Колонка главного редактора
Титаны и герои
Раз в год мы делаем специальный номер с рейтингом 500 крупнейших компаний России, который резко выбивается из привычной идеологии нашего издания — «журнала о новых героях бизнеса». На первый взгляд рейтинг РБК выглядит таким же крупным, основательным и тяжеловесным, как возглавляющие его компании: «Газпром», ЛУКОЙЛ, «Роснефть», РЖД, Сбербанк. И на вершине этой таблицы действительно ничего не меняется годами: в этом году X5 Retail Group впервые обошла «Сургутнефтегаз», но вряд ли это событие вызовет большой интерес за пределами круга ценителей корпоративных новостей.
РБК 500 и аналогичным ему рейтингам всегда не хватает голливудской драмы: маленькая компания решает бросить вызов гиганту, упорно тренируется в своем гараже, в решающий день выходит на бой и в яростной схватке вырывает победу и чемпионский пояс. Кажется, что в реалиях большого бизнеса такого не бывает, но на самом деле в РБК 500 есть свои амбициозные новички и свои большие победы. Но завоевание вчерашними малышами позиций в списке лидеров российского бизнеса не происходит в формате лобового столкновения, а скорее может быть описано термином «инфильтрация». Чаще они проникают в рейтинг незаметно.
«Сопливых вовремя целуют», — грубовато говорил челябинский предприниматель Сергей Студенников о временах, когда многие поставщики не воспринимали всерьез его компанию «Красное и белое». Им пришлось очень пожалеть об этом, когда она стала федеральной сетью. В 2011 году выручка «Красное и белое» составляла 10 млрд руб., в 2016-м — 138 млрд руб., теперь это огромная компания, обогнавшая по этому показателю челябинскую группу ЧТПЗ, представителя тяжелой индустрии, поставщика труб большого диаметра для крупнейших нефтегазовых компаний.
Свежий пример — сеть «ВкусВилл» Андрея Кривенко, которого журнал РБК всего полтора года назад поставил на обложку номера со слоганом «Нет работы? Начни бизнес». Кривенко начинал этот бизнес, будучи действительно безработным, его инвестиции в первую торговую точку в 2009 году исчислялись суммой 50 тыс. руб. В 2011 году выручка его компании составила 177 млн руб., а по итогам 2016 года выросла уже до 20,8 млрд руб., и «ВкусВилл» впервые вошел в РБК 500.
Есть и другие новички, созданные по образцу компаний 1990-х, вроде «Нового потока», который был создан путем объединения двух нефтеперегонных заводов и нескольких месторождений нефти. Но таких в истории современного российского бизнеса все меньше, а выросших с нуля — все больше.
В этом году в рейтинге 45 новичков. Не все из них стали такими из-за органического роста, по некоторым в прошлом году у нас просто не было финансовых показателей, а первые новички появляются в третьей сотне. Среди них есть нацеленные на госконтракты «Концерн Калашников» и «Роскосмос », есть — работающие за счет денег обычных людей «Дочки-Сыночки» и «Фаберлик». Кто из них вам симпатичнее, решите сами.