтому в кризисные годы увеличивается количество женщин и людей старшей возрастной группы. И более образованной группы тоже».

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Виталий Алтухов: «Врачи, педагоги, инженеры — они никуда не денутся» Виталий Алтухов: «Врачи, педагоги, инженеры — они никуда не денутся»

Виталий Алтухов о тонкостях профориентации и карьерного трека

РБК
Связанные одной целью Связанные одной целью

Можно ли в одном организме объединить несколько разных существ?

Вокруг света
Холодец: некoтoрые любят похолоднее Холодец: некoтoрые любят похолоднее

Откуда произошел холодец и как его правильно приготовить?

КАНТРИ Русская азбука
«Казус белых» на российском рынке вина «Казус белых» на российском рынке вина

На российском винном рынке красные вина постепенно уступают место белым

РБК
Наследие Алексея Бахрушина — история и современность Наследие Алексея Бахрушина — история и современность

О деятельности А. А. Бахрушина, о судьбе дела всей его жизни, Театрального музея

Знание – сила
Вызов простоты Вызов простоты

Как решение абстрактной задачи угрожает всей экономике?

Вокруг света
Необычные пейринги к вину: мнения сомелье Необычные пейринги к вину: мнения сомелье

Какие можно попробовать неожиданные и необычные пары к вину?

РБК
Безалкогольное вино: что это такое и почему оно становится все популярнее Безалкогольное вино: что это такое и почему оно становится все популярнее

В чем причины взрывного роста безалкогольного вина на рынке

РБК
Кадры решают Кадры решают

Помогут ли новый федеральный проект и господдержка привлечь специалистов в АПК?

Агроинвестор
Южный Урал — сказочный край России Южный Урал — сказочный край России

Давно мечтала я побывать на Урале и вот стою у ворот парка «Таганай»...

Знание – сила
Российские виноделы — о причине прорыва белых вин в России Российские виноделы — о причине прорыва белых вин в России

Почему наконец совершился знаковый качественный прорыв в белых винах

РБК
Популяризация свинины Популяризация свинины

Что поможет увеличению потребления свинины

Агроинвестор
Познание в обход сознания Познание в обход сознания

Почему мозг приписывает намерения нарисованным треугольникам?

Вокруг света
Жизнь после жизни: цветок и плод Жизнь после жизни: цветок и плод

Как на месте угасающего цветка начинает своё развитие плод

Наука и жизнь
Капризы моды в храме науки Капризы моды в храме науки

Казалось бы, в сфере науки просто нет места моде. Но так ли это?

Знание – сила
Даурские каникулы Даурские каникулы

Истории о свободолюбивых диких котах и их скрытном образе жизни

Наука и жизнь
Софонисба Вторая… — Первая! Софонисба Вторая… — Первая!

Кто сказал, что эмансипированные женщины появились только в конце XIX века?

Знание – сила
Вино в кино на все времена Вино в кино на все времена

Кинокартины, которые помогут погрузиться в эномир и узнать больше о виноделии

РБК
Бродский и его окружение Бродский и его окружение

Размышляем о роли вина в жизни и поэзии Иосифа Бродского

РБК
Элементарно, Ватсон Элементарно, Ватсон

Портрет необъятной Викторианской эпохи в пяти предметах

Вокруг света
Мода или роскошь? Право или мода? Мода или роскошь? Право или мода?

Что было в обществе до понятия моды и что такое роскошь?

Знание – сила
Самое продуктивное межсезонье Самое продуктивное межсезонье

Моды в гуманитарных науках никогда не бывают сезонными: это всегда межсезонье

Знание – сила
Дух большой воды Дух большой воды

Почему индейцы боятся «Большой воды» и уходят все глубже в лес?

Вокруг света
«Главное — идея, которую ты воплощаешь» «Главное — идея, которую ты воплощаешь»

Винодел Павел Швец работает с вином с 19 лет. Что он может о нем сказать?

РБК
«Я очень скупой на оценки» «Я очень скупой на оценки»

Какова цена входа в виноделие и стоит ли обижаться на оценки в гиде

РБК
Винные тренды 2025 года — мнения экспертов и героев проекта «РБК Визионеры» Винные тренды 2025 года — мнения экспертов и героев проекта «РБК Визионеры»

Тренды винной культуры в мире и мнения экспертов

РБК
Мода как универсальный феномен Мода как универсальный феномен

История и природа явления моды, перспективы ее развития

Знание – сила
Винное литературознание Винное литературознание

Как винный дух гуляет по истории литературы, в каких сюжетах и характерах

РБК
«Не хочу» остро мыслящего человека «Не хочу» остро мыслящего человека

«Minima moralia»: как человек с обрушившейся жизнью постепенно приходит в себя

Знание – сила
В поисках частиц темной материи В поисках частиц темной материи

Три основные гипотезы о том, что представляют собой частицы темной материи

Знание – сила
Открыть в приложении